13 декабря 2025 в 7:00
ИСТОРИИ

Ford Scorpio и Opel Ascona. На чем ездила белорусская милиция 25 лет назад

Многие уже и не вспомнят, но когда‑то минские улицы патрулировали Ford Scorpio, Audi 80 и даже Opel Ascona. А в распоряжении ГАИ находились настоящие «киногерои» — 4,6‑литровые Ford Crown Victoria, те самые, что десятилетиями мелькали в американских боевиках. Сегодня это звучит почти невероятно, но именно такие машины формировали облик белорусской милиции в переходную эпоху. В этой статье вспоминаем то время.

О чем эта статья

Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили ее и снова делимся с вами — ведь истории и события, которые она раскрывает, продолжают оставаться важными и интересными.

Автомобильная техника правоохранительных органов всегда была частью визуального кода города — не менее заметной, чем общественный транспорт или фирменный стиль вывесок. И хотя служебные автомобили редко воспринимаются как объект внимания, они давно стали предметом изучения в историческом контексте и даже объектом споттинга — увлечения, в котором транспорт фиксируют и классифицируют с почти научной тщательностью.

Споттинг чаще всего ассоциируется с авиацией, но существует и отдельное направление, посвященное машинам экстренных служб. В Беларуси интерес к милицейскому автопарку особенно заметен на рубеже 1990‑х и 2000‑х, когда ярко‑желтые советские «Волги» уступили место темно‑синим автомобилям с белыми дверями, а в парк начали поступать модели иностранных марок.

Это было время стремительных перемен: советский визуальный код еще не исчез, но новые машины уже задавали иной ритм и стиль. Споттерские снимки той эпохи сегодня позволяют восстановить автомобильную историю белорусской милиции и увидеть, как менялась служебная техника в период больших трансформаций.

Советское наследие: ИЖ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ

Автомобили, служившие в милиции БССР, продолжали оставаться в эксплуатации как минимум до начала нулевых. Всех их старательно и основательно перекрашивали согласно новому бело-синему стандарту, краски не жалели.

Бело-синий стандарт придавал спецтранспорту как советского, так и европейского производства без преувеличения яркую самобытность. Что это были за машины?

Седан ИЖ-412-028 служил в курортном поселке Нарочь. Аббревиатура ППСМ расшифровывается как «патрульно-постовая служба милиции». Мигалки автомобилю то ли не полагались по штату, то ли в тихом курортном поселке и необходимости в них особой не было.

А вот департамент охраны минского городского управления тех лет вполне себе использовал продукцию Ижевского автозавода, в частности хетчбэки ИЖ-21251.

Классика марки ВАЗ, «шестерка», в те годы была чуть ли не основным автомобилем милиции. Обратите внимание: у этой машины красно-синяя световая балка. Сейчас авто «Охраны» только с синими спецсигналами.

Вазовская «пятерка» также пользовалась большой популярностью. На этом фото у автомобиля интересное геральдическое сочетание — герб ГАИ и надпись «Специальная милиция».

Ниже — переднеприводная вазовская «восьмерка» из самых ранних партий. Такие еще называют «короткое крыло», или «восьмерка с клювом». Одно время такая машина была самым модным советским автомобилем. Конечно же, у милиции такие были.

Заметьте, у этого экземпляра трехцветные маяки. Кстати, вы знали, что эти маяки-«стаканы» Советский Союз делал не сам, а импортировал из ГДР?

Более поздняя «девятка», «длинное крыло». Одно время такие машины закупались массово как для «Охраны», так и для ГАИ. С высоты сегодняшнего дня винтажно выглядит надпись «Мiлiцыя» старославянским шрифтом на световой балке.

«Девятка с багажником», или ВАЗ-21099, также массово поступала на службу в милицию. Сегодня надпись «Дзяжурная» на милицейских машинах уже не встречается.

Автомобилей «Волга» уже тогда в милиции оставалось мало. В 2000 году ГАЗ-24 был редкостью. А этот экземпляр с громкоговорителем СГУ-60 и одним синим маяком FER — раритет вдвойне!

УАЗ «Козлик» — автомобиль милиции на все времена. Версию с закрытым отсеком для задержанных делал не сам УАЗ, а различные авторемонтные заводы. В Минске этим занимался АРЗ №124 Министерства обороны.

