На перекрестке на капот машины упал светофор. За чей счет ремонт?

 
UPD
10 мая 2025 в 16:34
Автор: Виталий Петрович. Фото: читатель для Auto.Onliner
Автор: Виталий Петрович. Фото: читатель для Auto.Onliner
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

Явно не типичное происшествие в Минске: упал светофор. Прямо на капот стоящего перед перекрестком автомобиля — так утверждает водитель. При этом дорожно-транспортным происшествием случившееся не считается — машина же стояла на месте. Хотя ущерб упавшим светофором явно нанесен — кто теперь его будет возмещать?

Упал светофор

Как рассказал корреспонденту Onlíner наш читатель, все случилось 6 марта, около 13:30 у перекрестка проспекта Рокоссовского и улицы Плеханова в Минске.

— Я стоял на светофоре, первым, у стоп-линии, ждал включения дополнительной секции. Вдруг светофор упал прямо на капот моего авто. Не знаю, из-за чего это произошло, возможно, из-за ветра, — говорит собеседник.

Сильный ветер в Минске бывал, но вот чтобы светофоры на автомобили сдувало — такого мы не припомним. Тем не менее, судя по фото, вмятина на капоте осталась весьма заметная.

— Из повреждений только капот, — продолжает наш читатель.

Понятно, что происшествие было необходимо зафиксировать, и водитель позвонил в соответствующие службы.

— Приехал участковый, так как это не считается ДТП. Оформил заявление на организацию, обслуживающую светофоры. Пока на этом все, — отмечает водитель.

Что делать теперь?

Тем, кого удивило то, что инцидент с участием автомобиля и светофора вблизи столичного перекрестка не является ДТП, спешим разъяснить: дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (п. 2.18 ПДД). Автомобиль не находился в движении, он стоял — это подтвердил водитель. Значит, и произошедшее — не ДТП.

Но в любом случае исходить следует из того, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 ГК).

И первое, что нужно сделать, — зафиксировать произошедшее. Водитель так и поступил, обратившись в милицию.

Первое: вызвать милицию

Важно сразу же зафиксировать время и место, а также полученные повреждения и прочие обстоятельства, относящиеся к делу. Все полученные документы обязательно сохраняем.

Второе: определить ответчика

Виновное лицо, вероятно, будет установлено милицией в рамках проводимой проверки. Но можно и самостоятельно выяснить, в чьем ведении находится упавший светофор (к примеру, в районной администрации). Это необходимо для направления претензии или для привлечения этой организации в судебное разбирательство.

Есть вероятность, что в деталях произошедшего будет разбираться СМЭП Мингорисполкома — Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие, в ведении которого, как мы привыкли, находятся светофоры.

Третье: провести оценку повреждений

Затем следует обратиться в специализированную уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять оценку поврежденных транспортных средств, для определения размера причиненного ущерба. Документы собираем, если осуществляется ремонт, то все чеки и квитанции о выполненных работах также сохраняем.

Четвертое: предъявить претензию

Далее пора предъявить письменную претензию (с указанием в ней обстоятельств причиненного ущерба, суммы ущерба и требования о возмещении ущерба).

Будет два варианта. Первый: организация признает вину и выплатит компенсацию (на этом конфликт считается исчерпанным). Часто ответственность дорожных служб и организаций застрахована, и компенсация будет выплачена страховой компанией.

Второй вариант: организация вину не признает и компенсацию выплачивать откажется. Что делать тогда?

Пятое: обратиться в суд

При получении отказа следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (ст. 933 ГК). Однако если судом будет установлено, что повреждение автомобиля не связано с ненадлежащим обслуживанием или проведением работ и нет вины организации в причинении вреда, то в возмещении вреда может быть отказано (п. 2 ст. 933 ГК).

Кстати, сумму, потраченную на проведение оценки повреждений, и прочие сопутствующие затраты имеет смысл добавить в исковое заявление.

Дополнено. Финал

Сегодня мы связались с нашим читателем, чтобы узнать, чем закончилась эта история.

— Я ездил в СМЭП: там мне сказали, что у них предусмотрено страхование гражданской ответственности для таких случаев, и направили меня в страховую с номером договора. В страховой же сообщили, что еще нужно письмо из МВД, в котором указано, кто является виновным лицом по результатам проверки, — рассказал читатель корреспонденту Onlíner.

И хоть на все ушло некоторое время, результат оправдал ожидания.

— Сегодня звонил в страховую: все хорошо, ответ из МВД получен. Выплату мне обещали в течение недели, — сообщил наш читатель.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро