С 1 сентября мы живем по новым Правилам дорожного движения. Однако разные категории участников этого движения изменения затронули по-разному. Сильнее всего — пользователей средств персональной мобильности (а также электротранспорта, который теперь нельзя отнести к этой категории) и велосипедистов. Одно из самых резонансных в их среде нововведений — обязанность спешиваться при пересечении проезжей части. Мы собрали отклики наших читателей по этому поводу, а также постарались ответить на их вопросы, в том числе на главный: где все-таки можно не спешиваться?
Сразу отметим, что водители-невелосипедисты, с которыми нам удалось поговорить на эту тему, в целом весьма позитивно оценивают новые ПДД. Общая мысль такая: «Наконец-то никто не будет вылетать под колеса на переходах».
Самокатчиков, которых нововведение коснулось напрямую, выражают свое отношение к нему достаточно сдержанно. Говорят, в частности, о том, что значительно увеличилось время в пути на привычных маршрутах — из-за того, что приходится по много раз переходить дорогу пешком. К самокатчикам, к слову, еще применили довольно жесткие ограничения скорости, но пока громко нам никто не жаловался на этот счет. Предположим поэтому, что многие не заметили каких-либо перемен — на скорость на тротуарах не ловят, все, похоже, отдано на откуп самоконтролю и личной дисциплине.
А вот велосипедисты делятся впечатлениями много и эмоционально. Хотя бы потому, что слезать с велосипеда куда менее удобно, чем просто соступать с самоката. А также потому, что за спешиванием на пешеходных переходах сотрудники ГАИ в первую декаду сентября, по крайней мере в Минске, следили весьма обстоятельно.
«Что водителям хорошо, то велосипедистам... — делится с нами один из читателей. — Водители так и не научились нормально пропускать людей на переходах (ведь сбивают не только велосипедистов и самокатчиков, но и пешеходов), поэтому страдать будут те, кого они могут сбить.
Я только не согласен с тем образом, который себе представляют многие: дескать, на самокате или велосипеде обязательно едет какой-то оболтус, который только и думает о том, как бы въехать кому под колеса. Мне 42 года, я использую велосипед как основной вид транспорта в городе, не езжу на нем только в мороз, когда тротуары промерзают.
И у меня никогда не было проблем с тем, чтобы аккуратно пересечь проезжую часть, как, уверен, у большинства. Но теперь у меня есть проблемы с тем, чтобы просто ехать по городу. Я посчитал: 52 раза я обязан спешиться за получасовую поездку из дома на работу. И 52 раза — по пути обратно. Больше 100 раз остановиться, слезть с велосипеда и залезть на него. Удовольствие неописуемое. Почему бы водителей не обязать останавливаться перед каждым переходом и выходить из машины? Это тоже решило бы проблему безопасности. Или велосипедисты не так важны в современном обществе? Тогда подумайте, что будет, когда каждый, кто сегодня еще пытается ездить на самокатах и велосипедах, пересядет на авто или придет на остановку общественного транспорта. Комфортно вам будет в еще более плотном городском потоке и в еще более набитом автобусе?»
С комментариями читателей мы продолжим знакомиться, а пока перейдем к ответу на самый острый вопрос: где же все-таки нужно спешиваться, а где — не обязательно.
150
Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движения пешеходов, за исключением случаев движения:
• по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;
• на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 148.1 настоящих Правил. При этом велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке — правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета;
• по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам.
Пример первый: регулируемый пешеходный переход. Знаки, разметка, пешеходный светофор.
Классический для города пример. Все знают, что пересекать проезжую часть по регулируемому переходу можно только на зеленый сигнал светофора. Что здесь должен сделать велосипедист?
На практике людей путает разнообразная разметка, которую можно встретить на таких переходах. Бывает, что там нанесена разметка велосипедного переезда, этот переезд может быть даже выделен зеленой краской. Вот только сейчас все это не имеет никакого практического значения. На регулируемом пешеходном переходе необходимо спешиваться всегда за исключением всего лишь одного случая: когда на таком переходе есть и разметка, обозначающая велосипедный переезд, и велосипедный светофор (или табличка, обозначающая такой светофор, — это нововведение недавнего времени).
Если именно велосипедного светофора нет (и нет соответствующего знака) — спешиваться обязательно.
Тут важно отметить: обозначение велопереезда на знаке пешеходного перехода никак не меняет ситуацию. Как не меняет ее и табличка под светофором, обозначающая то, что его сигналы распространяются и на велосипедистов, — мы специально уточняли этот момент в ГУГАИ МВД.
Поэтому, подъезжая к регулируемому пешеходному переходу, нужно смотреть, есть ли там велосипедный светофор или табличка с его изображением или нет, — только от этого все и зависит. Много ли в городе таких светофоров и табличек? Нет, но их будет больше — это обещали в ГАИ.

