8 августа Александр Лукашенко внес в парламент законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», сообщили в пресс-службе президента. В числе прочего важные изменения должны коснуться и так называемой водительской статьи Уголовного кодекса — 317-й. Депутаты Палаты представителей приняли законопроект в первом чтении.
В частности, в соответствии с законопроектом переводятся в дела частно-публичного обвинения (возбуждаются по заявлению потерпевшего) преступления о нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновного лица (ч. 2 ст. 317 УК). Данная мера призвана способствовать внутрисемейному урегулированию конфликта.
Напомним, что в настоящее время санкция ч. 2 ст. 371 Уголовного кодекса (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения) предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
ДТП, в которых страдают или даже гибнут родственники или члены семьи водителя, признанного впоследствии виновным в происшествии, всегда вызывают резонанс в обществе. Одна из самых громких аварий — столкновение BMW c автобусом на улице Ваупшасова в Минске. Тогда погиб ребенок, сын водителя BMW, а самого водителя признали виновным и осудили по ч. 2 ст. 317 УК на 4 года лишения свободы в колонии-поселении с лишением водительских прав на 5 лет.
Как сообщили сегодня в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты рассматривают проект закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который предусматривает внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В числе предложенных нововведений — перевод отдельных преступлений в дела частно-публичного обвинения. В частности, преступления о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения и совершенном близкими лица, пострадавшего от преступления, будут относиться к делам частно-публичного обвинения.
Что это означает и что изменится? Мы попросили разъяснить эти моменты юриста Татьяну Ревинскую.
По ее словам, в части 1 ст. 26 Уголовно-процессуального кодекса закон определяет, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение в суде осуществляются в публичном, частно-публичном порядке и в порядке частного обвинения. Различие указанных категорий дел заключается в порядке их возбуждения, основаниях прекращения дел в суде и субъектах поддержания обвинения в суде.
В ч. 4 ст. 26 УПК перечислены преступления, уголовные дела о которых относятся к делам частно-публичного обвинения: ч. 1 ст. 149, ст. 150—152; ч. 1 ст. 154; ст. 155; ч. 1 ст. 166; ч. 1 ст. 167; ч. 2 ст. 178; ст. 186; ч. 2 ст. 188; ст. 201; ст. 204; ч. 1 ст. 218; ст. 219, 249, 255, 378 и ч. 1 ст. 384 УК.
— Дела частно-публичного обвинения возбуждаются органом уголовного преследования только при наличии заявления пострадавшего (его законного представителя). Пострадавший сам оценивает серьезность совершенного в отношении него преступления, и только от его решения зависит — будет возбуждено уголовное дело или нет. Однако, если дело затрагивает существенные интересы государства или общества либо если пострадавший в силу своего беспомощного состояния или по другим причинам не в состоянии защитить свои права, возбудить уголовное дело может прокурор и без заявления пострадавшего (ч. 2 ст. 176 УПК), — отметила Татьяна Ревинская.
Расследование уголовного дела данной категории осуществляется по общему основанию.
Рассмотрение дела в суде происходит при обязательном участии прокурора как стороны обвинения (ч. 8 ст. 34).
— Уголовное дело может быть прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым. Однако для этого необходимо получить согласие на примирение не только потерпевшего, но и обвиняемого. Если обвиняемый не признает свою вину либо признает ее частично, это расценивается как отсутствие его согласия на примирение, и, соответственно, прекращение производства по уголовному делу невозможно, — указала юрист.
А вот если уголовное дело данной категории возбуждено прокурором, то прекращению в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим оно не подлежит.
Это юридическое объяснение, которое без соответствующего образования разобрать может быть не так просто. Обывателям же важно уяснить следующее:
Читайте также:
Парламент рассмотрит законопроект о смягчении уголовной ответственности по ряду преступлений
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.