Перед тем как начать выбирать динамики, эксперты советуют определиться, какую музыку вы будете слушать в автомобиле. Если в салоне чаще будет звучать электронная музыка, то к «акустическому вопросу» следует подходить иначе, нежели в случае, когда вы предпочитаете рок или творчество поп-исполнителей. И дело здесь не только в басах, как может показаться на первый взгляд. Также нужно заранее подумать, какие работы над машиной необходимо провести кроме замены компонентов аудиосистемы. Оказывается, для того чтобы штатная магнитола «запела» по-другому, можно даже не менять динамики — достаточно лишь чуть доработать двери. Одним словом, все непросто.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили ее, чтобы вновь поделиться проверенной информацией, будь то советы или лайфхаки. Такие материалы не теряют актуальности и, возможно, помогут вам принять решение или найти что-то полезное прямо сейчас!
Ответ очевиден — чтобы больше наслаждаться любимой музыкой в машине. Но есть нюанс: достигнуть этой цели можно разными способами, которые зависят от ваших культурных предпочтений. Всю музыку можно условно разделить на две категории. Первая — та, где есть исполнитель. Это рок, поп, классика, джаз и т. п. Иными словами, это композиции, которые обычно слушают со сцены. Вторая — музыка без исполнителя. Сюда можно отнести электронную и клубную музыку. Она должна быть как бы вокруг слушателя, а не играть со одной стороны.
Если предпочитаете музыку с исполнителем, то акцент нужно делать на фронтальную часть салона автомобиля, выстраивая так называемую сцену. Если же в вашем плейлисте преимущественно электронная музыка, то необходимо добиваться просто качественного объемного звучания.

Перед тем как приступать к какой бы то ни было работе, специалисты по автозвуку обычно изучают текущее акустическое состояние машины. Во время «теста» они не просто слушают звучание колонок, но и стучат по обшивке дверей. В большинстве моделей она пластиковая, с небольшими вставками из кожзама. По заводу дверь в непремиальных автомобилях практически полая, без особой шумо- или виброизоляции, поэтому там возникают резонирующие частоты, которые могут испортить впечатление от прослушивания музыки на громкости чуть выше средней. Кроме того, за динамиком советуют расположить закрытый объем, который не позволит звуку распространяться в ненужном направлении. Дверь в какой-то степени и выполняет роль такого объема, но она вся «дышит», в том числе за счет технологических отверстий.
Для того чтобы добиться качественного звучания аудиосистемы в машине, начать советуют именно с шумоизоляции дверей. Полностью их разобрав, обезжиривают внутренние поверхности. Полые емкости дверей проклеивают вибропластом.
Далее, как правило, наносится слой сплэна (это самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена). Он имеет важное преимущество — не впитывает воду. Но есть у сплэна и недостаток — этот материал достаточно жесткий и в жаркую погоду может отклеиваться. К тому же он не поглощает звук. Вместо сплэна можно использовать битопласт. Качество звука с ним даже лучше за счет поглощения так называемых стоячих волн. Ложкой дегтя в случае с битопластом является впитывание воды, что со временем может повредить материал.
В зависимости от мощности акустики, которую вы планируете ставить в машину, необходимо рассчитать толщину вибропласта. Как правило, двери «полнеют» на 3—5 кг, и это не требует никакой дополнительной доработки. Но иногда шумо- и вибропоглощающие материалы добавляют столько лишнего веса, что приходится даже усиливать петли. Возможно, вы видели, как на соревнованиях по звуку владельцы автомобилей приподнимают двери, чтобы их захлопнуть.
Для улучшения звука зачастую достаточно сделать шумоизоляцию двери, чтобы даже штатные динамики заиграли по-новому. Процентов 30 автовладельцев останавливаются на этой доработке и не требуют бóльших усовершенствований. Если сделать хорошую шумоизоляцию хотя бы передних дверей, можно сэкономить на покупке более дорогих динамиков, а то и обойтись заводскими. Но есть и те, кто требует установки других аудиокомпонентов. Нередко водители покупают дорогие системы, которые по большому счету теряют свой смысл без работы с дверями.
Еще можно шумоизолировать днище, переднюю панель и даже крышу. Но если от дверей эффект гарантированно услышат даже те, кто в детстве повстречался с медведем, то остальные доработки — для самых требовательных аудиофилов. К тому же доработка, например, передней панели — дело недешевое. Стоимость одних только работ потянет на 100—150 долларов по курсу.
Шумоизолировать одну дверь стоит 70—80 долларов в эквиваленте. Это материал плюс работа. Но здесь важно помнить, что такая операция, скорее всего, повлияет на заводскую гарантию автомобиля. Поэтому нужно либо ждать, когда машина слезет с дилерской «иглы», либо отказываться от гарантии, либо заниматься доработкой на официальной СТО (некоторые дилеры предлагают такую услугу).
На самом деле, сидя спереди, водитель даже не слышит задние динамики. Поэтому если вы шумоизолируете передние двери, то улучшаете звук для водителя и переднего пассажира. Если дорабатываете задние — делаете услугу только для задних пассажиров. В целом проще настроить качественное стерео спереди, нежели заморачиваться с задним рядом.
Во время подготовки машины к соревнованиям по автозвуку некоторые мастера вообще убирают задние динамики, чтобы они не оттягивали сцену. Так что для большинства людей будет достаточно поработать с передом. Специалисты уверяют, что разница почувствуется сразу.
Самые требовательные любители музыки изолируют от шума еще и багажник. Эффект от этой доработки ощутят разве что владельцы компактных хетчбэков. Когда багажник живет «отдельной жизнью» (например, у седана или купе), то шумоизолировать его следует только при установке сабвуфера. В случае с кроссоверами или лифтбэками от доработки грузового отсека можно и отказаться — багажник достаточно хорошо изолирован от салона. Считай, как в седане.
Нужно понимать, что машина нужна в первую очередь для того, чтобы ехать, а не устраивать дискотеку. Поэтому и багажник следует преобразовывать только в крайних случаях. Нагрузи крышку дополнительными килограммами — она не будет держаться в открытом положении. А значит, нужно дорабатывать газовые упоры. Стоит разумно взвешивать необходимость доработок в обычном автомобиле.
В большинстве современных машин установлена компонентная система. В передних дверях расположены мидбасы, а на передней панели — высокочастотные твитеры (в простонародье — «пищалки»). Фактически это один динамик, разнесенный в два места. Автопроизводители выносят высокие частоты вверх, потому что они достаточно легко поглощаются ковролином. Другими словами, будь твитеры расположены в том же месте, где основные динамики (внизу дверей), звук от них терялся бы.
Чаще всего «пищалка» расположена классическим образом — с отражением звука от лобового стекла. То есть воспроизводимый высокочастотным твитером звук отправляется вверх, ударяется о наклонное стекло и улетает в салон. Иногда твитеры размещают в стойках. Как правило, звук в этом случае направляется перекрестно: с левой стойки — в правого пассажира, а с правой — в сторону водителя. Для улучшения звука специалисты рекомендуют заменить корпусы штатных «пищалок», потому что сетка не пропускает много частот и они остаются в передней торпеде. А чтобы увеличить «звуковую прозрачность», необходимо поменять крышку твитера.
В погоне за максимально приятным автозвуком нужно учитывать и формат записи. В частности, считается, что MP3 «убил» качественное звучание. Ранее, когда музыку слушали с обычных компакт-дисков, композиции были записаны полностью, без искажений и вырезания якобы неслышимого сектора звучания, без каких-либо преобразований. А в формате MP3 все сжато, и теперь нельзя полноценно «развернуть» композицию на качественную акустику.
Нажмите на баннер, чтобы выяснить результаты эксперимента Onlíner о влиянии музыки на стиль вождения
Есть такое мнение: хороший звук в автомобиле нужно слушать с закрытыми глазами. Включил симфонию и показал пальцем, где играет скрипка, а где — валторна. С MP3 такого не сделаешь. Именно поэтому сейчас люди чаще делают «шумку» для себя, чтобы комфортнее было ездить, нежели для качественного звучания. Похоже, все меньшему числу автомобилистов нужна действительно хорошая акустика. Плюс ко всему заводские системы стали намного лучше, чем раньше.
Общий совет от экспертов — начать с шумоизоляции дверей и посмотреть, что получится. Возможно, больше ничего не понадобится делать. Если же захочется более «породистого» звучания, в багажник можно установить сабвуфер. Но для этого у некоторых моделей придется переделывать фальшпол, под которым хранится запаска. Корпусный сабвуфер должен располагаться прямо у спинок заднего ряда. Переделка пола может привести к другим последствиям — возможно, будет затруднительно доставать запасное колесо.
Что касается замены динамиков, то в современных массовых моделях она целесообразна, только если устанавливать в автомобиль дополнительный усилитель либо если повреждены заводские. Можно, конечно, пойти и купить новые динамики за 50 долларов по курсу, но вы не получите никакого эффекта по сравнению со штатной аудиосистемой. Если же менять что-то кардинально, то придется вложить солидную сумму денег.
Под кардинальными изменениями имеется в виду выстраивание параллельной системы. Аудиофил-водитель упирается в тракт — тот сигнал, что подается на динамик. Если он более-менее приемлем, то мы получим значительный прирост после первых шагов (шумоизоляции и замены акустики). Если нет — приходится прибегать к установке параллельной системы. Дело в том, что заводское головное устройство зачастую выкинуть нельзя, на нем завязано много бортовых функций. Да и мультимедиа по функционалу может устраивать, а вот звук — нет. Параллельная система состоит из нового усилителя и источника (Hi-Res-плеер либо какой-то встроенный Bluetooth-модуль, на который можно будет подавать музыку). Все это разводится по машине: новая проводка прокладывается к местам, где будут ставиться динамики, питание этих усилителей. Таким образом мы получаем две системы: заводскую, с помощью которой можно слушать радио, разговаривать по телефону и т. д., а также дополнительный источник звука хорошего качества, когда можно с телефона или Hi-Res-плеера подать музыку прямо на усилитель, и уже этот усилитель будет воспроизводить сигнал. Он в итоге может в 10 раз превосходить штатный. Есть системы, которые не отличить от заводских. В комплекте идут и штатные кронштейны, и наборы проводов специально для интеграции неродных усилителей. Но если человек хочет еще больше нарастить и улучшить свою систему, то тогда устанавливаются подиумы, а динамики ставятся под более правильными углами и т. д. Вмешательство, очевидно, будет визуально заметно. Обойдется такая доработка как минимум в $1000 по курсу.
Напоследок важно отметить, что автомобильные динамики бывают двух типов: рассчитанные на работу с выносным усилителем и работающие с магнитольным усилителем. Как понять, «ху из ху»? Необходимо узнать, насколько динамик чувствителен к подводимой к нему мощности. Эта чувствительность измеряется в децибелах на октаву, и ее можно узнать в характеристиках устройства. Динамики с показателем до 93—94 дБ/окт лучше подключать к дополнительному усилителю. Все, что выше, можно коннектить со штатной магнитолой. Обычно у производителей аудиосистем есть пару моделей динамиков для работы с усилителем, который идет в автомобиле с завода.
Если бюджетные решения не дадут ожидаемого эффекта от доработки, придется ставить дополнительный усилитель, менять динамики и закидывать в багажник сабвуфер. И это вместе с шумоизоляцией дверей обойдется в добрую копейку. Большинству автолюбителей такой звук попросту не нужен.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by