Спецпроект

Как улучшить свет фар? Перебираем способы от простых до сложных

07 октября 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, коллажи: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Как улучшить свет фар? Перебираем способы от простых до сложных

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, коллажи: Максим Тарналицкий

Дни становятся короче, темнеет раньше, впереди осадки и туманы. В таких условиях многие автолюбители задумываются о качестве света — точнее, о том, как сделать его лучше. Ведь от этого зависит не только комфорт вечерних и ночных поездок, но и их безопасность. Из-за чего фары автомобиля светят недостаточно хорошо, почему со временем начинают работать хуже и как можно исправить ситуацию? Разбираемся в этих вопросах вместе с Guruauto. Начнем со способов попроще и подешевле и закончим более сложными и дорогими решениями.

Перебирая лампочки

Два года назад мы пытались улучшить свет рефлекторных фар на 9-летнем Suzuki SX4, заменив старые лампы Peaklite на более яркие. По субъективным ощущениям, наибольшего эффекта мы добились при установке Bosch H4 Xenon Blue, хотя прибор проверки света фар оценил освещенность всего в 6,3 лк (люкса) против 8,6 лк у прежних ламп и 8,3 лк у Philips H4 X-tremeVision Pro150, свет от которых на глаз был не так хорош.

— Свет не ярче, а белее, — объясняли тогда специалисты. Это как раз тот случай, когда кажется одно, а прибор показывает другое.

Из частного опыта наших читателей

«Свет у моей Toyota Camry не очень, правда и фары не в лучшем состоянии, все думаю их отполировать. Зато противотуманки светят неплохо. Иногда использую их, чтобы чуть подсветить дорогу. Тут используются галогенки Н11, и в этом году я решил заменить обычные Peaklite на Osram Night Breaker Laser, которые обещают +150 чего-то там.

По ощущениям, освещаемость заметно увеличилась, хотя из-за состояния фар все равно недостаточно светло, особенно по сравнению с другими машинами. Так что, думаю, полировка неизбежна».

— Чудес не бывает. Кажется, что с такими лампочками фары светят ярче, но на самом деле плюс-минус так же, просто свет более белый, — подтверждает старший технический специалист команды Guruauto Николай Киргизов. По его словам, эффект от замены одних галогеновых ламп на другие такого же типа небольшой. При этом он уточняет, что по мере старения эти источники света становятся более тусклыми, так что даже их превентивная замена дает пусть и незначительное, но улучшение.

— Это же касается и ксеноновых ламп, причем их нужно менять еще чаще, примерно раз в полтора года, не дожидаясь видимого ухудшения светимости. В противном случае лампа становится более «горячей», из-за чего страдает отражатель линзы. В этом мы убедились на практике. Но кто будет менять недешевые лампы заранее, пока они еще вроде неплохо светят? Как показывает наш опыт, это единицы владельцев. В итоге мы периодически сталкиваемся с повреждением отражателей, — говорит эксперт.

Впрочем, Николай признает, что у отражателей линз, так же как и у рефлекторов, в любом случае ограниченный срок службы, который в целом зависит от времени. Но ускорить процесс могут как раз избыточно высокие температуры, в которых во многом виноваты именно «горячие» лампы, ксеноновые или галогеновые.

— Все имеет ресурс. Долгие поездки — это длительная работа с высокой температурой, из-за чего случается перегрев. Отражатель выгорает, что также влияет на качество света, — поясняет собеседник. — Например, все старые Volvo XC90 имеют выгоревшие отражатели — хром просто отваливается. Это вопрос времени.

Восстанавливать рефлектор или отражатель линзы нецелесообразно. Я считаю, это выброшенные деньги. Лучше купить новую фару, пусть даже неоригинальную.

Все должно быть прозрачно

Вернемся к нашему эксперименту двухлетней давности. Знаете, как мы смогли заметно улучшить характеристики фар на нашем автомобиле? Отполировали их! И вместо 8,6 лк сразу же получили 14,6 лк. Конечно, во многом за счет эффекта низкой базы, ведь пластик был изрядно затерт.

— Прозрачность стекла действительно сильно влияет на качество света. Неправильная эксплуатация и механические повреждения приводят к затиранию поверхности и повреждению защитного слоя (лака), а дальше под воздействием ультрафиолета поликарбонат разрушается, — объясняет Николай.

В качестве наглядного примера он показывает видавший виды пожелтевший колпак фары с явно видимыми повреждениями:

— Посмотрите на эту микросетку. Скоро она станет сквозной. Так ультрафиолет разрушает поликарбонат. Внешний слой затерли, защитный лак убрали…

Конечно, это уже сильно запущенный случай, хотя специалист уверяет, что даже такую фару еще можно восстановить. Но до такого состояния лучше не доводить.

Также Николай обращает внимание на то, что после полировки поликарбонат обязательно надо защитить от последующих механических повреждений и воздействия ультрафиолета. Лучше всего с этой задачей справляется пленка, но согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) нанесение таких покрытий запрещено, а лак (не заводской, а тот, что обычно наносят в таких случаях в мастерских) не настолько эффективен. В общем, дилемма.

А что говорит закон?

Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются (п. 3.6 приложения №8 к ТР ТС 018/2011).

Помимо внешних повреждений есть и внутренние загрязнения, которые также сказываются на качестве света.

— Фара лишь условно герметичная, система вентиляции позволяет ей «дышать». Так что рано или поздно пыль попадает внутрь, оседает на горячей лампе и начинает гореть — так появляется сажа, — уточняет специалист.

Наглядных пособий под рукой тоже хватает. Достаточно внимательно посмотреть на фару или отдельную линзу и слегка протереть ее внутреннюю поверхность, как становится очевидно, что до идеальной чистоты далеко. Впрочем, влияние таких загрязнений на свет все же не так велико, как в случае с сильно затертым внешним слоем или теми же повреждениями отражателя.

Из частного опыта наших читателей

«Я обладатель Audi 80 B3 1987 года выпуска. Все „бочководы“ прекрасно знают, что свет фар в наших авто слабый по причине того, что в электроцепи питания фар по заводу не предусмотрено реле. Слабым местом в этой схеме является подрулевой переключатель, в простонародье „стрекоза“. Так вот, при продолжительном движении в темное время суток, особенно на дальнем свете, весьма часто подгорают контакты в „стрекозе“ (токи через ее нежные контакты текут солидные), да так подгорают, что оплавляется пластик рычажка-переключателя. Запросто может случиться так, что посреди ночи вы останетесь на трассе только с одними габаритами.

В общем и целом было решено исправлять ситуацию. Купил готовый комплект для усиления света. Он включал два реле — отдельно для ближнего и дальнего света, проводку в гофре, керамические колодки для самих ламп и соединитель для родного патрона. Комплект сам по себе универсальный, подходит на многие авто. Даже предохранитель предусмотрен. Еще приобрел запасные реле: они постоянно теперь ездят в бардачке, но до сих пор не понадобились.

Установка проще простого: „плюс“ берем либо напрямую с клеммы аккумулятора, либо с генератора, „массу“ привинчиваем ближе к фаре. Напряжение на цоколях ламп поднялось с 10,5 В до напряжения бортовой сети. Контакты „стрекозы“ теперь включают реле, а не напрямую лампы — соответственно, они не нагреваются. А самое главное, световой поток фар стал гораздо ярче и интенсивнее, намного приятнее стало ездить по вечерам и ночью. Такая вот несложная и недорогая модернизация головного света своими руками получилась».

Светодиодные лампы вместо галогенок: в чем подвох?

Кажется, эпоха «колхозного» ксенона закончилась примерно тогда же, когда сами газоразрядные фары уступили место более эффективной светодиодной оптике. Правда, тогда же появились и бюджетные решения для модернизации — LED-лампы с цоколем под галогенки. Идея проста: вместо старых добрых H4 или H7 вставляешь в фары лампочки со светодиодами — и будет ярко.

— Такие светодиодные лампы светят как сатана. Ставить их в фары ближнего света, тем более рефлекторные, категорически нельзя, — считает Николай. — Вроде эффект есть — много белого света. Но в итоге водитель не видит дорогу нормально, еще и встречных может ослеплять.

По словам специалиста, если фара рассчитана на галогеновую лампу, очень важно соблюдать расстояние между источником света и отражателем (рефлектором). Нить накала эту точность позиционирования обеспечит, а вот группа светодиодов, расположенных в LED-лампе, — вряд ли. Отсюда и проблемы со светотеневой границей, избыточной яркостью и прочим.

Bi-LED дадут максимальный эффект. Но есть нюансы

А вот Bi-LED-модули этих недостатков лишены.

— В данном случае мы получаем правильно направленный световой поток. Такие фары не слепят встречных водителей, поскольку обеспечивается четкая светотеневая граница— отмечает эксперт. — Причем современные модули можно настраивать — в них регулируются сила света и цветовая температура («теплота»), что позволяет адаптироваться под разное время года и под разные условия: сухой асфальт, мокрый асфальт, снег и т. д. Еще один плюс — Bi-LED-модели можно установить практически в любую оптику. На рынке этот тип модулей представлен уже больше восьми лет, и за это время очень сильно выросло их качество и доверие к такому способу улучшения автомобильного света.

Но специалист акцентирует внимание: для получения максимального эффекта важно как само качество исполнения Bi-LED-модулей, так и правильность их установки и настройки. По сути, речь идет о комплексе работ: фара разбирается, дефектуется, стекло полируется и т. д. Нюансов здесь достаточно, многое зависит от опыта и дотошности мастера, а кроме стоимости нужно уточнять еще и условия гарантии. В общем, правило «дешевое хорошим не бывает» здесь тоже работает.

Любопытно, что установка Bi-LED востребована не только у владельцев автомобилей с «уставшим» ксеноном, но также у тех, кто уже ездит на машинах со светодиодной оптикой, но хочет улучшить штатный свет или же ищет, как решить вопрос с разбитыми или вышедшими из строя родными фарами.

— Мы уже говорили о том, что фара с возрастом «стареет»: поликарбонат затирается и разрушается, отражатели линз деградируют или повреждаются. Так что со временем свет становится хуже, — утверждает собеседник. — Если говорим о возрастных моделях, то даже если купить новые фары, в том числе оригинальные, мы все равно получим оптику старого образца, которая, скорее всего, будет уступать современным аналогам. По этой причине некоторые владельцы хотят улучшить даже светодиодный свет.

Из частного опыта наших читателей

«Фары на моем Volvo S80 были с ксеноном, к тому же подруливающие. Но не сказать, что они были яркие. Однажды лампы перегорели, я их поменял, но свет все равно не устраивал. Я это отчетливо понимал, когда пересаживался в Volvo с современного автомобиля со светодиодной оптикой.

Мне сразу сказали: для того чтобы я прочувствовал разницу, надо, чтобы и фара была в хорошем состоянии. Если стекло мутное, то такого эффекта это не даст. Благо в моем случае была возможность сделать полировку и восстановить прозрачность, так что все получилось.

Начал ездить и понял, насколько велика разница между старым и новым светом, просто небо и земля. Эти фары светят как в современном автомобиле, давая ровный белый свет.

Техосмотр с ними проходил — вопросов не было, даже никто ничего не спросил. Мне сразу сказали, что если фары линзованные, проблем не будет, а вот если нет, то развернут. А у меня и линзы, и автокорректор, и омыватель — и все работает. Так что вопросов не возникло».

Казалось бы, переход на Bi-LED c галогенок дал бы еще больший эффект. Однако здесь есть несколько «но». Во-первых, владельцы таких машин более чувствительны к стоимости подобной переделки — а это в среднем от 700 до 1300 рублей под ключ. Во-вторых, возникает больше технических и юридических нюансов.

— Bi-LED-модули не ставятся в фары с рассеивателями, стекло должно быть гладким, под линзу. Также напомню, что при наличии мощного источника света должен применяться автоматический корректор, которого обычно нет у простой оптики. Стоит учитывать и маркировку, хотя здесь все неоднозначно. Например, оригинальная фара рассчитана на LED, китайский аналог точно такой же, но он может не иметь на корпусе маркировки — и что же, его уже нельзя использовать? — задается вопросом Николай. — Есть автомобили, которые оснащаются не только фарами под галогенки и ксенон, но также и LED-оптикой. Очевидно, что последняя для модернизации подходит лучше всего.

Важный вопрос: можно ли пройти техосмотр с Bi-LED?

По словам эксперта, если модернизированная оптика проходит по проверяемым параметрам, то вопросов не возникает. Отзывы некоторых автолюбителей, перешедших на LED c ксенона и галогенок, подтверждают, что пройти проверку с усовершенствованным светом возможно.

В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство.

В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установки (использования) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства (п. 3.8.2 приложения №8 к ТР ТС 018/2011).

— Диагностические станции в своей деятельности руководствуются требованиями, установленными в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В случае определения соответствия фар требованиям, приводимым в разделе 3 приложения №8 к ТР ТС 018/2011, транспортное средство в указанной части будет признано соответствующим установленным требованиям, — сообщили нам в УП «Белтехосмотр».

Также нам пояснили, что в отношении фар дальнего и ближнего света в рамках прохождения государственного технического осмотра транспортных средств проверяется соответствие установленным требованиям следующих характеристик (параметров) работы:

  • количество, расположение (в том числе форма и размеры), назначение (в том числе применение источников света, соответствующих типу светового модуля), режим работы (мигающий или постоянный), цвет излучаемого света;
  • показатели регулировки и силы света фар в контрольных точках;
  • техническое состояние (наличие повреждений, работоспособность в том числе контрольного сигнала включения фар дальнего света, наличие оптических элементов, не предусмотренных конструкцией).
Из частного опыта наших читателей

«Сделал на своем Ford Mondeo ретрофит — вместо галогенок установил Bi-LED-модули. Работа стоила 850 рулей, материалы — 740 рублей. После завершения работ с моей стороны замечаний не было, но, по мнению исполнителей, СТГ была в одном месте с засветом. Как оказалось, брак стекла. Они все поменяли, аргументируя это тем, что по их внутренним стандартам это было плохо.

Прошел почти год с момента перехода: стекла не помутнели, линзы и модули также работают исправно. До этого приходилось в плохую погоду включать противотуманки, чтобы хоть как-то подсветить дорогу. При включении дальнего лучше не становилось. Сейчас дальний — только если кому-то поморгать в движении.

Жена ТО прошла без вопросов. Да и по эксплуатации все хорошо: ни разу от других водителей не было замечаний, что их слепят фары. Светотеневая граница четкая, корректор работает исправно. По крайней мере, это лучше, чем просто светодиоды в галоген без линз или „китайская сварка“ на некоторых новых авто из салона».

Что в итоге?

1. Замена ламп (галогеновых или газоразрядных) без перехода на другой тип источника света даст незначительный эффект. Тем не менее своевременная замена имеет смысл, так как по мере старения лампы, особенно ксеноновые, теряют эффективность.

2. Со временем качество света ухудшается из-за состояния «стекол» — колпаков из поликарбоната. В этом случае может помочь их полировка. Важно и то, чтобы оставалось целым покрытие рефлекторов или отражателей (в том числе в линзах), но целесообразность восстановления этих деталей специалисты ставят под сомнение.

3. Наибольший эффект может дать переход с галогеновых или ксеноновых фар на Bi-LED, но здесь важно учесть все технические и юридические детали, чтобы такая модернизированная оптика никого не слепила и из-за нее не «развернули» на техосмотре.


Партнер проекта — «ГУРУАВТО»
Guruauto.by – надежный сервис по ремонту и восстановлению фар!

Решаем любые проблемы автосвета: от полировки до сложного ремонта.

Полный спектр услуг. Ремонт под ключ:

• модернизация света при помощи установки Bi-Led;

• продажа запчастей: фар, стекол и корпусов;

• ремонт любой сложности;

• шлифовка, полировка, бронепленка для фар.

Водите безопасно с GURUAUTO!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ГУРУАВТО», УНП 193766706.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by