КРАСНОВ

Три Краснова. Влияет ли возраст на способность управлять автомобилем?

32 813
03 октября 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

Три Краснова. Влияет ли возраст на способность управлять автомобилем?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

После каждого резонансного ДТП с участием возрастного водителя горячие головы начинают вести разговоры о том, что нужно ввести чуть ли не ограничения: до какого возраста можно управлять автомобилем, а с какого уже нельзя. Вместе с тем нет таких исследований, которые бы однозначно говорили о том, что при достижении определенного возраста вождение становится противопоказанным. Плюс есть социальный аспект: если человек всю жизнь водил машину и готов это делать в почтенных годах — как же ему запретить?

Три Краснова

Сегодняшний выпуск «Разбора» — уникальный. В нем будет не один Краснов, а сразу трое: всем известный Юрий Сергеевич Краснов, его отец — Сергей Петрович, и сын — Артем Юрьевич.

— Мой папа учил водить меня, а я учил своего сына, — отмечает ведущий рубрики. — Мы втроем — династия водителей. А на самом деле вчетвером, потому что был еще мой дедушка — Краснов Петр Васильевич, который водителем прошел войну и учил ездить моего отца.

Три Краснова, три водителя. Самому старшему — 76 лет, самому младшему — 24 года.

— Мы задаемся вопросом: можно ли садиться за руль пожилым людям и влияет ли возраст на способность управлять автомобилем, — объявляет Юрий. — Для этого все мы пройдем три конкурса. Поскольку я — ведущий каждого из этих испытаний, мой результат будет как бы за скобками, а соревноваться будут внук с дедом.

Три конкурса на навыки вождения, скорость реакции и точность движений. Что победит: молодость или опыт?

Краснов-ученик

Юрий фишками выставляет испытательную трассу. Сын, понятное дело, ему помогает. А дедушку мы не отпускаем — берем в оборот.

Сергей Петрович Краснов — ветеран органов внутренних дел, майор милиции, участник войны в Афганистане. Полвека за рулем.

— Водительские права у меня с 1975 года, и я много езжу по сей день. Езжу аккуратно, стараюсь держать себя в тонусе — а как же! Иначе я бы сейчас рядом с вами не стоял. Сейчас, что бы ни говорили, все поменялось к лучшему. Дороги какие — это же сказка! Я помню, как ездил на Гродно по узкой дорожке, вымощенной булыжником, а теперь — это же автобан! Кстати, зря ни кусочка не оставили старой дороги, просто даже для истории. А как обновился автопарк? Автомобильные лайнеры кругом, иначе не скажешь, — говорит он.

— А что вы скажете об уровне теперешних водителей? Ваш сын, к примеру, постоянно их ругает.

— Это у него работа такая — выражать недовольство, — отшучивается Краснов-дедушка. — Конечно, подход к подготовке изменился. Меня, помню, дрессировали полгода: и на легковой, и на грузовой. Сейчас не так. Но аварийность, как мне кажется, все равно не большая.

— А Юру легко было учить водить?

— Я не помню, чтобы у нас были какие-то вопросы, он все быстро схватывал. Иногда даже чересчур. Помню, как возвращались как-то из Туапсе, с отдыха. Трасса «Дон», в машине я с женой, Юра и сестра его — едем. И так я устал, что чувствую — все, не могу больше. Говорю Юре: «Сядь подмени меня хоть на сто километров. До Брянска дотянем — там мой приятель живет, отдохнем». Юра сел за руль, я — рядом на пассажирское. Едем, я и придремал маленько. Открываю глаза — мы едем по встречной, Юра кого-то обгоняет — ему показалось, что этот кто-то медленно едет. А у нас, чтобы ты понимал, машина с прицепом, и в прицепе я на соломе лобовое стекло вез, купил запасное. Ну я тогда и высказал Юре все, что думал о таких маневрах, сдерживался только, чтобы пощадить ребенка. «Давай, — говорю, — на обочине, выходи из-за руля!» 

— Стекло довезли?

— Довезли, а что толку. Две с половиной тысячи километров проехали — все хорошо, а домой принесли, я его на диван положил, и надо было Юре за какой-то книжкой полезть... Он на стекло наступил — хрясь! — и раздавил, пришлось выбросить.

— Слышишь, я про тебя тоже могу кое-чего рассказать, — подошел вдруг Краснов-сын и понарошку насупился.

Первый конкурс

Юрий выставил фишки. Нужно по змейке проехать в другой конец парковки, там выполнить разворот в ограниченном пространстве (придется сдавать задним ходом), а затем по змейке же вернуться. Все это на скорость и точность.

Ведущий рубрики демонстрирует, как нужно проехать по заданной трассе. Разворот показывает мастерский — на месте. И укладывается в 25 секунд с небольшим. Публика впечатлена, но полицейский разворот признается недопустимым финтом — просят повторить заезд в штатном режиме. Выходит 31 секунда. От этого времени и будем отталкиваться.

Первым едет Сергей Петрович.

— Я проеду за 35 секунд, я привык вальяжно ездить, — говорит он.

— Смотри, мой папа хорошо проедет: он не пьет, не курит, с девушками уже не встречается, — подбадривает Юрий.

— Эй, но-но-но! — возражает папа, что бы это ни значило.

С места он срывается резко, с пробуксовкой. Уверенная змейка, а разворот — с небольшими помарками: чуть высунулся за пределы площадки. Время на финише — 40 секунд, плюс две штрафные — за помарки.

— Ну вот и скажи, что такому водителю нельзя за руль. Он же шустрый!

— Это как голову отрезать, как сердце вынуть, — кивает Сергей Петрович.

— Как коня у цыгана забрать, — добавляет его сын.

Затем за руль садится самый младший участник — сын и внук. Старт такой же резкий.

— О, смотри, точно как дед, — отмечает ведущий рубрики. — И руль хорошо крутит — весь в нас! От же, фишку сбил! 

Но Артему хорошо удается разворот, и в итоге он финиширует через 33 секунды. Еще 1 секунду начисляем ему в качестве штрафа. Молодость обогнала опыт, но не намного.

Второй конкурс

Затем стало сложнее. Юрий выставляет фишками какое-то подобие не то цветка, не то орнамента.

— Сначала выполняем элемент «Гараж» — паркуемся задним ходом направо. Потом носом проезжаем по прямой, затем снова направо, опять по прямой, опять направо — и так полный круг. Очень хорошее упражнение, мы часто делаем его с курсантами: дает понимание того, как на самом деле машина ездит задним ходом, — поясняет инструктор.

А мы пока разговариваем с Красновым-младшим — Артемом Юрьевичем.

— У меня права два года, — он, как все молодые, немного стесняется, робко жмет плечами. — Но отец раньше научил, конечно.

— Я все удивлялся, — вступает Юрий. — Помню себя в юности: я за папкой целыми днями ходил — «Научи водить». А Артему это было как будто не нужно. Только когда его друзьям исполнилось по 18 и они стали приезжать на машинах, у него появился какой-то интерес. А вообще, все изменила армия — оттуда он пришел уже с явным желанием сесть за руль.

— Я в армии был механиком-водителем гусеничного тягача. Все было: и на эшелон грузились, и по лесам гоняли, даже разведке как-то шлагбаум снесли, — говорит парень.

— В общем, золотой у меня сын! Напиши: родителям он всегда помогает — пропылесосить, посуду помыть. Вот молодец! — со смехом добавляет его отец.

Сам Юрий в своем же конкурсе показывает эталонные 43 секунды. Что будет у остальных?

Сергей Петрович не без путаницы закончил испытание за 1 минуту 13 секунд. Его внук — Артем Юрьевич — за 1 минуту 2 секунды.

