За прошлый год мы успели объездить все областные центры в поисках традиционных авторынков и адекватных цен на «бэушку». Будем откровенны: не нашли ни первого, ни второго. Да, время диктует свои условия: про нынешнюю стоимость 10—20-летних машин даже распыляться не будем, вы наверняка сами регулярно обновляете автобарахолки. А последние как раз и убили «классические» рынки: все продают онлайн, больше не нужно ругаться за место с перекупщиками, чтобы найти покупателя на свою «ласточку». Сами перекупщики тоже «переродились» — многие открыли свои салоны с б/у машинами и назвали их автохаусами. В общем, по ним мы сейчас и изучаем автомобильные интересы того или иного города. Сегодня на очереди Молодечно: до столицы рукой подать (и до высоких зарплат, получается, тоже), так что уверены — будет интересно.
Вы спросите: почему Молодечно? А мы ответим: вы слышали что-нибудь о пиццерии «Пингвин» и тех самых знаменитых молодечненских бургерах? Нет? Тогда собирайтесь в гастротур, а потом и вопросы отпадут.
Но на самом деле мы, выбрав на карте рандомное направление, начали изучать, в каких ближайших к Минску населенных пунктах есть салоны с б/у авто. «Гуглеж» показал, что Заславль отменяется. Радошковичи тоже не порадовали. Другое дело — Молодечно! На одном из сайтов в перечне компаний города нашли аж четыре автохауса. А еще мы знали, что недавно туда пришла крупная сеть автосалонов с «бэушкой».
Не забыли поинтересоваться у знакомых жителей Молодечно, был ли когда-нибудь в райцентре традиционный авторынок. Нам ответили отрицательно:
— Люди ездили в Ждановичи, а до этого продавали машины через объявления в газете.
Что ж, отправляемся оценивать актуальную обстановку. Приезжаем по первому адресу, на улицу Великий Гостинец — там на карте автохаусов отмечены сразу две точки. Не нашли ни единого признака торговли машинами (так бывает: интернет нередко врет), поехали дальше. Поисковик отправляет нас на Либава-Роменскую улицу, 158. По навигатору петляем во дворах между складами, но вскоре добираемся до большой и пустой парковки. Мимо проходит мужчина в спецовке.
— Скажите, а где здесь автохаус?
— Автохаус? Его тут год уже нет.
Что ж, едем попытать удачу на площадку рядом с МРЭО. Здесь расположился салон крупной сети автохаусов. На входе — ларек с шаурмой. Хоть и не «Сайгон» (минчане поймут), но настроение задалось.
В каждый новый город наша команда, прошедшая отбирание камер и диктофонов на рынке в Малиновке, едет с легким трепетом. Конфликтовать, разумеется, ни с кем не хочется, но не все работники автосферы готовы к диалогу. На удивление в этом автосалоне встречают максимально дружелюбно и без каких-либо вопросов соглашаются и поговорить, и экскурсию по площадке провести. Судя по всему, современное поколение менеджеров, выросших в эпоху блогеров и подборщиков, абсолютно нормально относится как к тем, кто делает контент, так и к тем, кто требует дополнительную диагностику машин. А может, тарологи и астрологи все же заставили молодежь поверить в карму?
В любом случае это нам на руку, так что начинаем допрос с пристрастием. Менеджер — коренной житель города — рассказывает: сейчас в Молодечно всего один автохаус.
— В 1990—2000-х, по рассказам родственников, все, кто гонял машины, везли их в Минск, — говорит Антон. — Я слышал, что в году 2010—2011 у нас пытались открыть что-то наподобие автохауса, но просуществовал он совсем недолго, буквально пару месяцев. Наверное, не актуально тогда было. В тренде была «Малиновка» в столице.
Собеседник делится: автохаус, в котором он работает, открылся в августе. Сам молодой человек устроился сюда в январе. Обычно это «нерыбный» месяц для авторынков, но, как утверждает менеджер, с площадки уехало около 40 машин.
— Для Молодечно это отличный результат, местные перекупы в шоке, — смеется Антон. — Кто-то приходит погулять-посмотреть, а через пару часов уезжает на автомобиле. Наши покупатели — это в основном жители Молодечненского района. Еще часто приезжают из Вилейки, Воложина, Сморгони. За хорошей машиной могут и из другой области пожаловать.
— А россияне? Курс упал, самое время им ехать…
— Иногда интересуются (когда машина пробыла в Беларуси год и стала проходной на РФ), но это редкие гости.
Сейчас на площадке примерно 120 машин, взятых на комиссию (то есть де-юре владельцами большинства из них являются частники, которые не захотели заморачиваться с продажей). Около 80% — свежепригнанные экземпляры из Европы и США. «Китайцев» почти не наблюдаем: на глаза попались разве что два Geely Atlas.
— Чем интересуются жители Молодечно? Им нужно что-то европейское, по приемлемой цене (до $15 000 в эквиваленте) и чтобы не каталось до этого по нашим дорогам, — продолжает Антон. — Средний чек? Наверное, $12 000—13 000 в пересчете. Что сейчас можно купить на эти деньги? Citroen C4 Grand Picasso, Nissan Qashqai, вчера уехали два Volvo V50… Дизельные, разумеется. Все белорусы любят дизель. Еще один бестселлер — Peugeot 308.
— $12 000—13 000 — очень неплохо для районного центра! Где в Молодечно зарабатывают?
— У нас много предприятий, государственных и частных, логистических и не только.
А если говорить про более возрастные машины и сегмент $5000—10 000 по курсу? В таком случае менеджер предлагает рассмотреть Peugeot 307, Opel Zafira разных годов.
— Мое мнение: с $6000—7000 на руках можно присмотреть адекватный вариант, чтобы сел и поехал.
— А с $1000—2000, допустим?
— У нас сейчас первая цена — $3500 по курсу, — отрицательно качает головой наш собеседник, а потом вспоминает: — Хотя был белый Volkswagen Golf за $2250, который вызвал резонанс в Instagram. За ним целенаправленно приехала девушка и приобрела как первый автомобиль.
Нам не составило труда найти этот «Гольф». Вот он: 1990 год выпуска, 1,6-литровый бензиновый мотор. Менеджер утверждает: автомобиль был переварен и подкрашен — в общем, как минимум по кузову внимания не требовал. А вы уже смирились с ценами на б/у машины?
Что ж, пробежимся по ценам. Вышеупомянутый Peugeot 307 (2003 г. в., 2 л, дизель) продается здесь за $6450 в эквиваленте.
А вот по соседству ярко-красная Toyota Yaris. Менеджер рассказывает, что почти сразу, как машину выставили, за ней приехал покупатель. Но увы: ему не одобрили кредит. Примерно половина сделок на площадке закрывается с помощью банковских финансовых инструментов.
— Бывает, что человек с официальной зарплатой 1300—1400 рублей уезжает на автомобиле за $10 000—11 000. А у кого-то зарплата 3000 рублей, но он часто пользуется картами рассрочки, имеет какие-то небольшие кредиты на телефон или компьютер — и это сильно урезает возможности, — поясняет Антон.
— Был случай: пришел молодой человек лет 25, хотел купить Porsche, — собеседник указывает на Cayenne 2007 года выпуска за $11 850 по курсу. — Подал в один день кучу заявок в разные банки. И было видно по истории, что сумма одобрения каждый раз становится все меньше и меньше. Не дали ему по итогу кредит. Какая зарплата была? В районе 1500 рублей.
Если хочется более дешевый премиум, то есть немецкий вариант: Mercedes W124 за $5500 в эквиваленте. Не спрашивайте, сколько придется вкладывать в его обслуживание.
Продолжая тему дыр для семейного бюджета (хотя вдруг повезет?), отметим BMW E39 (1997 г. в., 2,5 л, бензин) за $5550 в пересчете. А вот еще один Golf, только третьего поколения: выпущен в 1994 году, а указанный пробег на распечатке… 81 000 км! Где-то потерялась девятка в начале? Или вдруг действительно капсула времени?
Идем к варианту подороже, но его белорусы тоже наверняка оценят: все-таки «француз», да еще и дизельный. Renault Megane (2013 г. в., 1,5 л, МКПП) продается за $10 550 по курсу.
Кто мы такие, чтобы пройти мимо любимца белорусов Peugeot 3008? 2021 год выпуска, 1,5-литровый дизельный мотор, АКПП — и все это за $18 950 в эквиваленте. «База» всех, кто гоняет авто из Америки — Chevrolet Equinox, — выставлен за $16 550 в пересчете. Он 2021 года выпуска, с 1,5-литровым бензиновым мотором и АКПП.
А вот еще один вместительный «американец» (по сборке) — 6-местный Volkswagen Atlas. Автомобилю три года, он с 2-литровым бензиновым мотором и АКПП, продается за $34 200 по курсу.
Что касается райцентров, то мы уже успели побывать в Лиде, Борисове и Солигорске. И, надо отметить, Молодечно пока что в лидерах по среднему чеку в автохаусах. В общем, посмотрим, что будет дальше. Но вряд ли нас удивят своими предпочтениями в других городах: белорусы по-прежнему любят все французское и дизельное.
Если хотите рассказать, каково это — продавать машины в регионе, пишите нам: sv@onliner.by или t.me/veronika_saiko.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by