«Экономичнее пропана на 25—30%». Изучаем плюсы и минусы метанового ГБО и считаем выгоду

13 764
23 января 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«Экономичнее пропана на 25—30%». Изучаем плюсы и минусы метанового ГБО и считаем выгоду

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Если вы из тех, кто любит экономить, то наверняка задумывались о переводе машины на газ. О пропан-бутане мы уже подробно говорили, но «метановую» тему давно не поднимали. Вместе с экспертом обсуждаем стереотипы и страшилки, связанные с этим видом топлива, и считаем выгоду. А опытный автолюбитель расскажет нам, как вся эта теория работает на практике.

Метан и пропан-бутан — что экономичнее? Считаем вместе с экспертом

Газ — это история про экономию, поэтому начнем с цен. Метан стоит 1,06 рубля за кубометр, пропан-бутан — 1,25 рубля. Заметим, что в случае с ПБА сеть «Белоруснефть» позволяет при определенных условиях получить скидку на топливо до 10%, но метан все равно остается более выгодным. И вот почему.

— Теплотворная способность метана выше, чем пропана. Поэтому расход у него такой же, как и у бензина — один к одному, — рассказывает Александр Щербицкий, директор СТО «Газ-Альтернатива». — Чтобы узнать, сколько ваша машина будет потреблять пропан-бутана, нужно к расходу бензина прибавить 15—20%.

Александр Щербицкий
Таким образом, метан, по грубым подсчетам, экономичнее пропана на 25—30%.

— Сколько стоит поставить метановое оборудование на авто?

— На машину с распределенным впрыском установка оборудования OMVL с баллоном на 90 литров будет стоить $900. В случае с моделями с непосредственным впрыском все сложнее. В первую очередь потому, что не все подобные автомобили можно перевести на газ.

— Как думаете, какой процент водителей, ездящих на метане, это таксисты, а какой — обычные автолюбители?

— Сложно сказать. Просто предположу, что соотношение 90 к 10.

У нас бум «метановых» клиентов случился с приходом «Яндекса», когда вход в бизнес стал очень легким. Все побежали брать машины в лизинг, переоборудовать их и зарабатывать на перевозках деньги. Сейчас из-за нововведений в такси наблюдаем отток клиентов.

— Что нужно чаще обслуживать — пропан или метан?

— К плановому обслуживанию мы относим замену газовых фильтров и периодическую аттестацию баллона. Фильтр меняется каждые 10—15 тыс. км. На нашей СТО это стоит 12 рублей. Мне кажется, это не те расходы, которые могут повлиять на решение, ставить газ или нет.

Если мы говорим про поверку баллонов, то с пропаном на эту процедуру нужно приезжать раз в два-три года в зависимости от производителя оборудования. С метаном — раз в пять лет. Но некоторые заводы требуют проводить хотя бы визуальный осмотр каждые три года. У нас снять/поставить баллон стоит 30 рублей, 45 — сама поверка. Тоже сумма не космическая с учетом, что ее необходимо отдавать раз в пять лет.

Другая статья расхода — ремонт вышедших из строя узлов и агрегатов. Тут уже зависит от того, какое оборудование и за какую цену человек поставил изначально. Например, на китайское оборудование мы даем гарантию год или 50 000 км пробега. По моему опыту, без проблем оно отхаживает около 100 000. На отдельных производителей гарантия варьируется от двух до пяти лет. Мы помимо китайского ГБО работаем с польским брендом STAG или OMVL.

— STAG — самый популярный у нас бренд?

— Отвечу так: это самый подделываемый в Беларуси бренд. Все эти гаражники ставят за $440 под видом STAG то, что мы предлагаем за $370 и называем Lovatti.

Очереди на заправках, маленький запас хода, плохая динамика. Ищем минусы у метана

Пропан у белорусов гораздо популярнее метана. Такой вывод можно сделать, взглянув на карту заправок. Метановых АЗС по Минску всего четыре, ПБА — в разы больше.

