У тонировки стекол есть не только преимущества, но и свои недостатки. Затемненное стекло может ухудшать обзор и влиять на безопасность, особенно в темное время суток. Кроме того, за незаконную тонировку предусмотрена ответственность. В этом материале мы разберемся, в каком случае за затемненные стекла можно получить штраф в ГАИ и отказ в «дазволе» на станции техосмотра. Можно ли ездить по нашей стране с пленкой? И есть ли разрешенная альтернатива тонировке? Отвечаем. UPD. Мы обновили текст в связи со значительными изменениями в ПДД, предусмотренными Указом № 295, которые вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Тонировка помогает снизить количество тепла и света, проникающего в салон. Соответственно, он не так сильно нагревается, а обивка и пластиковые элементы салона не выгорают от воздействия солнечных лучей (по крайней мере, не так сильно). Побочный эффект — меньшая нагрузка на кондиционер, следовательно, расход топлива также снижается.
Тонировка в теории делает стекло более прочным, а потому людям, желающим завладеть вашим имуществом, будет тяжелее его разбить. Более того, тонировка мешает обзору извне, а потому кошелек или какая-нибудь дорогостоящая техника, оставленная на сиденье, останется незамеченной прохожим со злым умыслом. Эстетика тоже аргумент в пользу тонировки.
Важный нюанс: чрезмерная тонировка значительно ухудшает обзорность во время плохой погоды и в темное время суток.
Как было раньше? В вопросе тонировки ПДД были однозначны: согласно п. 37 (приложения 4) правил пленка находилась под запретом.
Но 1 сентября 2025 года вступает в силу Указ № 295 — правила меняются. Теперь тонировка (в том числе пленочное покрытие) разрешаются на задних боковых и заднем стекле автомобиля. При этом каких-либо норм по светопропусканию не установлено. Разрешили и незаводские шторки — про них поговорим ниже.
Важно: на передние стекла наносить тонировку все еще нельзя. Нарушителям грозятся строгими мерами — есть шанс уехать на штрафстоянку.
— Мы будем занимать более принципиальную и жесткую позицию по транспортным средствам с нанесенным пленочным покрытием — вплоть до того, что они будут помещаться на охраняемую стоянку, признаваться вещественным доказательством и оставаться там до окончания ведения административного процесса, — отметил начальник главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков.
Прежними остались некоторые исключения из правил: так, в верхней части ветрового стекла допускается наличие светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, либо крепление светозащитной полосы прозрачной цветной пленкой шириной не более 140 мм. Есть также ряд исключений для пассажирского транспорта.
С пленкой разобрались — тут почти полный запрет для передних стекол и «зеленый свет» для задних (с сентября 2025 года). Что же касается заводских стекол, то нужно обращаться к Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств». На территории Республики Беларусь запрещено участвовать в дорожном движении на автомобилях, конструкция и техническое состояние которых не отвечают требованиям этого документа (п. 10.3 ПДД).
Согласно техрегламенту (ТР ТС 018/2011), светопропускание лобового и передних боковых стекол автомобиля должно составлять не менее 70 процентов. К задним стеклам легковушек это требование не применяется, если машина оборудована боковыми зеркалами.
Важно: требования к степени светопропускания не распространяются на авто, которые используются в сопровождении и охране должностных лиц.
Этот вопрос раньше можно назвать довольно спорным. В техрегламенте по поводу задних стекол требований и ограничений не было, но в белорусских ПДД пленка была под запретом. С сентября 2025 года, повторимся, все меняется: разрешена тонировка, нанесение пленочных покрытий, установка шторок на задних боковых и заднем стекле автомобиля. При этом каких-либо норм по светопропусканию не установлено.
Маркировка на стекле может содержать буквенно-цифровые коды, указывающие на тип стекла (лобовое, боковое, заднее), его производителя и соответствие стандартам безопасности. Буквенные обозначения:
Цифровые обозначения:
Дополнительные обозначения:
Альтернативой можно назвать всевозможные автошторки и сетки. Ранее согласно п. 37 Приложения 4 ПДД, нельзя было ездить на автомобиле, на стеклах (или в оконных проемах) которого установлены «не предусмотренные конструкцией дополнительные предметы». Теперь же любые шторки на заднем стекле разрешены.
Очевидно — ГАИ. В первую очередь во время остановки по требованию. Более того, при наличии пленочной тонировки на передних стеклах машину могут не поставить на учет. Вам также могут отказать в прохождении техосмотра.
Размер штрафа, который можно получить за незаконную тонировку, указан во второй части ст. 18.11 КоАП РБ — до одной базовой величины (42 рубля на август 2025 года). За повторное нарушение заплатить придется от 2 до 5 базовых (84—210 рублей) согласно ч. 8 ст. 18.11 КоАП РБ.
Многие уверены: если автомобиль имеет российские номера (или регзнаки любой другой страны), то правила, касающиеся тонировки, на него не распространяются. Однако в Госавтоинспекции утверждают: это не так. Закон применяется ко всем автомобилям, участвующим в дорожном движении на территории Беларуси. Если ГАИ остановит машину с тонировкой, не соответствующей нормам, то водителю грозит штраф.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by