30 апреля 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

«Мы будем бороться за свое место на рынке». «А1 Такси» готовится стартовать в Минске

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Сфера такси в Беларуси и, в частности, в Минске долгое время оставалась привычной пользователю. Состав игроков не менялся всерьез годами, а новые требования законодательства больше отражались на тех, кто возит, а не на тех, кого возят. Но с мая на рынке появляется новое громкое имя, хорошо знакомое в стране. А1, мобильный оператор, провайдер телекоммуникационных услуг, становится еще и диспетчером и запускает такси под собственным брендом. Каким будет новое такси и как компания намерена развивать этот бизнес? Накануне старта проекта мы поговорили с начальником управления инфраструктурных решений и руководителем проекта «А1 Такси» Евгением Левданским.

На встречу мы приехали в дата-центр А1 — крупнейший в Беларуси центр обработки данных, святая святых компании. Так в кино показывают суперохраняемые объекты или секретные лаборатории: несколько уровней защиты, автономность, кругом автоматика. Центр соответствует классу Tier III — это самый высокий для Беларуси уровень надежности по классификации Uptime Institute.

Сервис «А1 Такси» начинается именно отсюда. Сервера, обеспечивающие работоспособность сервиса, будут находиться здесь, все персональные данные будут храниться и обрабатываться в защищенном и аттестованном в соответствии с законодательством контуре и не передаваться за пределы страны.

— Когда мы сможем воспользоваться «А1 Такси»?

— Запуск запланирован на 1 мая. К настоящему моменту мы уже подключили достаточное количество перевозчиков, и проблем с удовлетворением спроса не возникнет, отмечает Евгений Левданский. — Мобильное приложение будет доступно и в App Store, и в Google Play. Это отдельное приложение, мы не связывали такси с нашим приложением А1. Вызвать такси в два клика, увидеть баланс, установить способ оплаты — все будет просто и интуитивно понятно.

Евгений Левданский, начальник управления инфраструктурных решений и руководитель проекта «А1 Такси»

— Будут ли скидки для абонентов А1?

— В последние годы наша компания идет по пути конвергенции: чем больше вы пользуетесь различными нашими услугами, тем более выгодными они для вас становятся. И такси — это еще один листик нашей экосистемы, которую мы строим и расширяем.

Для всех клиентов нашего такси будет 5% кешбэк на каждую поездку. Баллы будут накапливаться, и их можно будет потратить как на такси, так и на другие услуги А1.

— Недавно были объявлены тарифы. Причем одни, как кажется, вполне традиционные, а другие имеют особое обозначение. Расскажите, в чем разница.

— У нас будет пять тарифов: «Стандарт», «Стандарт А1», «Комфорт», «Комфорт А1» и «Бизнес». Тарифы с приставкой «А1» фиксированные. Есть четкая цена за километр и за минуту — вне зависимости от ажиотажа. Коэффициенты будут только в часы пик, когда в городе уменьшается скорость движения потока, а также в праздничные дни. К фиксированным тарифам мы относим также «Бизнес».

Другие тарифы — динамические. Они работают по уже знакомым пользователям такси алгоритмам, когда, в зависимости от спроса, цена формируется динамически. Сравнивать тарифы без понимания этого коэффициента в конкретный момент времени не имеет смысла. Но в определенных условиях клиент сможет посмотреть, какой тариф для него выгоднее, и воспользоваться им.

Кроме того, в тарифах «Комфорт А1» и «Бизнес» будет возможен предзаказ — это та услуга, которой сейчас нет на рынке.

Оплата услуг такси предусмотрена картой, в том числе привязанной к приложению, либо наличными. Во всех тарифах будет действовать совместная с Visa система лояльности. Для расчета непосредственно в машине наличными или с помощью банковской карты мы внедряем программную кассу, которая заменит традиционные таксометры — на них часто жалуются и водители, и перевозчики, и диспетчеры.

— Какие автомобили будут представлены в этих тарифах?

— Будет три категории автомобилей: low-, middle- и premium-сегмент. Машины будут отличаться вместимостью, годом выпуска, уровнем комфорта. Есть классификатор, в соответствии с которым перевозчики смогут выполнять заказы в том или ином тарифе. Но если открыт доступ в высокие сегменты, то можно будет принимать заказы и из более низких, а вот наоборот это не работает. То есть автомобиль из тарифа «Бизнес» сможет приехать на заказ в тарифе «Комфорт», а из «Комфорта» в «Бизнес» — нет.

Помимо этого у нас будут трансферы, то есть фрахт. С точки зрения законодательства и учета это не то же самое, что такси, есть много нюансов. Фрахт — это когда вы можете вызвать машину на почасовой основе. Это будет интересно для обслуживания каких-либо мероприятий, встречи гостей, доставки сотрудников и т. д. Все это будет доступно в одном приложении, будут свои тарифы с широким выбором автомобилей как low-сегмента, так и премиального, будут также микроавтобусы.

смартфон, Android, экран 6.67" AMOLED (1220x2712) 120 Гц, Qualcomm Snapdragon 7s Gen 3, ОЗУ 12 ГБ, память 512 ГБ, камера 200 Мп, аккумулятор 5110 мАч, моноблок, влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.1" OLED (1179x2556) 60 Гц, Apple A18, ОЗУ 8 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3561 мАч, моноблок, влагозащита IP68

— Детского тарифа не будет? И как насчет детских кресел или бустеров в автомобилях? 

— Запуск других тарифов мы пока не планируем.

Что касается перевозки детей, то важно понимать нюансы. Мы — диспетчер. Ответственность за перевозку пассажиров, в том числе детей, несут перевозчики. И есть установленные правила такой перевозки. По правилам пассажирских перевозок, водитель не имеет права отказать в перевозке детей, а ПДД допускают в автомобилях-такси перевозку детей без специальных удерживающих устройств. Все остальное — зона ответственности водителей и перевозчиков. В случае каких-то спорных ситуаций мы, как диспетчер, безусловно, будем в них разбираться.

— Перед запуском такси под собственным брендом компания приобрела другую известную в Минске службу — такси «Бавария». Означает ли это, что к вам перешел ее автопарк? Будет ли у А1 уклон в премиальный сегмент, чем славилась «Бавария»?

— У нас не будет собственного автопарка, а будут подключенные к сервису юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Они будут являться перевозчиками, а мы для них будем диспетчером. С собственным парком мы пока не планируем выходить на рынок: не хотим конкурировать с нашими же перевозчиками.

Что касается «Баварии», то она действительно была раньше компанией-перевозчиком, но затем свои автомобили она самортизировала и распродала в рынок. К тому моменту, когда была заключена сделка, это уже была компания-диспетчер. И мы покупали именно диспетчера, мы покупали процессы, опыт, мы получили специалистов.

Я бы не стал говорить об уклоне в какой-либо из сегментов, это скорее вопрос процессов. Если ты смог сделать премиальный сервис, то ты, конечно, свои стандарты, свои подходы, свой опыт сможешь применить и в другом сегменте. При этом техподдержка, работа с водителями, более тщательный осмотр экипажей — все это остается, но переходит в low-сегмент.

— Уже полгода рынок такси существует по новым правилам, работает Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Как вы оцениваете текущую ситуацию? Рынку есть куда расти или новому игроку придется отвоевывать свое место у конкурентов?

— Такси — это тот вид транспорта, который широко вошел в нашу жизнь. И мы понимаем, что значительная часть платежеспособного населения уже пользуется этой услугой. А поскольку мы ограничены географически, нам просто неоткуда будет взять новых клиентов. Мы будем бороться за свое место на рынке.

В целом, как нам кажется, после того как было введено регулирование и появился реестр, рынок стал более чистым, более прогнозируемым. Появились правила, по которым идет игра. И такие явления, как «черные» парки, недоплаты налогов, дробление бизнеса, различные схемы ухода от налогов, с рынка уходят.

В такой ситуации нам гораздо проще строить свои собственные бизнес-процессы, ведь мы только выходим на рынок и все начинаем с нуля. Но, пользуясь опытом той же «Баварии», мы понимаем, как развиваться максимально эффективно и правильно.

— Вы сказали о географических ограничениях. А1 запускается только в Минске? Стоит ли ждать появления сервиса в других городах? 

— У нас были амбициозные планы открыться сразу по всей стране. Но сейчас есть огромное количество контрактов, перевозчиков, автомобилей, требующих оценки и оформления с нашей стороны, — одновременно по всей стране сделать это было бы довольно затруднительно. Поэтому первый шаг — старт в Минске. А через небольшие, на мой взгляд, промежутки времени мы будем появляться и в других городах: областных центрах, крупных населенных пунктах.

Будем также смотреть, насколько готовы перевозчики. Потому как есть небольшие города со своими уже традиционными службами такси, где перевозчики не хотят ни с кем работать.

— Какими будут условия работы для перевозчиков и водителей? Комиссия, бонусы — чего ждать? 

— Для того чтобы управлять тарифами, мы должны позаботиться и о перевозчиках. Комиссия у нас будет ниже, чем у конкурентов, в Минске она будет динамической: 20% на первые заказы, затем 14%, плюс дополнительно предусмотрена программа, снижающая комиссию сервиса за лояльность.

Кроме того, мы сейчас работаем со страховыми, топливными и электрозаправочными компаниями, медучреждениями, чтобы предоставить дополнительные преференции и скидки для перевозчиков и водителей, чтобы снизить стоимость ведения их бизнеса, чтобы сделать наш сервис максимально удобным для пассажиров и выгодным для бизнеса.

А что касается бонусов или дополнительных выплат, то прямое стимулирование работников чужого предприятия у нас в стране запрещено по закону. Поэтому мы стремимся с самого начала обеспечить наилучшие условия для перевозчиков, чтобы уже они за счет дополнительной прибыли, образующейся от пониженной комиссии, могли заботиться о своих сотрудниках.

— А водители смогут сотрудничать и с А1, и с вашими конкурентами? 

— Да, мы не запрещаем перевозчикам сотрудничать и с другими диспетчерами. В то же время у нас будет фирменное оформление для «А1 Такси», и тем перевозчикам, которые будут его использовать, работая только с нами и на брендированных авто, мы гарантируем дополнительные преференции.

— Когда вы собираетесь подводить первые итоги выхода на рынок такси?

— К концу года, я думаю, будет понятно, какую долю рынка мы заберем. Важно сказать, что у нас амбициозные планы, мы планируем развиваться дальше, такси — это только первый шаг. А1 хочет стать крупнейшим коммерческим бизнесом в Беларуси.

беспроводные наушники с микрофоном, накладные, портативные, съёмный аудиокабель, Bluetooth 5.0, 20-20000 Гц, быстрая зарядка, время работы 80 ч
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, полностью беспроводные (TWS), Bluetooth 5.3, быстрая зарядка, время работы 6 ч, с кейсом 30 ч, активное шумоподавление

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by