Давайте вспомним, чем мы собирались заняться с нового года. Или с ближайшего понедельника. Кто на прошлой неделе в очередной раз подумал, что пора бы привести себя в форму, потому что пляжный сезон на носу? Спокойно, никакого осуждения, мы в курсе, что это трудно. Нам тоже трудно, поэтому предлагаем пройти весь путь вместе. Встать с дивана и как есть податься в ЗОЖ. Мотивацией, советами специалистов и поддержкой сочувствующих обеспечим. Ну-ка, на три-четыре, встаем с дивана — вот, уже начинает получаться!
У нас есть долгосрочный план — мы готовимся к Минскому триатлону. Он пройдет 2 августа, то есть на все про все осталось четыре месяца. Надеемся увидеть и вас на старте, но в любом случае держим в уме, что четыре месяца тренировок — это прекрасный способ быть лучше и счастливее, а может быть, даже стать тем самым зожевцем, которому мы завидуем и от этого терпеть не можем все эти его ягодицы и кубики. Не переживайте, перегибов не будет, никто вот так сразу не заставляет вас отказаться от вредных привычек и перейти на брокколи на пару.
Мы с вами будем тренироваться. По возможности регулярно, точно — разнообразно, да еще и с ценными советами тренера.
Дмитрий Леонидович Толкачев — мастер спорта, председатель Белорусской Федерации триатлона, основатель и старший тренер клуба Tristyle, победитель и призер международных соревнований по триатлону и дуатлону.
Тренируется каждый день без исключений, а иногда и по два раза — вот пруф.
В этом году собрал команду блогеров, чтобы за несколько месяцев подготовить их к достойному участию в Минском триатлоне. Мы — в команде, а значит и вы тоже.
И сразу начистоту, как принято в команде. Мы тоже начинаем с нуля, нам тоже страшно. Ну потому что там триатлеты и всякие айронмены, а мы только с дивана встаем. Никакого профессионального спорта за плечами, никаких полок с медалями. Дворовой футбол в детстве, прогулки по парку, велосипед время от времени — все, как у обычных людей.
Будем учиться правильно плавать, правильно крутить педали и правильно бегать. И не то чтобы до сих пор мы все делали не правильно, просто хочется как-то побыстрее да покруче — правда же?
— Новичков — и сразу в триатлон? Может, проще было бы только побегать для начала или только на велосипеде покататься?
— Триатлоном заниматься, наоборот, легче, я уверен в этом, — успокаивает Дмитрий Толкачев. — Во-первых, легче психологически. Я сам занимался велоспортом, чуть-чуть плаваньем занимался. И по своему опыту знаю, что изо дня в день делать одни и те же циклические действия — это действительно скучно, это путь к выгоранию. С велоспортом чуть проще, кстати, там хотя бы пейзаж меняется. Ну а плаванье — бедовая история — от бортика до бортика.
— А триатлон в этом плане — это постоянное переключение активности. И это, кстати, играет на руку тем, у кого есть какие-то проблемы со здоровьем, с суставами, со связками: всегда можно дозировать нагрузку, переключаться с одного на другое. Вообще мы всерьез учитываем возраст при подготовке. К примеру, с ребятами 40+ мы не делаем короткие скоростные отрезки во время бега, а компенсируем нагрузку такого плана плаваньем или на велосипеде. Таким образом снижается нагрузка на суставы и связки, но функциональная подготовка сохраняется на хорошем уровне.
Я сам не так давно подвернул голеностоп, надорвал связку. Бегать — проблема, зато я уделил больше внимания верхней части тела в тренажерном зале и стал больше плавать — абсолютно ничего не проседает в функциональном состоянии. А для чистого бегуна такая травма стала бы почти катастрофой.
И знаете что? Тренер прав. Нам самим велосипед как-то ближе — вы в курсе, но одно дело — велосипед время от времени в свое удовольствие, и совсем другое — регулярные тренировки на велосипеде. Накатались вчера вдоволь, все так здорово, а сегодня снова нужно крутить педали. А не хочется, и дождь, и времени на это нет, и вообще все как-то не так. Так, может, в бассейн? Или на пробежку? Вариантов в любом случае втрое больше — есть из чего выбрать.
— Мы попытаемся сделать из вас триатлетов, — обнадеживает тренер. — Сложность в том, что я не работаю с вами ежедневно, как, к примеру, с ребятами, которые приходят ко мне тренироваться. Но я уверен, что у всех получится: вы мотивированы, настроены на активный образ жизни.
В команде блогеров после некоторых вынужденных изменений состава осталось порядка 10 человек. Парни и девушки — разный возраст, разный вес, разный жизненный опыт. На месяц вперед расписаны индивидуальные тренировки на все дни недели. Смотришь план — выполняешь. Раз в неделю проходят совместные тренировки, где встречаются тренер и вся команда. Первая неделя — плаванье, вторая — велосипед, третья — бег. Последовательность та же, как и в триатлоне. На совместной тренировке можно получить консультацию тренера, услышать его рекомендации, поработать над техникой. Ну и, конечно, повеселиться. Интересно, что за короткий срок все сплотились настолько, что сами стали организовывать совместные тренировки в свободное время.
— Я наблюдаю за ребятами, которые вместе тренируются не первый год — их во многом именно команда и притягивает, это очень сильная мотивация. Сам где-то поленился, где-то проспал, где-то не доработал. А так — команда не поймет, у тебя есть ответственность. Но это ни в коем случае не говорит о том, что не нужно индивидуализировать спортсмена. У каждого свои показатели, своя функциональная форма. И тренировки — даже групповые — должны строиться исходя из этого, — продолжает Дмитрий Толкачев.
И еще один бонус-трек: перестаешь во всех видеть соперников. Индивидуалисты поймут: во всем нужно быть первым, конкуренты — враги. Возможно, это инстинкт, но какой-то уж очень утомительный. А команда учит расслабляться: вы поддерживаете ребят, все кругом поддерживают вас. Вы же не конкурируете в семье или в кругу близких друзей? В команде — то же самое. И это преимущество любительского спорта — ваша карьера не зависит от того, какое место вы заняли на соревнованиях. Да, амбиции есть, но главное, не сжигать себя этим, особенно до старта и после финиша.
Нет команды? Ищите единомышленников, подбейте на совместную пробежку друга, знакомого, соседа по лестничной клетке — будет чуть проще.
Покупать всерьез не придется ничего. По крайней мере это было одним из принципов, с которым начали мы, — посмотрим, удастся ли с ним же закончить.
Наверное, большинство сможет отыскать в шкафу какую-нибудь недобитую пару кроссовок. Удобные, пусть и растянутые на коленях штаны. Майку, куртку, шорты — чтобы напялить на себя что-нибудь, соответствующее погоде. В это межсезонье, честное слово, мы были похожи на пугало, устремившееся за вороньей стаей через поля. Ну и ничего страшного: бежать пока все равно тяжело, и лицо настолько полно страдания, что никчемный наряд как-то дополняет печальный образ в глазах прохожих.
Нужны также плавки и шапочка для плаванья, очки. Они, по счастью, имелись с тех самых пор, когда мы обещали себе начать ходить в бассейн с понедельника.
Велосипед. У нас есть шоссейник, что весьма удачно. Впрочем, это совсем не обязательное условие для занятия триатлоном, и, строго говоря, шоссейник — это велосипед для другого спорта. Но мы не заморачиваемся и вам предлагаем не заморачиваться: если есть хоть какой-нибудь велосипед — значит уже можно заниматься.
Не забудьте про шлем, который должен быть обязательно у любого велосипедиста, — и крутите педали на здоровье. Знаете, как говорят настоящие мастера? Чем хуже велик — тем качественнее тренировка.
Вот с таким набором экипировки мы и подошли к старту. Кажется, никого этим не шокировали.
— Триатлон — технический вид спорта, но, чтобы заниматься им для себя, можно оставаться в очень скромном бюджете, — подтверждает тренер. — Все остальное — это хотелки. Ты получаешь удовольствие и от процесса, и от своей экипировки, ты хочешь какой-то велосипед, хочешь какие-то кроссовки. Но для непрофессионала — это удовлетворение своего эстетического восприятия, а не обязательное условие для того, чтобы заниматься спортом.
Ну и давайте скажем прямо: на нашем с вами уровне ни дорогой велосипед, ни ультрамодные кроссовки не сделают нас быстрее на дистанции, по крайней мере это не будет чем-то значимым. Если сомневаетесь, то успокойте себя такой историей: эфиопский атлет Абебе Бакила в 1960 году выиграл олипийский марафон в Риме босиком — так получилось, бедняга кроссовками ноги намозолил. Он вошел в историю и наверняка был весьма доволен собой, в отличие от остальных участников, бежавших в топовых по тем временам кроссовках.
Да, не запостишь красивую фотку с новыми «адиками» в инсту. Но спорт, даже любительский, в целом не про это. Главное — получать удовольствие от процесса, и это единственная гарантия, что вы выйдете на тренировку снова и снова, что вы останетесь в клубе людей, ведущих здоровый, активный образ жизни.
