Владислав и Александр на Kia Rio совершили поистине грандиозное путешествие по нашей стране. В сумме они проехали примерно 2150 километров и по пути посетили множество городов и других населенных пунктов. Мы попросили одного из участников автопробега — Александра — рассказать о путешествии поподробнее. Выяснили также и то, во сколько обошлась поездка.
В качестве транспорта напарники использовали Kia Rio третьего поколения с двигателем объемом 1,6 литра. Стоит отметить, что и Александр, и Владислав ранее уже имели опыт автопутешествий. «Отправлялись мы и в более дальние, и в более длительные, и в более экстремальные поездки», — замечает Александр.
— Как только у меня появилась первая машина — сразу начал ездить много и по возможности далеко, — вспоминает мужчина. — Я посещал областные белорусские города, Литву, Латвию, Польшу, Словакию, Эстонию. Потом переехал в Армению, приобрел внедорожник и достаточно серьезно подготовил его для более сложных экспедиций. Побывал буквально в каждом уголке Армении и Грузии (причем далеко не по одному разу). Формат путешествий там совсем иной, чем в Беларуси: бездорожье, нехоженые горные тропы, ночевки в палатках. Особенно интересен северо-западный регион Грузии — Сванетия. Посетил его семь раз.
Поездку по Беларуси друзья наметили на новогодние праздники.
— Будучи фанатом автопутешествий, я все время перебираю варианты, куда сорваться, — объясняет Александр. — Мне показалось, что самое масштабное для Беларуси — это проехать ее по кругу. Альтернативной траектории большей протяженности не существует. Нас ограничивала только продолжительность выходных. Но мы имеем опыт поездок в высоком темпе (700 километров в день — это для нас комфортно). Неподготовленному путешественнику подобное может даться не столь легко с учетом сокращенной продолжительности светового дня и раннего наступления сумерек.
Александр и Владислав постарались обеспечить адекватный минимум подготовки.
— Самый важный аспект для успешного и безопасного ночного вождения — это освещение, — делится собеседник. — Хорошая видимость позволяет комфортно передвигаться в темное время суток. Снижается нагрузка на глаза, не приходится высматривать опасность (например, животных или ямы). Дальше видишь — имеешь больше времени на принятие решения.
Путешественники заменили лампы головного света и, как оказалось, не зря: впоследствии мужчины успешно увернулись от трех лосей, стоявших посреди дороги в сторону Браслава.
Еще один аспект — колеса.
— На автомобиле к этому сезону резина обновлялась, — говорит Александр. — Снежную кашу и лед мы проехали аккуратно, но уверенно. С запаской и компрессором было спокойнее.
— В техническом состоянии автомобиля сомнений не было, поскольку машина досмотрена, — добавляет водитель. — Напоследок скажу еще про стеклоомывающую жидкость. Взяли ее с запасом.
— Лучшим решением для планирования подобных (и гораздо более сложных) поездок является приложение OsmAnd, — продолжает Александр. — Программа позволяет указать ключевые точки и сама прокладывает маршрут с учетом предпочтений по типу дорог и возможностей ТС. Также присутствует возможность отрисовки топографических изолиний, что критически необходимо в горах (но не сильно актуально для наших широт). Мы не стали планировать заправки и прочие остановки с учетом запаса топлива, поскольку в Беларуси это не так важно. Запас хода в 400 километров перекрывает любое расстояние между двумя соседними заправками в стране. В целом оценить общий километраж и спланировать ночевки получилось довольно точно. Мы ориентировались на среднюю скорость порядка 60—70 км/ч, принимая во внимание переменчивые погодные условия. По итогу ровно так и получилось. Много где удалось проехать сильно быстрее, но заезды в города съели сэкономленное время.
— Имея полную картину и все путевые точки, удобно строить краткосрочную навигацию по навигатору от «Яндекса», — подсказывает собеседник. — Благодаря актуальной информации о пробках и перекрытиях равных ему в нашем регионе нет. К примеру, он сэкономил нам время, предупредив о паромной переправе в районе города Мозырь, которая еще и не работала в связи с окончанием навигационного периода.
Изначально участники пробега решили останавливаться в арендных квартирах, так как это показалось им оптимальным решением по соотношению цена/качество. Но достаточно быстро выяснилось, что это ненадежный механизм.
— Сначала отменилась одна аренда, потом другая, — объясняет Александр. — Отсутствие штрафов для арендодателей на существующих платформах ставит арендаторов в слабую позицию. Мы переключились на гостиницы. Приятных и доступных вариантов много, но почти все были заняты многочисленными туристами из соседней России. С третьей или четвертой попытки удавалось забронировать подходящий вариант. В любом случае в машине бы спать не пришлось, но на поиск комфортного по бюджету варианта приходилось тратить время.
