5,5 тысячи за все. Автопутешествие в Грузию и Армению на арендованном Chery

23 августа 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: личный архив героя. Ретушь: Максим Тарналицкий

5,5 тысячи за все. Автопутешествие в Грузию и Армению на арендованном Chery

Автор: Вероника Сайко. Фото: личный архив героя. Ретушь: Максим Тарналицкий

Отсутствие подходящей для дальнего маршрута машины не помеха для путешествия. Наш читатель Руслан оставил в гараже свой Volkswagen Golf, а для семейной поездки в Грузию и Армению арендовал у белорусского импортера Chery Tiggo 7 Pro Max. Поездка состоялась в июле. Рассказываем, что интересного удалось увидеть по дороге, и подбиваем расходы.

«Почему „китаец“? Решил проверить его на надежность». Выбор машины и подготовка к маршруту

— Почему взял в аренду «китайца»? — Руслан начинает с ответа именно на этот вопрос. — Решил проверить его на надежность. На личном Volkswagen Golf ехать не хотелось, потому что машина маленькая. В путешествие мы отправились вчетвером: я, супруга и двое старших детей (16 и 14 лет).

Chery находился на расширенном каско, действительном за границей, и на гарантии. Аренда обошлась в 50 рублей за сутки, суммарно в путешествии мы провели две недели. Забегая вперед, скажу, что автомобиль оставил положительные эмоции, несмотря на то что изначально мне показалось, что подвеска слишком мягкая, отчего авто чересчур валкое. Но на неровных дорогах Грузии это стало преимуществом.

Как собирались в поездку? Купили термосумку и гелевые охладители. Хотели взять палатку и какую-нибудь газовую плитку, но все-таки отказались от этой идеи: не были уверены в погоде. Посуточно снимали квартиры в России, а в Грузии и Армении бронировали жилье через Booking.com.

Ехали через российский Воронеж. Хотели посмотреть город, но быстро заблудились: навигация в России совсем не работает. Поэтому толком ничего не увидели. После Воронежа мы направились в Ростов-на-Дону, там прогулялись по набережной и посмотрели Парамоновские склады.

Парамоновские склады — комплекс складских сооружений XIX века для хранения зерна. Уникальная система охлаждения, использующая родниковую воду, поддерживала постоянную температуру.

После Ростова мы поехали в Пятигорск. Город очень понравился. Он небольшой, но там много красивых и исторических мест — например, домик Лермонтова, куда он был сослан. Мы с семьей на фуникулере поднимались на гору Машук, чтобы насладиться видом на город. Переночевав в Пятигорске, мы отправились на границу с Грузией.

Границу мы проехали достаточно быстро: я заранее начал мониторить все возможные тематические чаты, где путешественники делятся опытом прохождения КПП. Кто-то стоял в очереди по 10—13 часов! Но нам повезло: час ушел на российскую часть границы, 15 минут — на грузинскую. К слову, обязательно нужно демонстрировать нотариально заверенную доверенность на машину, если она арендная. Я узнал об этом буквально за два дня до поездки — пришлось брать директора автоцентра и возить его по нотариальным конторам. Оперативно попасть на прием к нотариусу оказалось не так уж просто.

Первой остановкой в Грузии для семьи Руслана стал Тбилиси — там они пробыли два дня. Собеседник подмечает: город красивый, отдельный лайк ему за раскидистые деревья вдоль центральных проспектов, которые спасали от жары.

— Что запомнилось со знаком минус? На фуникулере мы поднимались на гору Мтацминда — выяснилось, что для иностранцев проезд на нем вдвое дороже. Дискриминация какая-то: за билеты туда-обратно на четверых мы отдали больше 100 рублей. В то же время я даже не знаю, как передать эмоции от вида с горы: это что-то нереальное.

Чем запомнилась в Армения и почему был выбран такой маршрут

— После Тбилиси мы направили в Армению, в город Дилижан, — продолжает рассказ Руслан. — На границе пришлось оформлять еще одну страховку на машину, но нам очень помогли: отзывчивые местные отвели туда, где можно ее сделать.

Почему мы выбрали Армению как целевую точку маршрута? Повторюсь, хотелось проверить машину на дальнем расстоянии, а Армения и Грузия — это те страны, куда не нужна виза и можно доехать на авто. К слову, у меня есть коллега из Армении, который даже предлагал ключи от дома в ауле и возможность жить у него столько, сколько понадобится.

Но меня скорее интересовал Кавказ в целом: у меня там прошло детство.

Бабушка жила в Грозном (это Чечня), и я каждое лето проводил там. Так и полюбил Кавказ, горы — решил, что нужно показать все это жене и детям. Сам я не был там около 30 лет. Когда в Чечне началась война, мы бабушку оттуда вывезли. Да, в Грозный мы тоже заехали во время путешествия, но об этом позже.

К слову, въехав в Армению, мы последовали вдоль границы с Азербайджаном. Позже выяснилось, что это была ошибка: нам объяснили, что там и под пулю можно было попасть.

Но вернемся к Дилижану. Там мы побывали в местном природном заповеднике, посмотрели на зеленые водопады и древние монастыри — побывали в атмосфере Средневековья. После этого отправились в город Севан, насладились пейзажами на горном озере. Надо отметить, что нам очень повезло с погодой — это было важно.

Следующая остановка — столица Армении, Ереван. Там Руслан пробыл еще два дня.

— Посетили знаменитый монастырь Хор Вирап, который находится недалеко от турецкой границы. Его история связана с принятием христианства в Армении.

Справка из сети: Монастырь Хор Вирап в Армении возведен в 642 году в Арташате — городе, который шесть веков являлся столицей Великой Армении. Название храма происходит от «вирап неркин» (глубокая темница). Именно в эту глубокую яму-подземелье царь Трдат III бросил Григория Просветителя на смерть за исповедание христианства и открытое пренебрежение армянским язычеством.

