Белорусы нашли уникальное самодельное авто. Теперь пытаются восстановить его историю (кое-что уже получилось)

 
UPD
38 268
20 августа 2025 в 16:00

Известные в кругах любителей ретротехники братья Гапановичи (они же организаторы крупных тематических фестивалей «Кола часу», «Золотая миля» и т. д.) поделились своей необычной находкой. Им передали уникальный самодельный автомобиль, собранный неизвестным белорусом. Теперь Олег и Виталий пытаются восстановить историю авто и просят о помощи: если вы что-то знаете об этой машине — свяжитесь с редакцией. UPD: после публикации об автомобиле стало известно чуть больше. Мы дополнили заметку в конце текста. 

— В автомобиле использован двигатель от мотоцикла, а точнее — от первых моделей М-72 (это советский тяжелый мотоцикл, копия немецкого BMW R71. — Прим. Onliner). Это говорит о том, что машинка, вероятно, собрана в 50-е годы. Установлены приборы от «Полуторки» (грузовика ГАЗ-АА), некоторые детали — авиационные. А подвеска — вообще что-то уникальное. Передняя и задняя часть, видно, заводского исполнения. Есть предположение, что она от какого-то довоенного автомобиля, но установить это пока не получилось, — рассказывает Олег Гапанович.

Есть предположение: автомобиль «родом» из Витебской области. Гапановичам об этой машине стало известно от друзей. Человек по имени Валентин, в руках у которого находилась «самоделка», почти ничего не смог о ней рассказать.

— Друг Валентина попросил машину перевезти и подержать у себя какое-то время. Однако позже он умер. Где этот друг взял автомобильчик, никто не знает — даже его родственники.

Подробнее про свою находку организаторы «Кола часу» расскажут на мероприятии, которое состоится уже в эту субботу, 16 августа, в загородном клубе «Фестивальный».

Дополнено 

После публикации с редакцией связался человек, который, как он утверждает, знаком с этим транспортным произведением безызвестного Кулибина. Мужчина рассказывает: машина 1949 года. По его словам, этот автомобиль должен был переехать в Украину и дорабатываться в городе Хмельницкий ориентировочно в 2012 году. Однако владелец авто умер, восстановление «самоделки» прекратилось.

— Знаю, что в машине хотели установить более сильный двигатель, — вспоминает мужчина. — Владелец — удивительный человек, он увлекался машинами. Откуда запчасти? Немного с «Полуторки» [ГАЗ-АА. — Прим. Onlíner], что-то есть от мотоцикла, «Эмки» [ГАЗ М-1. — Прим. Onlíner], «Вилисса» [видимо, подразумевается американский армейский Willys. — Прим. Onlíner]. Машина стояла в Витебске, я по просьбе сына хозяина должен был перевезти ее в Хмельницкий. У меня даже остался техпаспорт мотора.

Как рассказал собеседник, Кулибина звали Василий Хрищук, а его сына — Андрей Хрищук. Предположительно, кто-то из родственников может проживать в Гомеле. Вы знаете что-то об этих людях или о машине с фото? Свяжитесь с нашей редакцией: sv@onliner.by или t.me/veronika_saiko.

Выбор покупателей
активная, 4 DIN/9–13 DIN, плавная регулировка затемнения, защита от УФ/ИК 13, съёмные пластины, режим шлифования, 460 г
ручная дуговая сварка (MMA), входное напряжение 220 В, сварочный ток: 20-200 А, диаметр электрода: 1.6–4 мм, 2.3 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро