15 341
13 августа 2025 в 13:42
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер

СПМ или транспортное средство: какие документы нужны для оценки и будут ли проводить краш-тесты?

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер

С 1 сентября в Беларуси вступят в силу изменения в Правила дорожного движения. Один из самых актуальных вопросов касается того, что привычно относили к средствам персональной мобильности: какие из них могут быть транспортным средством и как это подтвердить, а какие останутся СПМ и будут передвигаться по предусмотренным для них правилам? Сегодня в рамках прошедшей в Минске пресс-конференции специалисты и ответственные лица попытались ответить на эти вопросы.

Кому нужна оценка соответствия, а кому — нет

— Мы говорим об устройствах, приобретенных до 1 сентября 2025 года с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч, — отметила Ольга Бобко, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации. — Если человек намеревается использовать такое устройство только на дорогах без усовершенствованного покрытия, в светлое время суток, передвигаясь по обочине дорог, а при отсутствии обочины — по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края, то проходить оценку соответствия такому транспортному средству не требуется.

Напомним, что в Указе определен упрощенный порядок регистрации такого транспорта. Владельцы должны предоставить его в испытательную лабораторию, которая является резидентом Республики Беларусь и включена в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. Если по результатам оценки оно соответствует требованиям Техрегламента ТС, ему предоставляется электронный паспорт и с ним МРЭО будет осуществлять упрощенную регистрацию (в таком режиме она будет действовать до 1 сентября 2026 года).

На такие средства (признанные механическими транспортными средствами) потребуется соответствующая категория — АМ или А1.

По словам Ольги Бобко, для получения положительного результата оценки соответствия устройство должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств». То есть быть фактически аналогом мопеда или мотоцикла и быть идентифицированным как колесное транспортное средство категории L.

Именно скорость устройства таким образом остается важнейшим критерием для оценки его типа.

Если говорить упрощенно, то мотоцикл или мопед должен быть оборудован зеркалами заднего вида, иметь спидометр, указатели поворота, сигнальные элементы (красного цвета сзади и белого цвета спереди), а также другие конструктивные элементы.

— В настоящее время имеющиеся у граждан устройства были им проданы как средства персональной мобильности, однако по сути таковыми не являются. Они фактически и были мопедами или мотоциклами, и на них уже имеются документы об оценке соответствия: одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. В таком случае, если такой документ имеется, гражданин вправе обратиться за оформлением электронного паспорта и подать документы на регистрацию своего транспортного средства в ГАИ, — добавила Ольга Бобко.

В иных случаях на реализацию мер, предусмотренных указом, отведено три месяца.

Отдельно было отмечено: моноколесо не является транспортным средством, так как не отвечает заявленным требованиям. На это указал Олег Сонич, заведующий НИИЦ транспортных средств филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт».

К 25 августа на сайте Госстандарта появится памятка, которая поможет владельцу самостоятельно определить, к какому типу относится его транспорт и необходимо ли дополнительно обращаться за оценкой соответствия в соответствующие организации. А в регионах будет организована работа специальных центров Госстандарта, где будут разъяснять в каждом отдельном случае, какие действия необходимо проводить с данным транспортным средством.

— Эксперты проходят обучение, чтобы в полной мере и своевременно оказывать необходимую помощь, — заметила Ольга Бобко.

Какие документы нужны для прохождения оценки соответствия и получения электронного паспорта

— Потребуется заявление в лабораторию с обязательным указанием того, что устройство было приобретено до 1 сентября 2025 года, а также технические документы на данное транспортное средство, если они есть. Если документов нет, то эксперты определят, относится ли устройство к транспортному средству или это все же средство персональной мобильности, — рассказала Ольга Бобко.

По ее словам, будет создана единая временная административная процедура сроком на один год. Список лабораторий, уполномоченных на ее проведение, сейчас уточняется и будет утвержден к 25 августа.

— Поскольку были вопросы, разъясняю, что краш-тест устройства во время прохождения оценки соответствия не проводится, оно будет возвращено владельцу в целости и сохранности, — добавила специалист.

Стоимость проведения оценки транспортного средства пока не называется.

Отвечая на вопрос, как именно будет измеряться мощность конкретного устройства, Олег Сонич подчеркнул что номинальную мощность обычно определяет изготовитель транспортного средства. По его словам, в Республике Беларуси нет лабораторий, которые могут определить на небольшом электродвигателе данную мощность, поэтому она будет определяться по документам или по заявительницу принципу.

Александр Занимон, заместитель начальника главного управления ГАИ МВД, еще раз сакцентировал внимание на том, почему назрела необходимость вводимых изменений.

— Мы столкнулись с ситуацией, когда под видом СПМ производили транспортные средства, обладающие большой мощностью, и развивающие огромную скорость. Но почему-то все забыли, что такие транспортные средства должны соответствовать требованиям безопасности. Указ нацелен на то, чтобы не допустить к участию в дорожном движении транспортные средства, которые таким требованиям не соответствуют, — заявил он.

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №295, которым корректируются правила дорожного движения. Что изменяется?

  • закреплена обязанность велосипедистов и самокатчиков спешиваться при пересечении проезжей части дороги;
  • уточняется определение средства персональной мобильности: его максимальная конструктивная скорость движения — не более 25 км/ч;
  • лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам;
  • вводятся скоростные ограничения: ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару — не более 10 км/ч;
  • устанавливается запрет передвижения тяжелых устройств, масса которых превышает 35 кг, по тротуару;
  • электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам могут быть отнесены к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном движении — для этого нужно будет подтвердить тип транспортного средства, оформить на него электронный паспорт и зарегистрировать в ГАИ;
  • уточнены иные положения правил дорожного движения. В частности, территории садоводческих товариществ теперь отнесены к жилой зоне.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 20 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 10"/10", вес 14.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 130 кг), до 25 км/ч, мощность 400 Вт, запас хода 27 км, аккумулятор 7.5 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 10.9 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро