Рекорды экономичности, езда на «галстуке» и проблемы с зарядкой. Белорус съездил в Архангельск на BYD Dolphin

37 214
24 марта 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Артур Туманов, Google

Рекорды экономичности, езда на «галстуке» и проблемы с зарядкой. Белорус съездил в Архангельск на BYD Dolphin

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Артур Туманов, Google
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Поехать в Архангельск на машине, точнее на электромобиле — как вам такая идея? А чтобы наверняка случились приключения, то ехать стоит зимой, когда запас хода у «электричек» снижается. Да какая разница, если будет 500 км вообще без зарядных станций? В любом случае звучит как авантюра. Ну а для кое-кого это был вполне себе рабочий план.

Есть идея, а детали обсудим позже

Название операции — «Искупать „Дельфина“ в Белом море». Правда, выбор на BYD Dolphin пал не только по этой причине.

— Были разные варианты, на чем поехать в Архангельск. Но хотелось на чем-то бюджетном. Идея заключалась в том, чтобы проверить и доказать, что даже на небольшом электромобиле с батареей на 45 кВт·ч уже можно путешествовать. А Dolphin очень распространен у нас в такси, — объясняет свою задумку Артур Туманов из tesla-cars.by.

Поездка не обещала быть простой, поскольку проходила в конце февраля. В условиях низких температур запас хода «электрички» уменьшается, а перегоны от зарядки до зарядки ожидались приличные. А кое-где предстоял и «марафонский этап».

— Я изучил вопрос и понимал, что вплоть до Вологды проблем с быстрыми зарядными станциями не будет: они есть в крупных городах, между которыми не более 250 км. Такую же дистанцию предстояло проехать затем до Вельска, где есть медленная зарядка при отеле — там у нас была запланирована ночевка. Затем оставался участок в 500 км до Архангельска, и вот там зарядных станций нет вообще никаких. Как именно будем преодолевать эту дистанцию — вопрос, который предстояло решать по ходу дела.

На самом деле никакого конкретного плана не было, плюс я не сильно понимал, каким будет реальный запас хода. Мне сказали, что Dolphin проезжает 200—250 км, ну может 300 км, если экономить.

День первый

Что ж, все пошло не по плану с самого начала. Артур с напарником-оператором планировали выехать из Минска в понедельник утром, чтобы переночевать в Москве, но получилось стартовать только в 16 часов — задержали дела. Естественно, доехать до российской столицы в тот день уже было нереально — было решено останавливаться в Вязьме (500 км от Минска). Оставалось выяснить, как часто нужно будет останавливаться на зарядку и сколько времени на это придется тратить.

— Днем еще был несильный морозец, и выяснилось, что при скорости 90—100 км/ч Dolphin расходует около 15 кВт·ч на 100 км, — говорит Артур. — Замечу, что я в пробегах стараюсь не устраивать рекорды экономичности, поэтому выставляю комфортную для себя температуру. Вот и в этот раз я себя ни в чем не ограничивал, разве что ехал в режиме Eco. Хотя особой разницы по сравнению с нормальным режимом не почувствовал: если плавно работать газом, получается то же самое.

В общем, до границы с Россией ребята добрались без проблем, а там как раз поставили свои станции Batterfly и «Маланка», причем с двух сторон трассы. На этих станциях уже есть коннекторы GB/T, так что переходник на CCS не понадобился. Собственно, им так и не воспользовались на протяжении всего маршрута — российские станции тоже поддерживают китайский стандарт.

На зарядку ушел примерно час: до 80% Dolphin принимает энергию быстро, а затем скорость падает, что увеличивает время ожидания.

— Когда выехали в Россию, уже стемнело. Температура упала ниже –10 градусов, и расход энергии подрос до 18 кВт·ч, так что к месту ночлега в Вязьме я подъезжал со скоростью не более 90 км/ч и с запасом батареи менее 10%. Это к слову о том, что расход энергии (и, соответственно, запас хода) электромобиля зимой помимо скорости зависит от температуры, покрытия (на заснеженной дороге сопротивление качению увеличивается), направления и силы ветра. Причем автомобили с маленькой батареей к этим факторам более чувствительны, чем модели с более емкими аккумуляторами.

День второй

При отеле была медленная зарядка, бесплатная для постояльцев. Так что на следующий день путешественники стартовали с полностью заряженной батареей, быстро доехали до Москвы — и встали в пробках на кольцевой...

— В Химках остановились на зарядку (к тому моменту проехали 250 км), заодно пообедали. На самом деле если ты вместо фастфуда идешь в кафе или ресторан с неспешным обслуживанием, то зачастую автомобиль заряжается быстрее, чем ты успеваешь поесть, — замечает Артур.

Он говорит, что в России много операторов и у каждого свое приложение. Большинство из них позволяет привязывать белорусскую карту «Мир», а стоимость составляет около 70 копеек в пересчете на наши деньги. Напомним, у белорусских операторов быстрая зарядка стоит 56 копеек за 1 кВт·ч.

— В Подмосковье очень много быстрых зарядок, и в отличие от Беларуси они практически все свободны. В России я почти не видел электромобилей, начал их встречать уже по пути к Минску — на белорусских номерах.

Переславль-Залесский

Дальше была езда «на все деньги», без оглядки на экономию. Расход моментально вырос до 21—22 кВт·ч, но это входило в планы.

— До Ярославля было 250 км, и я решил не заряжаться до 100%, потому что это будет долго. Лучше сделать одну дополнительную остановку, чтобы быстро пополнить батарею до 80%. Так мы заехали в Переславль-Залесский, а пока машина заряжалась, совершили короткую экскурсию по городу.

И даже при этом в Ярославль приехали довольно рано, поставили Dolphin на зарядку при отеле. Дальше ехать в тот день не планировали, было желание посмотреть город. Он очень красивый, с множеством отреставрированных церквей, своим кремлем, замечательными видами на Волгу, колоритными ресторанчиками. Жемчужина Золотого кольца России!

День третий

— Я уже знал, что дальше Вельска в этот день не поедем, а до него около 500 км. Поэтому сделали большую остановку в Вологде (250 км), — продолжает Артур. — Машину надо было зарядить, быстрая станция стоит в самом центре, и там тоже есть что посмотреть. Вологодский кремль был на реставрации, но рядом — несколько церквей, памятник «Песнярам» и резному палисаду, тому самому, про который они пели. А еще сходил в Дом вологодского масла: этот продукт — гордость местных жителей. Вот так провели день. А как стемнело, поехали в Вельск.

И снова выяснилось, что вечером экономичность электромобиля падает. Днем-то температура поднимается почти до нуля, солнце светит, салон через стекла нагревается. А вот вечера в те дни были холодные: температура падала до –12 градусов. Так что те же 250 км до Вельска ребятам пришлось буквально «доезжать».

Артур говорит, что скорость ради экономии не снижал, но ехал в воздушном мешке за фурой. Тогда же он отметил, что в случае с Dolphin эффект от слипстрима не такой заметный, как при езде на Tesla или MG. Если на тех машинах расход падает чуть ли не в 1,5 раза, то у BYD — всего на 20%: 13—14 кВт·ч против 16—17 кВт·ч.

Вельск — это уже Архангельская область. И это уже такой типичный северный городок с двухэтажными деревянными зданиями. Самым главным для путешественников было наличие медленной зарядки в гостинице — последней перед Архангельском.

День четвертый

Здесь уже начиналась чистая импровизация. До Архангельска — 510 км, их Dolphin не проедет точно, а зарядок по пути нет вообще никаких. Артур признается, что конкретного плана не было, имелись лишь два варианта, как поступить. Первый: проехать, сколько получится, и искать трехфазную розетку (с собой захватили зарядное устройство с соответствующей вилкой). Второй: ехать до упора, а затем ловить фуру, чтобы она протащила Dolphin какое-то расстояние на тросе. Важный момент: дорога от Вельска до Архангельска уже с малоинтенсивным движением, населенных пунктов мало, и они небольшие.

— Решил действовать по плану А. По дороге остановились в Березнике — это был самый крупный из поселков по пути. Там попытался найти трехфазную розетку. Заехал в автосервис, кафе, шиномонтаж, гостиницу — нигде не нашел, — вспоминает собеседник. — Да, в гостинице можно было воспользоваться обычной розеткой и за ночь удалось бы полностью зарядиться (в этом преимущество машин с небольшой батареей). Но я и так отправился в это путешествие на полдня позже, чем планировал, поэтому не хотел терять еще один день. Тем более что Архангельск — вон он, рукой подать.

Самое время сказать, что Артур взял с собой хороший трос, зарядку на 220 В от бытовой розетки, а также станцию на 380 В и 22 кВт под трехфазную розетку (правда, Dolphin может принимать лишь до 7 кВт мощности).

В воздушном мешке за фурой Dolphin проехал 330 км (при обещанных 420 км), до Архангельска оставалось 180 км. Артур говорит, что автомобиль до последнего продолжал ехать как обычно, даже когда бортовой компьютер оценил запас хода в 0 км.

— Ничего не пикало, никаких «черепах» на приборной панели не появилось. Собственно, я сам остановился. Уже стемнело, хотелось доехать до какого-то освещенного места, а тут — заправка. Встал, достал трос, начал голосовать. Фур было мало, никто не останавливался. В итоге я уговорил водителя, который заехал на заправку.

Он вообще не хотел брать меня на буксир, говорил, что у него уже был неудачный опыт. Но я ему объяснил, что хорошо вожу автомобиль. В общем, убедил. Поехали. А дорога снежная, там по бокам бурты высотой 60 см, особо нигде и не остановишься. Но мне же надо было еще зарядиться.

Выбор покупателей
ёмкость встроенного аккумулятора: 18000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 450 А, масса: 0.69 кг

Выяснилось, что буксируемый Dolphin рекуперирует энергию очень слабо, мощность такой зарядки не превышает 2 кВт. Чтобы было больше, пришлось давить на тормоз — вот тогда компьютер показал сначала 20 кВт, затем 30 и даже 50. Артур решил не рисковать и нажимал на педаль тормоза с таким усилием, чтобы мощность зарядки не превышала 30 кВт. Так и проехал на тросе около 80 км, зарядив батарею примерно до 70%.

— Насколько это безобидно для электромобиля? Вообще, автопроизводители не рекомендуют так делать. Лично я прибегал к этому способу несколько раз и с поломками не сталкивался, но слышал, что у кого-то якобы были проблемы после такой принудительной рекуперации. Ну вот за Tesla я уверен, у нее большой запас прочности. А насчет Dolphin не знаю: все-таки бюджетная модель, небольшая батарея. Поэтому я старался не перегружать машинку.

Но, с другой стороны, езда на буксире — это как затяжной спуск с горы. Есть же такие режимы движения, и ничего страшного с электромобилями не происходит.

В Архангельск ребята приехали уже «самоходом». Общее расстояние от Минска составило без малого 2000 км.

День пятый

— Архангельск — очень красивый город, расположенный рядом с устьем Северной Двины. Зимой она замерзает, но ходят ледоколы. Там много рукавов, красивые мосты, есть пристань и набережная, — перечисляет Артур. — Центр небольшой, но «вылизанный». Современные здания соседствуют со старыми двухэтажными домами в стиле архитектуры XIX века. Еще там есть Михаило-Архангельский собор — белоснежный храм с золотыми куполами.

Но Архангельск — это еще не Белое море. Поэтому, чтобы взглянуть на него, я поехал в Северодвинск, который находится в 100 км. Это промышленный город, но рядом мы нашли пляж, на котором и планировали «искупать „Дельфина“».

Но Белое море замерзло и выглядело просто как заснеженное поле. Нашли рыбаков, а у них — лунки. Запустили в одну из них бутылку, наполнили морской водой и окропили ею автомобиль.

И еще несколько дней

Артур говорит, что был готов уехать из Архангельска в субботу, но привлекло празднование Масленицы в парке деревянного зодчества «Малые Корелы», которое проходило в воскресенье.

— Ничего подобного у нас я не видел. Там был и масленичный столб, на который пытались залезать самые отчаянные, и штурм снежной крепости, и кулачные бои (самые настоящие, не постановочные, но с мерами безопасности), и выпекание самого большого блина. А еще, конечно, сожжение чучела, — рассказывает собеседник.

Дорога домой не обошлась без приключений

— Обратно выезжали днем. Я уже знал, что не буду искать розетку, — ночевать еще одну ночь где-то по пути не хотелось. План был проехать до остатка заряда в 10%, а затем снова искать фуру, которая возьмет на буксир. Минут через 40 нашелся водитель, который согласился меня буксировать. Кстати, он тоже не взял с меня денег, — замечает рассказчик.

В Минск возвращались тем же путем, разве что московские пробки решили объехать по окружным дорогам. Дальше Артур хотел попробовать максимально быстро домчать от Звенигорода до Минска, заряжая автомобиль лишь до 80% (потому что так быстрее, чем ждать, пока батарея пополнится до 100%). Звучит как план, который… Правильно: был сорван в самом же начале.

— В звенигородской гостинице я подключил свою медленную зарядку, а утром выяснилось, что в какой-то момент сработали автоматические пробки и батарея так и не зарядилась. Хорошо, что рядом была быстрая станция, — на ней я зарядился примерно до 70% и отправился в путь.

В районе Можайска снова встал на зарядку, но что-то пошло не так. Сначала автомобиль принимал 30 кВт, потом мощность упала до 5 кВт. Я включал-выключал станцию, в какой-то момент мощность возросла, но в итоге до 100% зарядился только часа через два.

В Сафоново история повторилась: зарядка стартовала с 30 кВт, а затем упала до 5 кВт. Понимая, что с такой мощностью придется стоять часов 10, путешественники решили прервать сессию и ехать дальше.

Очередная попытка зарядиться была предпринята в Смоленске, и проблемы снова повторились. В этот момент Артур заметил надпись, которую Dolphin вывел на экран: «Батарея разбалансирована, чтобы вернуть балансировку, зарядите ее до 100%».

— И вот у меня дилемма: то ли мне оставаться на ночь, чтобы полностью зарядиться, то ли уже ехать дальше, постоянно подзаряжаясь до 50% (до этого уровня зарядка еще относительно быстрая). Выбираю второй вариант и «мелкими перебежками» доезжаю до Толочина. И там на станции мощностью 50 кВт все как-то восстановилось. В этот раз Dolphin как стартанул с мощностью 45 кВт, так до 85% с этой скоростью и заряжался. Предыдущие станции были более мощными (на 80, 150 кВт).

В Минск приехали ночью, так что дорога от Звенигорода заняла 13 часов. Уже дома Артур зарядил машину на 100% от медленной станции, и батарея отбалансировалась.

Некоторые выводы

Подходит ли Dolphin для дальних поездок? Артур утверждает, что при наличии развитой зарядной инфраструктуры — более чем. Но в Архангельск он бы на «Дельфине» больше не поехал. Впрочем, как и на любом другом электромобиле — пока там есть отрезок в 500 км без зарядок.

— В ситуации с Dolphin зарядная инфраструктура решает, — уверен собеседник. — Когда она есть, то и проблем нет: ты просто останавливаешься чуть чаще, чем на Tesla. Если на последней до Москвы можно с одной-двумя подзарядками доехать, то на BYD — с двумя-тремя. И по времени зарядки похожие цифры.

Эта машина идеальна для города, но если надо (и зарядная инфраструктура позволяет), то можно отправляться и в дальнюю дорогу. Я бы сказал, что по Беларуси можно ехать в любую точку.

Кстати, Артур говорит, что, несмотря на свою бюджетную сущность, небольшие размеры и скромную мощность, машина оказалась достаточно резвой:

— Она быстрее большинства автомобилей в потоке, по крайней мере всех «Жигулей», Polo, Rio и прочих. И хотя машинка маленькая, рулится она очень по-взрослому. Энергоемкость подвески тоже хорошая.

Чего не хватает? Tesla дает максимальную аналитику по запасу хода: рассчитывает маршрут с учетом рельефа, принимает во внимание скорость и направление ветра, дает подсказки, чтобы можно было проехать дольше. А тут всеми расчетами приходится заниматься тебе, потому что остаток пути BYD показывает очень примерно и оптимистично.

Помимо этого скажу, что вчетвером я бы в дальнюю поездку на нем не поехал. Сзади места много, сидеть комфортно, но багажник небольшой, поэтому надо выбирать: или вчетвером без багажа, или вдвоем, зато без проблем с размещением вещей. Мы ведь брали с собой еще зарядные устройства, кабели — все это занимает место, но без этого в дальней дороге на электромобиле никак.

емкость 77 А·ч, пусковой ток 780 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 19.55 кг
Выбор покупателей
емкость 60 А·ч, пусковой ток 550 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм, 15.15 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by