— Оба хорошо едут вперед, не уступают друг другу, и оба же осторожничают при движении задним ходом, — подытоживает ведущий рубрики. — Потому что один неопытный, а другой, наоборот, с опытом и оттого понимает, что лучше лишний раз не торопиться.

Третий конкурс

Третий конкурс — не на умение управлять автомобилем, а на способность посмеяться над собой (умение, согласимся, тоже важное). Ну и немного на координацию движений и общую ловкость.

— Нужно с закрытыми глазами открыть капот и багажник, выйти из-за руля, подойти к багажнику, достать оттуда омывайку, подойти к капоту, нащупать нужную горловину, открутить крышку и начать вливать омывайку в бачок, — объявляет Юрий и тут же показывает.

— Ну ты, сын, и придумал, — задумчиво говорит Сергей Петрович, глядя на все это. И прежде чем начать смеяться над собой, вспоминает еще одну историю из жизни: — Когда начали пригонять машины из Европы, я привез себе 190-й «Мерс» дизельный. Красивая машина...

Кто постарше — сладко вздохнул, а мужчина продолжил:

— Было это 15 мая — я запомнил дату, у жены был день рождения. Даю Юре ключи и говорю, мол, поставь машину на стоянку. Юра — уже взрослый парень — берет ключи, уходит. И вот мы ждем, а его нет и нет — что такое? Потом приходит: чумазый, грязный...

— «Папа, я разбил твой „Мерс“», — тоненьким голосом говорит повзрослевший Юра. — Я тоже помню тот день...

— Он вместо того, чтобы повернуть на стоянку, помчался по улице Веры Хоружей до упора: педаль в пол — и полетел. Т-образный перекресток, Юра вылетает по прямой, мимо дерева, через бордюр...

— Скорость нормальная была, но я вспомнил, что папа учил: тормоз отпустить перед ударом. На газоне остановился, заглушил машину. Кузов, главное, остался цел, а переднюю подвеску всю обрезало, — закончил Юрий.

Все задумались.

— А вот я про тебя, папа, тоже историю расскажу. Едем мы в Туапсе, и там на трассе были такие терминалы, как у нас когда-то в Колосово. И вот — так получилось — нас на въезде опередила девушка, проскочила раньше нас. Так папа ее догнал, моргал-моргал дальним светом, потом по разделительной стал объезжать! Я смотрел на все это широко раскрытыми глазами: «Папа, ты ж меня учил ездить безопасно!» Знаешь, что он мне тогда ответил? «Нормально», — говорит, — смеясь рассказал Краснов.

— Вот зато ты сейчас и преподаешь экстремальное вождение, — мудро парировал Сергей Петрович.

Конкурс с закрытыми глазами все прошли одинаково, успешно доказав, что в семье Красновых каждый готов к здоровому смеху над собой.

Главное — следить за здоровьем

— Если серьезно, то я не думаю, что нужно поднимать вопрос, можно ли возрастным людям садиться за руль, — отмечает ведущий рубрики. — Конечно, с возрастом снижается уровень реакции, контрастность зрения, кратковременная память становится хуже, увеличивается премоторный период от момента принятия решения до момента непосредственного действия. Но опытный водитель чувствует это, понимает и компенсирует осторожностью. Проблемы бывают, но, как правило, у тех, кто и в молодости не был блестящим водителем. Просто со временем это усугубилось и стало давать о себе знать.

— Конечно, при этом важно контролировать процесс. Проводить медосмотры, выдавать справки, ужесточать контроль. Тем более способы есть. Контролируют же техосмотр с помощью камер, почему бы и наличие справки так же не контролировать? А всем остальным я бы посоветовал не рассуждать о том, может ли пожилой человек управлять автомобилем или не может. Увидели такого водителя — проявите вежливость, осторожность, не создавайте ему проблем, а подумайте, как помочь, — и все будет хорошо, — резюмирует Юрий Краснов.

Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by