Александр не скрывает: готовились к худшему как в плане погодных условий, так и в плане состояния дорог. Погода оказалась переменчивой, а прогнозы — противоречивыми.
— Беларусь хоть и относительно небольшая страна, но метеорологические условия сильно отличались, — удивляется мужчина. — На севере лежал снег. На юге его не было.
— А вот дороги на удивление оказались идеальными, — отмечает водитель. — Помимо двух жестковатых «лежачих полицейских» и одной маленькой ямки, проезжая часть была гладкая, как зеркало.
Путешественники выехали из Минска в районе 16:00 и направились в сторону северной границы. Проехали через Молодечно в направлении озера Нарочь. Прошли паспортный контроль при въезде в приграничную зону с Литвой. Увернулись от трех лосей, стоявших на дороге. Проехали Браслав (в ночи где-то справа до горизонта раскинулось озеро Дривяты). Завершили день ночлегом в Новополоцке.
— В Новополоцке в воздухе ощущался запах растворителя. Возможно, все дело было в направлении ветра (от завода «Нафтан»). Люди с повышенной чувствительностью либо мигренями не оценят, — признается Александр.
Второй день начался с заезда в город Полоцк и проезда мимо Софийского собора. Затем были Витебск, Орша, Могилев и Гомель.
— В Гомеле сделали продолжительную остановку на ужин и прогулку по скверу имени Громыко, где представлены красочные инсталляции «Знаки зодиака», — восстанавливает последовательность событий мужчина. — Дворец Паскевичей и окружающий его парк посетить не вышло, так как парковка и центральная площадь были заняты праздничными гуляниями. Благо в этом парке каждый из нас и так был по два раза.
Выдвинулись в Мозырь. Дорога Гомель — Брест оставила у путешественников положительные впечатления (прямая, с простыми обгонами). На ночлег остановились в мозырской гостинице «Припять».
— Место очень атмосферное, сумевшее сохранить шарм советских времен, — описывает Александр. — Гостиница, безусловно, заинтересует тех, кого не оставляет ностальгия или кто не застал те времена. Здание расположено на возвышенности, с которой утром открывается хороший вид на реку.
Утром, позавтракав в кафе при гостинице, искатели приключений выдвинулись в направлении Бреста. По пути проехали Пинск, где сделали остановку у речного вокзала, и Кобрин.
— Не будь я простужен, обязательно бы отведали кобринского мороженого, — уверяет Александр.
— По прибытии в Брест посетили крепость. Далее направились в сторону Гродно, огибая Беловежскую пущу и стараясь держаться поближе к границе, — продолжает собеседник. — Доступных вариантов ночлега в Гродно не нашлось, но повезло остановиться в гостинице, расположившейся перед самым пунктом пропуска «Брузги». Погранпереход на данный момент не работает, поэтому было много свободных номеров. Там отличные комнаты, шикарное кафе. Идеальный вариант, если вы следуете в Гродно со стороны Бреста.
Заключительный день поездки. Утром путешественники отправились в Гродно, остановились в районе замков. Прямо там расположена старая пожарная каланча и главная синагога города.
— Хочется отметить, что, на наш взгляд, Гродно исключительно красив и однозначно вверху списка мест к посещению, — поделился впечатлениями Александр. — Можно смело закладывать побольше времени на его изучение.
Далее было посещение Лиды: проехали мимо пивзавода, сходили в Лидский замок. Затем продолжили путь в сторону Гольшанского замка.
— Ему явно требуется серьезная реконструкция, — высказался мужчина.
В Гервятах участники поездки побывали в костеле Святой Троицы, а затем миновали БелАЭС. В сумерках закольцевали маршрут в Молодечно, по пути проехав по берегу озера Свирь.
— Очевидно, такой пробег для многих может оказаться утомительным, а желающим детально изучить достопримечательности явно не хватит 5—10 минут на город, — подытоживает Александр. — Достаточный минимум для такой поездки с детальным осмотром хотя бы основных областных городов составляет 5—7 дней.
Путешественников порадовал расход топлива: вместо привычных 11 литров в городском режиме у них получилось около 7,5. При спокойной езде на ровных участках показатель и вовсе достигал 7 литров.
Когда мы попросили примерно посчитать бюджет путешествия, то получили следующий ответ:
— Мы рады, что поддались этому порыву, который многие, к слову, считали безрассудным, — заключает Александр. — Крайне интересный и достойный повторения опыт, в результате которого вы сможете с полным правом заявлять, что в Беларуси побывали почти везде.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by