И хотя погода в Минске остается непредсказуемой, сезон «переобувки» можно считать открытым. В дни резкого потепления в конце прошлой недели на многие шиномонтажи было не пробиться: запись на день, а то и на три вперед. Мы проехались по нескольким столичным сервисам, не похожим один на другой, и узнали, какие шины в этом сезоне выбирают белорусы.
Первая наша остановка — переулок Софьи Ковалевской. Тут в марте открылся автоцентр «Сезоны». Занимаются всем, что связано с колесами (для этого есть три поста), различными ремонтными работами и детейлингом.
Площадь здания и парковки перед ней намекает: ребята тут работают амбициозные. И, судя по фото в Google, где на первом же снимке красуется Avatr 12 без колес, клиенты здесь такие же.
Кстати, на фото выше запечатлен «премиальный» подъемник — для заниженных машин, которые невозможно поддомкратить. За ним красуется оборудование Hunter. Да, любители stance-культуры, можете ставить отметку на карте.
— Есть смысл занимать этот пост, если у тебя не заниженная, не спортивная, а самая «народная» машина, Geely Coolray например?
— Когда есть проблемы с шинами или в целом с колесами, — отвечает на наши вопросы молодой руководитель сервиса по имени Кирилл. — 60 рублей будет стоить комплекс работ по «переобувке» шин R16 на стандартном оборудовании, вдвое больше — на «Хантере».
— В день на «переобувку» к нам заезжает около 30 машин. Сейчас мы не гонимся за объемом, для нас главное — качество и чтобы клиент, познакомившись с нашим сервисом, остался доволен, — проводят нам экскурсию по сервису и складу, где хранятся покрышки на продажу. — У нас, что касается бюджетных шин, половина клиентов выбирает Cordiant, остальные — китайские бренды.
Но если говорить о клиентах шиномонтажа (которые не обязательно покупают резину именно у нас), то они привозят летние покрышки от отечественного производителя довольно редко. Чаще вижу доступных «китайцев».
Cordiant, Torero, Gislaved (все они принадлежат одному холдингу) сейчас занимают 60% наших продаж от общего числа.
Привозим и европейские шины небольшими партиями: некоторые клиенты готовы покупать покрышки исключительно из Европы. Таким предлагаем, например, чешские Barum. Если говорить о премиуме, то бо́льшая часть продаж приходится на нидерландский Vredestein. Он на 15% приятнее по цене, чем Michelin.
Возвращаясь к шиномонтажу: каждый четвертый клиент приезжает, чтобы «переобуться» в премиальный комплект — скорости растут, как и количество электрокаров, диаметр колес становится больше. Сейчас самый популярный диаметр — это R17. Максимум — R23. Был клиент, который на старенькую Audi A4 поставил GoodYear. Кузов у него был не в лучшем состоянии, зато тормозная система и колеса — почти в идеале. Нам, как шинникам, такой подход близок.
От молодых и энергичных — к таким же энергичным, но постарше. На ул. Шаранговича уже 7 лет работает шиномонтаж «Надежные руки». Владелец сервиса Александр на месте: в рабочих перчатках крутится возле клиентской машины. Шутим, что руки у него почище, чем у сидящего неподалеку работника: сразу видно — руководитель.
Задаем вопрос о расширении: может, пора бы спустя столько времени открыть хотя бы вторую точку? А там и сеть по всему городу не за горами. Александр отвечает искренне: расширить бизнес для него — значит лишиться путешествий и хобби. Одно из них, кстати, спрятано где-то там за трактором и накрыто тентом: это лодка, которой недолго осталось покрываться пылью до сезона.
— Говоря о загрузке сервиса, важно упомянуть: мы работаем не только с легковушками, но и с крупной коммерческой и сельскохозяйственной техникой — тракторами, грузовиками и т. д. За нее, естественно, платят больше. Поэтому мы берем в работу меньше легковушек, чем наши конкуренты. С учетом всех больших машин в день мы «переобуваем» около 30 авто.
Потепление, конечно, дало большой поток клиентов — еще с начала апреля. Процентов 30 наших клиентов «переобулись» еще перед резким похолоданием, которое было на позапрошлой неделе.
Был клиент, которому пришлось менять резину дважды. Он поменял «зиму» на «лето», а потом ему понадобилось в Москву, где накануне выпал нормальный такой слой снега. И вот он приехал к нам снова, чтобы поставить зимние покрышки.
В противовес ответственному подходу Александр демонстрирует абсолютно лысые покрышки. До такого состояния их выездили на BMW X5.
— Бывает такое, что люди на недорогих автомобилях выбирают недешевые покрышки. И наоборот. Как часто владельцы премиальных машин покупают отечественного производителя? Я задумался: на BMW за 15 лет только один раз ставил «Белшину».
Те, кто хочет ездить на бренде, ездят на бренде (Michelin, европейский Continental, GoodYear, Pirelli, Yokohama), и ничего им не мешает. Но общая масса людей гонится за ценой, поэтому выбирают Китай, Россию и «Белшину». Чаще всего наши клиенты ставят iLink, Gt radial. Замечаю: каждый год-два на наш рынок попадает новый китайский бренд, который потом становится очень популярным. Как человек с большим опытом в работе с колесами скажу: Европа всегда впереди Китая по качеству. Про Турцию, к слову, могу неплохо отозваться — конкретно про Lassа, Petlas.
Какой процент голосует за летнюю «Белшину»? На мой взгляд, 20% клиентов.
— Если к вам приедут и спросят, что поставить: «Белшину» или «китайцев» за такие же деньги, что вы скажете?
— Я оттолкнусь от того, какая у человека машина, стиля его езды и потребностей. Если он водит медленно, никуда не торопится, то «Белшина». Но скоростей и дерзости она не любит.
Третья точка нашего шинного путешествия — у мастодонтов рынка, в одном из сервисов сети «Мегасклад».
— В конце прошлой недели — в дни резкого потепления — нам пришлось увеличить режим работы: не справлялись с количеством желающих, — признается Дмитрий, заместитель директора по коммерческим вопросам. — На три дня вперед все было расписано. Заметно растет количество тех, кто приезжает на полный цикл обслуживания и оставляет шины на хранение. То есть все больше людей выбирает сервис, а не возить эти шины в багажнике и искать им где-то место.
Цена на полный комплекс «переобувки» начинается у нас от 60—65 рублей. Отдельный прайс — при работе на оборудовании Hunter. Это абсолютно другой уровень качества, поэтому и стоимость отличается от стандартной. «Переобувка» четырех колес будет стоить от 80 рублей.
Как за год изменились вкусы автолюбителей? Дмитрий делится: есть существенное падение продаж (и желающих «переобуться» в них) российских Cordiant, которые раньше были в лидерах.
— Все из-за укрепления российского рубля: шины стали значительно дороже и потому выпали из своего традиционного сегмента.
Если мы говорим про китайские бренды, то это, как всегда, LingLong, Grenlander и другие. В среднем сегменте преобладают «корейцы»: Hankook, Nexen. Туда же можно отнести покрышки из Турции (Petlas, Lassa). Премиальный сегмент насыщен Pirelli, местами это Michlen, и в такой же небольшой пропорции клиенты выбирают Continental. Ikon находится в сегменте между медиумом и премиумом.
— Как в нынешнем сезоне белорусы относятся к «новым» российским брендам вроде Torero?
— К Gislaved уже привыкли, но, к сожалению, линейка типоразмеров у них неширокая. У Torero показатели продаж чуть слабее, потому что потребитель еще не принял то, что Torero = Matador. А бренд Gislaved ранее на рынке звучал. Хотя до сих пор не все понимают, что нынешний Gislaved — это тот же Continental.
— В каком процентном соотношении белорусы выбирают бюджетные шины, медиум- и премиум-сегменты?
— Пойдем от обратного. Премиум — это 7—10% (и из них 40—60% — это Pirelli, которые по цене существенно ниже остальных, так как поставляются с российского завода).
Средний сегмент, если мы добавляем в «медиум минус» качественных «китайцев», — 30—40%. Если из медиума «китайцев» исключить, то число снизится до 20—30%. Все остальные клиенты отдают предпочтение бюджетной резине — это в том числе «Белшина».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by