Сфера такси в Беларуси и, в частности, в Минске долгое время оставалась привычной пользователю. Состав игроков не менялся всерьез годами, а новые требования законодательства больше отражались на тех, кто возит, а не на тех, кого возят. Но с мая на рынке появляется новое громкое имя, хорошо знакомое в стране. А1, мобильный оператор, провайдер телекоммуникационных услуг, становится еще и диспетчером и запускает такси под собственным брендом. Каким будет новое такси и как компания намерена развивать этот бизнес? Накануне старта проекта мы поговорили с начальником управления инфраструктурных решений и руководителем проекта «А1 Такси» Евгением Левданским.
На встречу мы приехали в дата-центр А1 — крупнейший в Беларуси центр обработки данных, святая святых компании. Так в кино показывают суперохраняемые объекты или секретные лаборатории: несколько уровней защиты, автономность, кругом автоматика. Центр соответствует классу Tier III — это самый высокий для Беларуси уровень надежности по классификации Uptime Institute.
Сервис «А1 Такси» начинается именно отсюда. Сервера, обеспечивающие работоспособность сервиса, будут находиться здесь, все персональные данные будут храниться и обрабатываться в защищенном и аттестованном в соответствии с законодательством контуре и не передаваться за пределы страны.
— Когда мы сможем воспользоваться «А1 Такси»?
— Запуск запланирован на 1 мая. К настоящему моменту мы уже подключили достаточное количество перевозчиков, и проблем с удовлетворением спроса не возникнет, — отмечает Евгений Левданский. — Мобильное приложение будет доступно и в App Store, и в Google Play. Это отдельное приложение, мы не связывали такси с нашим приложением А1. Вызвать такси в два клика, увидеть баланс, установить способ оплаты — все будет просто и интуитивно понятно.
— Будут ли скидки для абонентов А1?
— В последние годы наша компания идет по пути конвергенции: чем больше вы пользуетесь различными нашими услугами, тем более выгодными они для вас становятся. И такси — это еще один листик нашей экосистемы, которую мы строим и расширяем.
Для всех клиентов нашего такси будет 5% кешбэк на каждую поездку. Баллы будут накапливаться, и их можно будет потратить как на такси, так и на другие услуги А1.
— Недавно были объявлены тарифы. Причем одни, как кажется, вполне традиционные, а другие имеют особое обозначение. Расскажите, в чем разница.
— У нас будет пять тарифов: «Стандарт», «Стандарт А1», «Комфорт», «Комфорт А1» и «Бизнес». Тарифы с приставкой «А1» фиксированные. Есть четкая цена за километр и за минуту — вне зависимости от ажиотажа. Коэффициенты будут только в часы пик, когда в городе уменьшается скорость движения потока, а также в праздничные дни. К фиксированным тарифам мы относим также «Бизнес».
Другие тарифы — динамические. Они работают по уже знакомым пользователям такси алгоритмам, когда, в зависимости от спроса, цена формируется динамически. Сравнивать тарифы без понимания этого коэффициента в конкретный момент времени не имеет смысла. Но в определенных условиях клиент сможет посмотреть, какой тариф для него выгоднее, и воспользоваться им.
Кроме того, в тарифах «Комфорт А1» и «Бизнес» будет возможен предзаказ — это та услуга, которой сейчас нет на рынке.
Оплата услуг такси предусмотрена картой, в том числе привязанной к приложению, либо наличными. Во всех тарифах будет действовать совместная с Visa система лояльности. Для расчета непосредственно в машине наличными или с помощью банковской карты мы внедряем программную кассу, которая заменит традиционные таксометры — на них часто жалуются и водители, и перевозчики, и диспетчеры.
— Какие автомобили будут представлены в этих тарифах?
— Будет три категории автомобилей: low-, middle- и premium-сегмент. Машины будут отличаться вместимостью, годом выпуска, уровнем комфорта. Есть классификатор, в соответствии с которым перевозчики смогут выполнять заказы в том или ином тарифе. Но если открыт доступ в высокие сегменты, то можно будет принимать заказы и из более низких, а вот наоборот это не работает. То есть автомобиль из тарифа «Бизнес» сможет приехать на заказ в тарифе «Комфорт», а из «Комфорта» в «Бизнес» — нет.
Помимо этого у нас будут трансферы, то есть фрахт. С точки зрения законодательства и учета это не то же самое, что такси, есть много нюансов. Фрахт — это когда вы можете вызвать машину на почасовой основе. Это будет интересно для обслуживания каких-либо мероприятий, встречи гостей, доставки сотрудников и т. д. Все это будет доступно в одном приложении, будут свои тарифы с широким выбором автомобилей как low-сегмента, так и премиального, будут также микроавтобусы.
— Детского тарифа не будет? И как насчет детских кресел или бустеров в автомобилях?
— Запуск других тарифов мы пока не планируем.
Что касается перевозки детей, то важно понимать нюансы. Мы — диспетчер. Ответственность за перевозку пассажиров, в том числе детей, несут перевозчики. И есть установленные правила такой перевозки. По правилам пассажирских перевозок, водитель не имеет права отказать в перевозке детей, а ПДД допускают в автомобилях-такси перевозку детей без специальных удерживающих устройств. Все остальное — зона ответственности водителей и перевозчиков. В случае каких-то спорных ситуаций мы, как диспетчер, безусловно, будем в них разбираться.
— Перед запуском такси под собственным брендом компания приобрела другую известную в Минске службу — такси «Бавария». Означает ли это, что к вам перешел ее автопарк? Будет ли у А1 уклон в премиальный сегмент, чем славилась «Бавария»?
— У нас не будет собственного автопарка, а будут подключенные к сервису юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Они будут являться перевозчиками, а мы для них будем диспетчером. С собственным парком мы пока не планируем выходить на рынок: не хотим конкурировать с нашими же перевозчиками.
Что касается «Баварии», то она действительно была раньше компанией-перевозчиком, но затем свои автомобили она самортизировала и распродала в рынок. К тому моменту, когда была заключена сделка, это уже была компания-диспетчер. И мы покупали именно диспетчера, мы покупали процессы, опыт, мы получили специалистов.
Я бы не стал говорить об уклоне в какой-либо из сегментов, это скорее вопрос процессов. Если ты смог сделать премиальный сервис, то ты, конечно, свои стандарты, свои подходы, свой опыт сможешь применить и в другом сегменте. При этом техподдержка, работа с водителями, более тщательный осмотр экипажей — все это остается, но переходит в low-сегмент.
— Уже полгода рынок такси существует по новым правилам, работает Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Как вы оцениваете текущую ситуацию? Рынку есть куда расти или новому игроку придется отвоевывать свое место у конкурентов?
— Такси — это тот вид транспорта, который широко вошел в нашу жизнь. И мы понимаем, что значительная часть платежеспособного населения уже пользуется этой услугой. А поскольку мы ограничены географически, нам просто неоткуда будет взять новых клиентов. Мы будем бороться за свое место на рынке.
В целом, как нам кажется, после того как было введено регулирование и появился реестр, рынок стал более чистым, более прогнозируемым. Появились правила, по которым идет игра. И такие явления, как «черные» парки, недоплаты налогов, дробление бизнеса, различные схемы ухода от налогов, с рынка уходят.
В такой ситуации нам гораздо проще строить свои собственные бизнес-процессы, ведь мы только выходим на рынок и все начинаем с нуля. Но, пользуясь опытом той же «Баварии», мы понимаем, как развиваться максимально эффективно и правильно.
— Вы сказали о географических ограничениях. А1 запускается только в Минске? Стоит ли ждать появления сервиса в других городах?
— У нас были амбициозные планы открыться сразу по всей стране. Но сейчас есть огромное количество контрактов, перевозчиков, автомобилей, требующих оценки и оформления с нашей стороны, — одновременно по всей стране сделать это было бы довольно затруднительно. Поэтому первый шаг — старт в Минске. А через небольшие, на мой взгляд, промежутки времени мы будем появляться и в других городах: областных центрах, крупных населенных пунктах.
Будем также смотреть, насколько готовы перевозчики. Потому как есть небольшие города со своими уже традиционными службами такси, где перевозчики не хотят ни с кем работать.
— Какими будут условия работы для перевозчиков и водителей? Комиссия, бонусы — чего ждать?
— Для того чтобы управлять тарифами, мы должны позаботиться и о перевозчиках. Комиссия у нас будет ниже, чем у конкурентов, в Минске она будет динамической: 20% на первые заказы, затем 14%, плюс дополнительно предусмотрена программа, снижающая комиссию сервиса за лояльность.
Кроме того, мы сейчас работаем со страховыми, топливными и электрозаправочными компаниями, медучреждениями, чтобы предоставить дополнительные преференции и скидки для перевозчиков и водителей, чтобы снизить стоимость ведения их бизнеса, чтобы сделать наш сервис максимально удобным для пассажиров и выгодным для бизнеса.
А что касается бонусов или дополнительных выплат, то прямое стимулирование работников чужого предприятия у нас в стране запрещено по закону. Поэтому мы стремимся с самого начала обеспечить наилучшие условия для перевозчиков, чтобы уже они за счет дополнительной прибыли, образующейся от пониженной комиссии, могли заботиться о своих сотрудниках.
— А водители смогут сотрудничать и с А1, и с вашими конкурентами?
— Да, мы не запрещаем перевозчикам сотрудничать и с другими диспетчерами. В то же время у нас будет фирменное оформление для «А1 Такси», и тем перевозчикам, которые будут его использовать, работая только с нами и на брендированных авто, мы гарантируем дополнительные преференции.
— Когда вы собираетесь подводить первые итоги выхода на рынок такси?
— К концу года, я думаю, будет понятно, какую долю рынка мы заберем. Важно сказать, что у нас амбициозные планы, мы планируем развиваться дальше, такси — это только первый шаг. А1 хочет стать крупнейшим коммерческим бизнесом в Беларуси.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by