Затем мы отправились в еще один монастырь — Гегард, высеченный прямо в скале. Подниматься в молельню было рискованно: скользко, камни падали… Зато потом нас ждал вкусный обед в ресторанчике возле монастыря: терраса прямо над обрывом, а снизу река течет. Красота, да и ножка ягненка была изумительной!

На обратном пути из Гегарда мы увидели «Симфонию камней» — памятник природы Армении. И еще заехали в единственный сохранившийся языческий монастырь Горни.

«Симфония камней» представляет собой скопление базальтовых шестигранных колонн, которые образовались из-за вулканической активности около 3—5 млн лет назад. В это время на территории Армянского нагорья происходили интенсивные тектонические процессы и извержения вулканов.

Впечатления о Ереване остались двоякие, откровенно говоря. Центр современный, красивый, но чем дальше от него, тем ярче контрасты: повсюду трущобы, старые дома… Отметили для себя, что в городе много питьевых фонтанчиков — в жару они приходятся очень кстати.

На обратном пути из Еревана мы поехали в грузинский город Мцхета — это недалеко от Тбилиси. Он произвел приятные впечатления: чистенький, аккуратный, с мощеными улочками. Такое ощущение, что ты находишься где-то в Швейцарии или какой-то другой небольшой европейской стране.

Мцхета — один из старейших городов Грузии, расположенный всего в 20 километрах от Тбилиси. Он основан более 2500 лет назад. Там располагается собор Светицховели. Еще одна знаменитая достопримечательность — место, где река Арагви молочно-зеленого цвета впадает в бурую реку Кура.

Еще одно место, которое советую посетить, — это монастырь Джвари, который находится на горе, откуда открывается шикарный вид, в том числе на место слияния двух рек.

После этого мы направились в Грозный (Чечня). Там остановились у моих друзей детства. Чеченцы отличаются гостеприимством: встретили, накормили, показали город. Его отстроили после военных действий… Но той души в нем, как раньше, мне показалось, уже нет.

Почему? Город был очень зеленый. Идешь по улице, срываешь черешню, абрикосы… Сейчас ничего этого я не увидел, город как будто искусственный. В центре красивая мечеть, но вокруг много стеклянных высотных зданий — как будто из Грозного хотят сделать Дубай.

Мы с семьей, конечно, не могли не подъехать к дому моей бабушки. Он единственный уцелел на всей улице. Там сейчас живут другие люди, которые не являются родственниками моей семьи.

Дорога и местные водители — с какими трудностями пришлось столкнуться

— Чем автопарк в Армении и Грузии отличается от нашего?

— В этих странах очень много праворульных авто. Что касается марок, достаточно Suzuki, Toyota, а еще корейского автопрома. «Электричек» тоже хватает, но из потока они не выделяются, потому что номера на них обычные, не зеленые. «Китайцев» не много. Я постоянно высматривал в потоке Chery: думал, если увижу, то можно быть уверенным, что здесь есть официальный сервис на случай форс-мажора.

В итоге в Грузии я увидел только один Chery — это был Arrizo 8. А вот в Армении этой марки было побольше.

Спрашиваем у Руслана про опции «китайца», которые больше всего пригодились в дороге. Мужчина улыбается и отвечает, что это вентиляция сидений: «Вокруг жара, а у тебя по спине холодок идет».

— Форс-мажоры вас в итоге настигли?

— Был неприятный инцидент в Армении, когда подъезжали к городу Спитак. Я пробил колесо: поймал огромный болт. К счастью, в багажнике была полноразмерная «запаска». Поменял и поехал дальше — до самой Беларуси.

К слову, на въезде в Спитак по обеим сторонам были шиномонтажи. Такое ощущение, будто работники специально разбросали эти болты.

— А что насчет культуры вождения у местных?

— И армяне, и грузины очень похожи друг на друга в этом плане. Пешеходов не пропускают: чтобы перейти дорогу, нужно тормозить машины жестом. Нет разметки — возможно, старая уже стерлась, а новую не наносят. Все едут как хотят, в шахматном порядке. Кто как успел повернуть и встроиться в полосу, тот так и едет. Постоянно сигналят, особенно в Тбилиси. И, конечно, мало кто соблюдает скоростной режим. Особенно это касается Военно-Грузинской дороги, которая сама по себе узкая. Тебе постоянно вылетают навстречу — приходилось съезжать на обочину и тормозить, чтобы избежать столкновения.

А еще знаете, что мешало? Коровы на дорогах. Особенно на этой грузинской дороге — они были везде! Лежат на асфальте, пытаешься их объехать, а им без разницы.

Сколько потратили за поездку

Руслан подсчитывает: общий чек на семью из четырех человек составил около 5,5 тыс. рублей. Пройдемся по основным пунктам трат.

Немаловажная статья расходов — топливо. Руслан рассказывает, что средний расход машины составил 8 литров на 100 километров — итого за 6400 километров Chery «съел» около 1300 рублей.

— На платные дороги ушло порядка 100 рублей, на страховки для авто — 140, за медицинские на четверых отдали 65 рублей.

За жилье суммарно пришлось заплатить около 1200 рублей. Еда, развлечения — это еще плюс примерно 1500 рублей. И не забываем про аренду машины (700 рублей) и сопутствующие расходы.

Основные траты в поездке

Всего — около 5500 рублей.

  • Топливо — 1300 рублей.
  • Аренда авто — 700 рублей.
  • Платные дороги — 100 рублей.
  • Страховки (авто + медицинские) — 205 рублей.
  • Жилье — 1200 рублей.
  • Еда, развлечения — 1500 рублей.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by