Есть, правда, один нюанс. Сейчас говорят так: осознанный подход к тренировкам должен опираться на конкретные данные.
— Триатлон, особенно длинный триатлон, — это отчасти математический расчет. И если знать свои показатели — мощностные, пульсовые — то для опытного тренера не будет проблемой рассчитать, с какой интенсивностью вам следует преодолевать дистанцию, — объясняет Дмитрий Толкачев. — Чаще всего люди выдыхаются раньше времени именно из-за того, что неверно распределили свои силы, слишком жестко начали, перегорели.
Это и нужно тренировать: учиться ориентироваться в своих пульсовых зонах, дозировать усилие, подбирать скорость. Поначалу почти никто этого не умеет, что совершенно нормально. Даже для профессионалов это бывает проблемой. Но с этим мы поможем.
— Угу, значит, нужно будет отслеживать свой пульс на тренировке, — смекнули мы, но быстро успокоились.
Где-то в шуфлядке стола, погребенные под всякими позабытыми вещами, отыскались умные часы Samsung Galaxy Watch Active2, которые мы засветили в одной из публикаций четыре года назад, заставив их соревноваться в функционале с навороченным велокомпьютером. Тогда часы проявили себя хорошо, и этого же от них ждали и теперь. Сердцебиение они способны считать вполне неплохо, среди опций предусмотрены соответствующие настройки для беговых тренировок, велосипедных заездов и даже плаванья в бассейне и на открытой воде. То, что нужно! Так подумалось нам, и мы приступили к фиксации своего высокого пульса на первых страдальческих тренировках. И все шло неплохо, часы синхронизировались с телефоном, а найти приложение, которое бы систематизировало полученные данные, не составляет труда.
Но потом случилась тренировка в бассейне — и часы утонули. Мы, что важно, — нет, а часы у нас на руке еще до полноценного старта перешли в неживой режим с неинформативной надписью на экране.
Оживить их не удалось, хотя и с бубном танцевали, и просушивали, и заряжали снова с нуля — никакого толка. Часы бесславно отправились в утиль. Вот вам и тренировки в бассейне, вот и класс влагозащиты IP68, выдерживающий, как заявлено, нагрузку в 5 атм. Не исключено, конечно, что мы что-то сделали не так, но все-таки обидно. Тем более что в то же самое время китайские беспроводные наушники успешно пережили весь цикл в стиральной машине, обладая меньшим уровнем влагозащиты, — вот и поди разбери эту электронику.
Как есть. Вопрос о контроле пульса повис в воздухе, и, с учетом позиции тренера, его нужно будет решить. Впрочем, вариантов предостаточно: начиная от фитнес-браслетов и заканчивая спортивными часами в паре с продвинутыми нагрудными датчиками. В конце концов, речь про собственное здоровье.
Мы уже говорили об индивидуальном подходе к тренировкам. Интенсивность нагрузки может зависеть и от состояния человека в определенный момент времени. Кто-то перенес болезнь, у кого-то после зимы иммунитет ослаблен — это все должно учитываться. Поэтому периодические медицинские чекапы и обсуждения со специалистом являются обязательным условием.
— Мое мнение: на начальном этапе однозначно нужно сделать как минимум ЭКГ, желательно сделать УЗИ сердца, сдать биохимию крови — уже по этому будет во многом понятна исходная точка для составления плана тренировок, подбора нагрузки. И затем такие обследования стоит проходить по крайней мере раз в год, — говорит Дмитрий Толкачев.
— Как не перетренироваться, чтобы и не навредить себе, и не перегореть эмоционально?
— Либо нужен грамотный тренер, либо самому имеет смысл изучать вопрос, знакомиться с методиками подготовки. Я по своему опыту работы тренером знаю, что чаще нужно сдерживать человека. Особенно по молодости все хотят всякий раз выдавать по максимуму. Не надо так. Сдерживаем, ориентируем ребят на конкретные пульсовые зоны, на качество работы. Выплеснуть эмоции, дать гормонам сделать свое дело — да, но не переутомляться. Важно находить баланс.
— Не все могут позволить себе заниматься с тренером ежедневно. Можно ли тренироваться самостоятельно, но при этом прогрессировать?
— Чтобы и прогрессировать, и не навредить своему здоровью, и получать удовольствие от процесса — достаточно найти на тренировки 6—7 часов в неделю, этого будет более чем достаточно. К примеру, до двух часов — тренировка выходного дня, второй выходной — день отдыха, и остается 4—5 часов распределить на будние дни. Буквально по часу в день — наверное, каждый может найти это время, если правильно организовать свой график, — уверен тренер.
Представьте себя стоящим в плавках и шапочке у кромки бассейна. В 7 часов утра. В субботу. Допустим, вам не спалось — бывает. Рядом такие же бодряки, интересно проводящие время субботним утром. И через секунду все вы куда-то поплывете, отчаянно дрыгая конечностями. Причем бодряки плывут значительно лучше вас — они гораздо дольше и успешнее этим занимаются, увлеченные такие бодряки. И ладно бы только это... Но ведь потом вас точно так же будут унижать на велосипеде и в беге.
Эта картина живо встает перед глазами, когда тренер участливо спрашивает: «Ну что, в субботу стартуешь?» Вы бы что ответили?
Мы предпочитаем в такие минуты выключать голову, в которой давно заготовлен единственно правильный ответ, и делегируем принятие неизбежного, но совсем неочевидного для нас решения тренеру. В конце концов, для этого он и нужен. Точнее и для этого тоже. А мы — атлеты, мы экономим энергию. Говорят, мозг тратит ее в бешеном количестве, вот мы и отключаем мозг — экономим. Нужно просто принимать вопрос за утверждение. «Ну что, в субботу стартуешь» — точка. Ладно, тренер, будь по-твоему. Мы всегда будем говорить тебе «да» — в этом заключается стратегия начинающего триатлета на ближайшие месяцы.
Как-то вдруг оказалось, что соревноваться — это тоже навык, и у нас в базовых настройках его почему-то нет. А тут индор-триатлон — все три вида, но в помещении. Это, говорят, промежуточный старт — посмотреть, кто на что готов. А мы две недели как занимаемся — какая тут готовность?
Декорации те же — бассейн. Звучит команда — мы поплыли. Справа и слева какие-то широкоплечие ребята начинают загребать воду с энтузиазмом катамаранов. Мы пыхтим, как старый баркас, стараясь не отстать. И ведь не то чтобы так важно было победить — об этом и мыслей не было. Но чтобы отстать вот так сразу, без борьбы — это кажется абсолютным провалом. Вода заливается в трюм, «Полундра!» — орут из мозговой рубки.
Вся эта суета дает обратный эффект: дыхание сбито напрочь, пульс задрался, и как-то слишком хорошо знакомо, какая на вкус вода в бассейне. Пить больше не хочется, не хочется вообще ничего, а позади только 75 метров из 300.
Пришел в раздевалку — уже ничего не хочется. Кто вообще придумал соревноваться во всех видах сразу, в один день? Почему бы нам, господа, не отложить разборки до более удобного момента? Господа стремительно меняют плавки на велосипедные трико и выскакивают за дверь. Приходится не отставать.
Велоэтап. Ну, давай, кто у мамки велосипедист?
А после бассейна как-то не идет. И вода из трюма просится куда-то за борт. А кругом снова вваливают.
— Какой пульс? — участливо спрашивает кто-то.
— Не знаю, 220, — уклончиво отвечаем, опираясь на ощущения.
— Так не бывает, — отмахивается этот кто-то и оставляет меня в раздумьях.
...
— Почему? — этот вопрос уже ушедшему человеку звучит, кажется, спустя пару минут после того, как он ушел. Вот так работает голова на пульсе, которого не бывает.
А потом вместо того, чтобы полежать на диване в позе эмбриона, нужно куда-то бежать по велодорожке. Странно, но организм как будто поживее, чем на велотренажере, — смирился что ли?
Финиш — и... Ничего не случилось. Жив, даже одышка прошла почти сразу. Кругом все поздравляют, хотя мы ничего не выиграли и вообще в общем списке финишировавших ближе к концу. Но тут так устроено: кто участвовал — тот в клубе, и все за всех радуются — это первое правило такого клуба.
Организм пока не знает, но из мозговой рубки уже негромко спрашивают: «Когда повторим?»
— Соревнования — это отправные точки. Мы видим, какие есть сложности у каждого, чему нужно уделить внимание, чтобы совместить в каждом из вас эти три как бы несовместимых вида спорта — по крайней мере, поначалу вам так может казаться, — комментирует тренер. — Сейчас мы попробовали триатлон в помещении. Будут и другие контрольные тренировки и даже соревнования для того, чтобы понимать прогресс и текущий уровень. Все-таки реальный старт сильно отличается от тренировки. Настрой другой, волнение, мандраж, конкуренция. А транзитные зоны — это вообще отдельный подвид триатлона, где должна хорошо работать голова. В общем, впереди еще много всего, готовьтесь.
И улыбнулся. Хищно так улыбнулся. Но вам уже не так страшно, правда?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by