Как продлить жизнь АКПП и что надежнее: классический «автомат», «робот» или вариатор? Разбираемся

12 мая 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Как продлить жизнь АКПП и что надежнее: классический «автомат», «робот» или вариатор? Разбираемся

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«Староверы», отдающие предпочтение «механике», листайте дальше: сегодня говорим об АКПП. Как не навредить «автомату» при повседневной езде и продлить ему жизнь? Чем отличается классический агрегат, «робот» и вариатор? И, главное, что надежнее? Правда ли, что менять масло в АКПП не надо вовсе? Попытались разобраться.

Как не навредить АКПП при повседневной езде?

— Совет первый. Когда машина холодная (особенно в зимний период), после заводки не стоит сразу переключаться с Parking на Drive. Нужно не спеша и последовательно менять передачи: P, R, N, D… То есть нужно прогревать коробку, так как это гидравлический механизм и вязкость масла в нем играет большую роль, — рекомендует Александр, руководитель автосервиса TAEX и один из создателей приложения — сервисной книги Taexel.

— АКПП не любит очень резких стартов. Поэтому второй совет — избегать их, не нагружать торопливо коробку. А еще нужно обязательно менять масло в КПП. Это не всегда регламентируется заводом, но я все равно рекомендую включить процедуру в регулярное обслуживание.

Как часто нужно менять масло в коробке?

— Моя рекомендация — каждые 60 000 км пробега при любом типе АКПП. Пыль от фрикционных дисков (элемент, выполняющий функцию сцепления передач) идет в масло. Оно начинает густеть. Пыль, как мелкий абразив, натирает гидравлический блок, «подсаживается» насос... Все это приводит к печальным последствиям для КПП.

Может ли КПП страдать «масложором», как двигатель?

— Нет, такого процесса для коробки не существует. Только если происходит разгерметизация и масло куда-то выливается.

Утечки масла возможны:

  • в случае с МКПП — по сальникам и по заливным пробкам. Иногда — по корпусу или после механического повреждения;
  • в случае с АКПП, «роботом», вариатором — по сальникам, по электрическому разъему, по прокладке поддона.

Осмотр на подтекание происходит при плановом ТО (поэтому важно выбирать станции, которые придерживаются регламента).

Почему может произойти утечка? Если не говорить о механических повреждениях, то причина может быть в возрасте автомобиля и изношенности деталей: пересыхают сальники полуосей, прокладка поддона.

Лучше заменить КПП или ремонтировать?

— Исходя из своего опыта, я против ремонта коробок. Стоимость работ достаточно высокая по отношению к «бэушному» узлу. Более того, запчасти, которые используются при ремонте АКПП, зачастую невысокого качества, что сказывается на сроке эксплуатации после ремонта. Да и сложно найти мастеров, которые качественно выполнят свою работу.

Какие виды АКПП встречаются в автомобилях?

Гидромеханическая (классическая) АКПП. К коленчатому валу двигателя крепится гидротрансформатор. Это «аналог» сцепления, отвечающий за передачу крутящего момента. Только процесс этот происходит за счет перекачки масла внутри себя.

«Робот». Конструктивно он схож с механической коробкой передач — с валами, муфтами переключения и синхронизаторами. Только ступень выбирает не водитель напрямую, а автоматика.

Если в возрастных «роботах» было одно сцепление, из-за чего на переключение тратилось слишком много времени, то сейчас чаще всего устанавливается коробка с двумя сцеплениями, которая передает крутящий момент практически непрерывно. Пример — «ваговский» DSG. 

Вариатор. Это бесступенчатая трансмиссия (CVT, Continuously Variable Transmission). Она имеет цепной или ременной привод, который воспринимает усилие, создаваемое валом мотора, и передает его колесам.

Что надежнее: классический «автомат», «робот» или вариатор?

— Гидравлический «автомат» намного сложнее и технологичнее других КПП, но при этом на практике доказывает свою надежность. Например, у Mercedes W211 при регулярной замене масла коробка преодолела 500 000 км пробега, у W212 уже 390 000 км на одометре — и все четко.

Самый ненадежный (и, как правило, наиболее дорогой в ремонте) — это вариатор. Он капризный сразу по нескольким причинам:

  • сильнее других боится резких стартов;
  • при вариаторе точно нельзя никого буксировать, иначе сразу стоит готовиться к дорогостоящему ремонту;
  • замена масла в случае с вариатором обязательна (а не рекомендована). Нужно заливать ту жидкость, которая предусмотрена заводом-изготовителем;
  • вариатор всегда нужно прогревать перед началом движения.

Важная и дорогая деталь у вариатора — металлический ремень, который состоит из набора сложно соединенных между собой поперечных стальных пластин либо представляет собой много­звенную цепь. Повышенная нагрузка в виде пункта из списка выше — и может произойти обрыв. Более того, вариатор отличается довольно сложной электроникой.

«Робот»? Зависит от того, какой именно. Например, «ваговский» DSG (преселективный «робот» с двумя сцеплениями) проявляет себя хорошо.

Нужно ли переходить на нейтральную передачу на светофоре?

— Нет, не нужно, в этом нет никакого смысла. Зачем лишний раз перещелкивать соленоид (электрогидравлический клапан, который контролирует поток жидкости в АКПП), перенаправлять движение масла? Сели в автомобиль, поставили Drive, доехали до точки Б — и только затем поставили Parking и заглушили машину.

Как правильно ставить машину с АКПП на Parking?

— Если автомобиль стоит на ровной поверхности, никуда не катится, тогда можно просто переключиться с D на P. Однако многие рекомендуют сначала поставить машину на «нейтралку», затем затянуть ручник, потом отпустить тормоз (чтобы тормозная система нагрузилась) и лишь после этого переключиться на Parking. Это нужно для того, чтобы снять нагрузку с КПП.

Если автомобиль стоит под уклоном и вы с Drive перескочите на Parking, то почувствуете «срыв». Почему он происходит? Parking — это механическая блокировка. В гидротрансформаторе («бублике») есть такая защелка (специальный рычаг, фиксатор), которая как бы вставляется в зубец и находится под нагрузкой. Когда нагрузка от колес передается на вал коробки, запорный фиксатор рискует проскочить через зубья блокирующего устройства.

«Бублик» АКПП. Фото из открытых источников

Можно ли буксировать машину на «автомате»?

— Нельзя, даже на «нейтралке». При буксировании коробка будет крутиться, а масло под давлением находиться не будет. Элементы будут соприкасаться без жидкости, снижающей трение.

Когда используется «нейтралка» в АКПП?

— Когда происходит какое-либо смещение автомобиля и нужно, чтобы коробка находилась не под нагрузкой. Например, если необходимо заехать на подъемник.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by