Скриншот с metan.by

— Это замкнутый круг: люди не так активно устанавливают ГБО из-за слабой сети заправок, — продолжает Александр. — Но инвесторы не хотят вкладываться в развитие инфраструктуры, если не видят, что количество клиентов не растет.

— Тем не менее приезжаешь на метановую заправку, а там очереди таксистов…

— На своем опыте скажу: очереди стали меньше в последнее время. Связано это с тем, что АЗС модернизируются, увеличивается число колонок.

Лично я понимаю: ради экономии нужно чем-то жертвовать. В моем случае приходится выезжать на работу на 15 минут раньше, чтобы попасть на АЗС сразу после пересменки. Тогда я провожу на заправке всего 5—7 минут.

Наш эксперт передвигается на автомобиле с метановым ГБО. Запас хода на газу — около 450 км.

— Что касается путешествий по Беларуси, то ни в одном регионе я с проблемами не сталкивался. Разве что в Витебской области дела обстоят не очень. Если говорить о России, то там сеть в последние годы, наоборот, выросла в разы. «Газпром», насколько я знаю, ведет активную работу по созданию единого рынка с РФ для газомоторного топлива.

В то же время Александр приводит еще один аргумент в пользу пропана: по его словам, такой баллон легче и занимает гораздо меньше места в машине.

— К тому же запас хода на ПБА при сопоставимых объемах баллонов гораздо больше, чем у метана: 550 км против 200—250, если брать за пример Lada Vesta.

— Правда, что на метане машина чаще «тупит»?

— Да. И связано это с физическими свойствами газов, а именно со временем горения. Если мы будем проводить испытания на диностенде, то увидим потерю мощности метановой машины порядка 15%. Но тут есть и плюсы: топливо не детонирует, горит плавно, и мотор испытывает меньшую нагрузку. Кто-то говорит, что и нагары в двигателе образуются реже, и масло служит дольше, но все эти моменты малодоказуемы.

— Часто ли к вам приезжают с заводскими метановыми баллонами?

— Насколько знаю, в Минске всего три предприятия, которые обслуживают заводские баллоны. Такое ГБО содержать несколько дороже. Связано это с тем, что часть баллонов стоит внутри, часть снаружи… Если мы говорим, что поверить метановый баллон стоит 45 рублей, то у Volkswagen Sprinter их 12. Перемножаем, и цена уже ощутимая.

Есть у заводского метанового оборудования и неочевидный минус, который связан с документами на баллон. Если вы ставите ГБО в Беларуси, то получаете с ним паспорт. В случае утери бумаги можно обратиться к импортеру баллона и получить дубликат документа.

Машины с заводским метановым оборудованием, как правило, пригоняют в Беларусь без паспорта на ГБО, а копию почти никакой завод не выдает: чаще всего на производстве отвечают, мол, вы не первый владелец авто, поэтому ничего вам высылать не будем. Поверку при этом выполнить можно — вы спокойно будете заправляться на любой метановой АЗС. Но на техосмотре могут развернуть.

Метан взрывоопасен? Обсуждаем главную «страшилку»

— Метан опаснее пропан-бутана? — задаем вопрос эксперту.

— Это ошибочный стереотип. Метан легче воздуха. При утечке он, грубо говоря, улетает в небо. Пропан — тяжелее. Он оседает внизу, скапливается в ямах, подвалах и т. д. Поэтому машину с таким баллоном нежелательно долго хранить в гараже с ямой — там может осесть газ.

Но все эти рассуждения актуальны в случае непрофессиональной установки ГБО. Если оборудование подключено правильно, то когда вы машину глушите — баллон автоматически должен перекрываться. И даже если у вас что-то случится с магистралью или редуктором, то газ никуда не пойдет. Но многие установщики этот нюанс не учитывают.

Если ГБО установлено правильно, то, мое мнение, газ безопасен на 100%.

— Это мы говорим про утечки. А в случае аварии метановое ГБО опаснее пропана?

— Я считаю, что это не так. Был случай на МКАД: там случилась крупная авария. На фотографиях с места ДТП можно было рассмотреть, что метановый баллон лежит метрах в 15 от автомобиля — так далеко его отбросило из-за удара. Но никакого взрыва не произошло. Также мне известно о случае, когда воспламенился метановый ПАЗ: автобус сгорел полностью, но баллоны не взорвались.

Фото носит иллюстративный характер

— А как часто к вам заезжают автомобили с непрофессиональной, некачественной установкой ГБО?

— В день мы принимаем от шести до восьми баллонов на аттестацию. Двое-трое автовладельцев из этого числа подписывают бумагу, что они осведомлены — их машину на газу эксплуатировать запрещено.

Все эти люди, как правило, ставили ГБО задешево «в гаражах». Запорная арматура у них — без всех необходимых степеней защиты. При этом люди экономят около 260 рублей. И ради такой небольшой суммы автовладелец рискует своим здоровьем и имуществом. А установщик — свободой в случае, если что-то произойдет.

— Получается, количество гаражников растет?

— Проблема в том, что раньше установка ГБО была лицензируемым видом деятельности. Сейчас же любое юридическое лицо или серый участник рынка (гаражник) может в любой момент оказывать услуги, связанные с газовым оборудованием, и никто ему по этому поводу ничего не скажет.

Теорию изучили, а как она работает на практике? История минчанина, который сменил четыре машины на метане

Найти автолюбителя, который поставил метан на личную машину, было непросто: все же, как мы уже убедились, метан — «таксишная» тема. У минчанина Игоря история тоже нетипичная: он сменил уже четыре автомобиля с таким ГБО. При этом мужчина использует свою машину не только для семейно-бытовых нужд — иногда он сдает ее в аренду.

— Сейчас у меня Volkswagen Jetta с 1,6-литровым мотором. До него были Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Lada Vesta. Все — на незаводском метане, — рассказывает Игорь. — Когда покупал эти автомобили, они были без ГБО. Устанавливал оборудование целенаправленно и за свои деньги. Суммарный опыт «дружбы» с метаном у меня пять лет.

Почему метан, а не пропан-бутан? Он дешевле, и расход его экономичнее. По отношению к бензину я трачу процентов на 10 меньше.

При этом пробеги у автомобиля — 7000 км. Откуда такие цифры? Периодически я сдаю машину в аренду водителям такси, но и сам каждый день использую ее для передвижений по городу.

По подсчетам Игоря, полного баллона хватает на 270—280 км. На заправку при этом он тратит 20—22 рубля. Чтобы проехать такое же расстояние на обычной машине, нужно 70 рублей.

— На каком из ваших автомобилей метан проявил себя хуже всего?

— Почти все мои машины были с одним и тем же мотором. Разница чувствуется только в случае с Lada. Расход у 1,6-литрового мотора был около 9 литров на 100 км. Запас газового баллона — 220—230 км.

— А что насчет минусов? Ощущаете, что машина «тупит» на метане?

— Минимальные изменения в динамике действительно есть. У меня спокойный стиль вождения, поэтому для меня это некритично. Разве что на трассе, когда нужно резко ускориться. В городе же проблем точно не испытываешь.

Что касается заправок, то было время, когда на минских метановых АЗС выстраивались большие очереди по полчаса. Сейчас ситуация наладилась. Расположены все столичные заправки вдоль кольцевой. Кому-то это может быть неудобно, но у меня АЗС прямо рядом с домом.

Бывает, где-то ломаются колонки или станция оказывается закрыта. Тогда на других может образоваться очередь. Но в Telegram есть специальный чат, где можно найти всю информацию, включая графики работы с пересменками.

Еще из минусов метана могу выделить то, что баллон занимает много места в багажнике.

— Электрокар — это тоже история про экономию. При этом ЭЗС у нас гораздо активнее развивают. Не думали поменять газ на электричество?

— Думал! Тем более рядом с домом есть еще и электрическая заправка. Так что в ближайшей перспективе, вероятно, пересяду на электрокар.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by