Постановление №713 о регулировании цен могут отменить? Как это может повлиять на цены на авто

 
32 474
01 ноября 2024 в 19:16
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner, Александр Ружечка
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner, Александр Ружечка

На заседании Совета по развитию предпринимательства, которое состоялось 31 октября, первый заместитель премьер-министра Николай Снопков объявил, что постановление №713, регулирующее цены, планируют отменить. Как данный документ влияет на работу автодилеров и приведет ли его отмена к росту цен на новые автомобили, рассказал председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода.

— Как отмена постановления №713 скажется на автомобильных дилерах?

— Во-первых, я бы хотел подчеркнуть, что слухи об отмене постановления №713 пока сильно преувеличены и преждевременны. На заседании Совета по развитию предпринимательства первый вице-премьер Николай Снопков лишь допустил такую возможность. Но для этого следует выработать иные механизмы справедливого ценообразования на потребительские товары.

На упомянутом совещании БАА внесла предложение о целесообразности исключения законодательного регулирования цен на легковые автомобили. Было обращено внимание, что, согласно данным Белстата, за девять месяцев текущего года цены на легковые автомобили не выросли. Более того, с начала года они упали на 2,24%. Снижение цен является следствием увеличения предложения на рынке и усиления конкуренции.

Ключевым игроком на рынке новых легковых автомобилей является СЗАО «БелДжи». Государство может определять уровень цен в тех сегментах рынка, где присутствует продукция отечественного производителя. У остальных игроков выбор невелик: или подстраивайся под уровень цен «БелДжи», или теряй долю и покидай рынок. Авторынок очень чувствителен к цене товара.

Кстати, отмечу, что стабилизация цен достигнута в условиях беспрецедентного роста спроса на новые легковые автомобили. Следовательно, предложение росло опережающими темпами. Пока нет никаких признаков возникновения дефицита предложения.

Да и какая может быть угроза дефицита, если производственные мощности все того же «БелДжи» вдвое превышают совокупный спрос на новые легковые автомобили?

— Как именно постановление №713 регулировало работу дилеров и влияло на изменение цен на легковые автомобили?

— На начальном этапе постановление сыграло определенную стабилизирующую роль. Но затем утратило всякий смысл для отрасли, так как обычное состояние автомобильного рынка — это рынок покупателя. В условиях, когда цену диктует покупатель, наценки ограничены не постановлениями, а конкуренцией. К слову, предельные наценки при продаже новых легковых автомобилей крайне редко (и то по объективным причинам) выходят за пределы, установленные постановлением №713.

А вот непроизводительной работы в дилерских салонах заметно добавилось. Лишняя работа — лишние затраты, что в свою очередь давит на цены и рентабельность.

Сегодня сложились не самые благоприятные условия для деятельности автомобильных дилеров. И в такое время хотелось бы меньше отвлекать бизнес на исполнение тех административных процедур, которые утратили свою актуальность.

— Можно ли говорить о том, что после отмены постановления №713 цены на легковые автомобили вырастут?

— Хочу вас разочаровать, но цены в здоровой экономике растут всегда. Вопрос необходимо рассматривать в плоскости справедливого ценообразования, которое дает возможность развиваться бизнесу, не обременяя потребителя неоправданными поборами.

Например, если цены на легковые автомобили растут примерно в том же темпе, что и индекс потребительских цен на основные группы товаров, то можно говорить о некоем балансе интересов.

И еще хотел бы подчеркнуть: цены на легковые автомобили или машинокомплекты для их производства зависят не только от аппетитов производителя и дилеров, но и от курсов валют, затрат на логистику, цен поставщика и так далее.

Постановление №713 лишь ограничило надбавки в сфере обращения, в торговле. Но если, к примеру, для импортеров возрастут ставки утилизационного сбора, то цены могут вырасти и выше уровня цены, которая рассматривается потребителем как справедливая. При этом и сам дилер может пострадать, теряя доходность, чтобы не допустить одномоментного переноса в цены всей суммы возросших расходов.

— Правительство предложило бизнесу собрать все предложения и представить их в виде единого документа. Какую работу БАА ведет в данном направлении?

— Автомобильная ассоциация не первый день ведет диалог с МАРТ, правительством о совершенствовании системы регулирования цен на легковые автомобили. Мне кажется, что за это время мы научились лучше слышать и понимать доводы друг друга.

В последнем изменении постановления №713 правительство отменило ценовое регулирование в отношении определенной группы «премиальных товаров». Речь в том числе о ряде марок автомобильных шин, таких как Hankook, Goodyear, Nokian и иных. Теперь логичным кажется шаг отмены регулирования цен и на сами легковые автомобили, в составе которых эксплуатируются те самые шины.

В принципе, БАА предполагает задуматься, насколько оправданным является отнесение легковых автомобилей к категории социально значимых. Ведь средняя цена реализуемого дилерами легкового автомобиля близка к 100 тысячам рублей.

Что же касается защиты наиболее уязвимых слоев населения, то, напомню, есть действующий указ президента №140, которым предоставлены льготы для определенных групп населения при приобретении легкового автомобиля за рубежом.

Следует подчеркнуть, что регулирование для дилеров согласно постановлению №713 — это вопрос не столько доходности, сколько избыточных процедур и преград для повышения эффективности своей деятельности.

Кстати, некоторые из этих преград для дилеров не только улучшают, но могут и ухудшать условия для покупателей. Например, ограничение на выплаты бонусов ограничивает возможности влияния на деятельность дилеров по повышению качества послепродажного обслуживания, повышению уровня профессионализма, качество гарантийной поддержки.

Или, что называется, на носу знаковые даты и праздники, когда покупатель ждет скидок и распродаж: «черная пятница», Новый год, Рождество, — а импортер не может предоставить скидки дилерам (торгующим организациям) для обеспечения этих распродаж в интересах граждан, не лишив самих дилеров вознаграждения (бонуса) за проделанную работу. Законодатель в таких случаях разрешает действовать по принципу «или — или». Соответственно, и торгующие организации не заинтересованы в проведении акционных распродаж.

Так что у БАА есть программа-максимум — исключить ценовое регулирование на легковые автомобили вовсе. И программа-минимум — исключить ограничения на выплаты бонусов в автобизнесе.

В отличие от продовольственного ретейла, в автобизнесе нет доминирования розничных сетей над производителем. Вам любой дилер Belgee скажет, кто доминирует в отношениях «дилер — автопроизводитель». А соответственно, нет и необходимости ограничивать бонусные выплаты в автомобильной отрасли.

— Какими вы видите принципы формирования справедливой цены? Как можно (и нужно ли вообще) регулировать ценообразование в сфере продаж новых легковых автомобилей?

— На мой взгляд, динамика роста цены на товар является справедливой, если она не опережает темпы роста доходов населения.

Я не сторонник административного регулирования цен. Но и рынок в какие-то моменты может давать сбои. Такой эксцесс в виде скачка цен произошел весной 2022 года. Не буду вдаваться в подробности той истории, об этом уже много говорилось, в том числе и в БАА. Если МАРТ будет видеть, что история повторяется, цены на автомобили неоправданно взлетели, то на краткосрочный период возможно возвращение к регулированию цен. Если же рынок стабилен, а именно таким он и бывает в подавляющем большинстве случаев, то смысла в регулировании через постановление правительства я не вижу.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by