Начальник главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков:
— Мы предусматриваем, с учетом изменений Правил дорожного движения, установку велосипедных светофоров там, где это возможно. Уверен, что на порядок больше будет этих мест в следующем велосезоне.
(О контроле за нарушениями):
— На сегодняшний день мы активно используем республиканскую систему мониторинга общественной безопасности, выявляем правонарушения со стороны лиц, передвигающихся на СПМ, велосипедистов, публикуем эти нарушения в СМИ. В полном варианте автоматического привлечения работу будем проводить на будущее.
И их становится больше. Устанавливают и таблички, и велосипедные светофоры. К примеру, совсем недавно такой светофор появился на регулируемом пешеходном переходе через проспект Независимости возле Национальной библиотеки. Настолько недавно, что когда мы делали там фотографии, он еще не работал и велосипедисты с недоумением переглядывались: можно не спешиваться или пока еще нельзя?
Вот только что в действительности может один велосипедный светофор? Переезжаете вы проспект Независимости со стороны библиотеки — красиво, не спешиваясь, — а затем тут же на тротуаре тормозите и слезаете с велосипеда, потому что впереди узкий — всего на две полосы — местный проезд и переход, на котором нужно спешиваться.
«Я согласен, что в Минске есть опасные места, где лучше спешиться. Большие перекрестки, где машины поворачивают в то время, когда пешеходам горит зеленый, и водители могут не заметить велосипедиста или самокатчика, который выезжает откуда-то из-за плеча. Но ведь таких мест все равно меньшинство — почему бы для них не придумать какие-то знаки, обязывающие спешиваться? — считает другой наш читатель. — А какие проблемы на обычных пешеходных переходах — регулируемых и нерегулируемых, — где на прямом участке дороги водителю ничего не закрывает обзор? Этот водитель обязан либо стоять на красный свет, если пешеходам горит зеленый, либо остановиться и предоставить пешеходам дорогу, если светофора нет.
Если он этого не делает — это уже серьезный вопрос, ведь человек управляет средством повышенной опасности.
Но трудности создали велосипедистам, и я замечаю, как водители теперь и не думают замедляться перед нерегулируемым переходом. А уж как у нас умеют не останавливаться на красный — и так все знают. И водители довольны: ведь это я должен спешиться, а им можно не тормозить. Опасно, если они к этому привыкнут, ведь по переходам ходят люди. Или их тоже обяжут сделать что-нибудь эдакое, чтобы не попадали под колеса?»
151
При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги в случае ее пересечения по велосипедному переезду, линии тротуаров или обочин велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
2.6-1
Велосипедный переезд — элемент велосипедной дорожки, предназначенный для движения велосипедистов и водителей средств персональной мобильности через проезжую часть дороги и обозначенный дорожным знаком «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
Пример второй: нерегулируемый пешеходный переход. Знаки, разметка.
«Зебра» — таких переходов тоже полно везде. Светофоров нет, только знаки и разметка.
Ответ простой: спешиваемся без вариантов.
Пример третий: велопереезд (не на перекрестке). Разметка, иногда знаки.
Такое часто встречается там, где велодорожка пересекает проезжую часть, а пешеходного перехода нет. Зато есть разметка 1.15, обозначающая велопереезд. Встречается такое и в местах, где велодорожки нет, но есть тротуар, который также пересекается проезжей частью.
И здесь тоже нужно спешиваться.
Пример первый: регулируемый пешеходный переход, совмещенный с велопереездом. Знаки, разметка, велосипедный светофор и соответствующая табличка.
В таких случаях тоже все просто: если есть велосипедный светофор или узнаваемая табличка с его изображением — можно не спешиваться.
Таблички, кстати, в последние дни в Минске устанавливали достаточно активно. Вопрос в том, сколько их будет в итоге и помогут ли они сложить целостный веломаршрут через город, когда не надо будет слезать с велосипеда каждые две-три минуты.

Министр внутренних дел Иван Кубраков:
— Для того чтобы передвижение велосипедистов и пользователей СПМ было наиболее комфортным, на пешеходных переходах дополнительно будут устанавливаться велосветофоры. С учетом того что это не быстрый процесс, для оперативности разработана и, согласно пункту 4 Правил дорожного движения, главным управлением ГАИ МВД Беларуси утверждена специальная табличка.
В первую очередь такие таблички и велосветофоры будут устанавливаться в местах, где отсутствует конфликт между водителями механических транспортных средств и велосипедистами, пользователями СПМ. Если на велосветофоре горит зеленый сигнал, то велосипедист либо водитель СПМ может пересекать проезжую часть не спешиваясь. Таким же образом они будут поступать в случаях, когда на пешеходном светофоре горит зеленый сигнал, а снизу размещена табличка, обозначающая велопереезд.
Пример второй: велосипедный переезд на перекрестке.
В Минске есть единичные места, когда велосипедный переезд организован через перекресток — в сущности, по проезжей части. Экспериментальная (сколько лет мы еще будем так ее называть?) велодорожка на улице Веры Хоружей, велодорожка на улице Нововиленской.
Спешиваться в таких местах не нужно.
Как не нужно спешиваться и тогда, когда, к примеру, где-то за городом вы пересекаете дорогу по линии обочины.
«Я надеюсь, водители теперь полностью довольны? Кажется, они имеют приоритет над всеми прочими категориями участников дорожного движения, — говорит еще один наш читатель. — Но я почему-то чаще вижу раздраженные взгляды, когда спешиваюсь перед переходом и затем медленно, в силу необходимости идти самому и толкать рядом велосипед или самокат, перехожу дорогу. Водители у нас всегда торопятся. Раньше им не нравилось тормозить, чтобы пропустить велосипедиста, который проезжал переход, теперь приходится тормозить, чтобы пропустить пешехода с велосипедом в руках.
Я иногда бываю за границей, так вот нигде еще не видел, чтобы велосипедист, перемещаясь по городу, был обязан то и дело слезать с велосипеда, а потом снова на него залезать.
Зато видел большие города, где велосипедистам разрешено ездить по проезжей части: Москва, Лондон. Видел города, где скорость автомобильного потока снижена до 30 км/ч: Амстердам, Париж, Мюнхен. Может, нам тоже рассмотреть такой вариант, вместо того чтобы, как обычно, потакать желанию водителей ездить быстро и без помех? Город — он же, по идее, для людей, а не для машин».
Пример третий: выезды из дворов. Никаких обозначений.
Что делать, когда тротуар или велодорожку пересекает выезд из двора или какой-то прилегающей территории? Никаких обозначений, знаков, разметки в таких местах зачастую нет. Но кое-кто из водителей не преминет высказать велосипедисту претензию: «Спешиваться нужно!»
На самом деле нет, при пересечении таких выездов спешиваться не нужно.

— Мы движемся по тротуару и пересекаем какой-то выезд из жилой зоны, из дворовой территории, который не обозначен ни пешеходным переходом, ни как велопереезд. Это просто пересечение тротуара с выездом.
Что любопытно: обязанность спешиваться — это не новшество, а возврат к требованиям, существовавшим до изменений, принятых в 2020 году, — именно тогда разрешили не спешиваться. Пять лет продержался такой подход.
И до 1 сентября некоторые считали, что ничего особенного не произойдет. Как-то же все ездили до 2020-го, и ничего: кто-то спешивался, кто-то не спешивался.
Но приняли новые правила, и ГАИ с первых же дней дала понять, по крайней мере в Минске, что настроена всерьез контролировать их соблюдение. Многие наши читатели рассказали о том, что уже успели получить предупреждение за пересечение проезжей части не спешившись, а ведь прошло только две недели жизни с новыми ПДД. Предупреждение — это вполне серьезно, это не просто пальчиком погрозили. Человек идентифицируется, ему приходит SMS-уведомление о том, что в отношении него вынесено предупреждение, он остается в базе данных. И в случае повторного такого нарушения ему уже будет грозить штраф. Большой ли?
Часть 1 статьи 18.20 Кодекса об административных правонарушениях: «Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством» — влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. В настоящее время одна базовая величина в Беларуси составляет 42 рубля.

Министр внутренних дел Иван Кубраков:
— Никакого предвзятого отношения к этой категории участников дорожного движения нет и не будет! Сотрудники Госавтоинспекции до 1 сентября 2026 года проводят лишь профилактическую и разъяснительную работу!

Снижение цен на весь модельный ряд Geely в автоцентрах на Маяковского, 2 и Орловской, 88.
Обновленный Geely Coolray теперь от 70 900 рублей с учетом trade-In, бизнес-седан Preface — от 83 900 рублей, а яркий кроссовер Atlas подешевел до 89 900 рублей. Семиместный Okavango можно приобрести от 90 900 рублей, а премиальный Monjaro — от 121 900 рублей.
Все модели в наличии, действует бонус «антикор за 1 рубль», доступны кредиты и лизинг. Приходите знакомиться с обновленными ценами Geely и выбирайте свой новый автомобиль. Подробности по номеру +375 29 618 29 29.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by