Первые иномарки на службе милиции: Opel, Audi и Volkswagen

Автомобили европейского производства встречались у милиции еще в советские времена. Но то были единичные случаи и только в крупных городах. После развала СССР иномарок постепенно становилось больше и больше. Взглянем на некоторые экземпляры.

Предшественник «Вектры», Opel Ascona, работал в Минской ГАИ как минимум в одном экземпляре. Бело-синяя окраска, однако, ему очень к лицу!

Легендарная в определенных кругах Audi 80 («бочка») также служила в ГАИ, но массового распространения не получила.

Volkswagen Passat B4 вполне может претендовать на звание белорусского народного автомобиля десятилетия. Естественно, милиция тоже не могла не обратить внимания на эти машины. Вполне вероятно, что такие транспортные средства закупались новыми.

А помнит ли кто-нибудь, что в парке «Стрелы» имелись и Volkswagen Vento? Было их немного, но именно модели VW стали одними из первых иномарок, которые для ГАИ закупались новыми.

Ford Scorpio тоже в определенной степени легендарная модель белорусского авторынка. Как минимум один экземпляр служил в ГАИ Минска, но почему-то на нем использовались синие маяки. Впрочем, для того исторического периода такой разнобой с вариантами мигалок был обыденным явлением.

Volvo в ГАИ также была редкостью. Этот представитель 460-й модели, вероятно, вообще был единичным экземпляром.

Ford Escort и Ford Transit — машины белорусской сборки в ГАИ

А эта машина претендовала на роль первой массовой иномарки белорусской милиции. Да-да, речь о Ford Escort белорусской сборки. Несколько экземпляров милиция закупить успела, но производство быстро свернули и массовым «отечественно-иномарочным» милицейским автомобилем Ford Escort не стал.

Собирали в Беларуси и Ford Transit. Белорусской ли сборки этот экземпляр, принадлежавший «Стреле», неизвестно, но в ГАИ работал и такой.

Действительно же массовыми новыми иномарками белорусской милиции суждено было стать автомобилям марки Opel. Модель Astra поколения F закупали для милиции у белорусского дилера в нескольких вариантах кузовов. Были и пятидверные хетчбэки, и универсалы, и седаны.

Ford Crown Victoria — американские «полицейские» в белорусской ГАИ

Сегодня в это трудно поверить, но на рубеже веков в распоряжении белорусской милиции появились настоящие «звезды» американских боевиков — Ford Crown Victoria. Несколько таких машин было закуплено для специального подразделения «Стрела», а позже отдельные экземпляры служили и в региональных управлениях ГАИ.

В США Crown Victoria стала почти синонимом полицейского автомобиля. Причина — уникальная конструкция и феноменальная живучесть. Эти седаны строились на рамной платформе Panther, что обеспечивало повышенную прочность и ремонтопригодность: при столкновениях или интенсивной эксплуатации кузов страдал меньше, а поврежденные элементы можно было менять быстрее и дешевле. Именно поэтому Crown Victoria десятилетиями оставалась де-факто стандартом американских полицейских департаментов, а ее силуэт, звук V8 и манера разгоняться прочно закрепились в массовой культуре.

Неудивительно, что эти машины постоянно мелькали в голливудских боевиках 1990‑х — от уличных погонь до эффектных таранных сцен. Их брали на съемки не только из-за узнаваемости, но и потому, что Crown Victoria действительно выдерживала то, что для обычных седанов было бы фатальным.

Белорусская ГАИ использовала Crown Victoria куда скромнее, но факт остается фактом: такие автомобили служили и в Минске, и в регионах. А в 2017 году часть этих «американцев» выставили на продажу. Среди них был, например, седан 2003 года выпуска, приписанный к Брестской ГАИ (на фото ниже). Пробег — 342 тысячи километров. Под капотом — классический V‑образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель объемом 4,6 литра, мощностью 242 л. с. при 4900 об/мин. Расход топлива — 13,1 л/100 км в городе и 9,4 л/100 км на шоссе.

Любой мог купить такую машину‑легенду. Но желающих оказалось немного: состояние большинства экземпляров оставляло желать лучшего — все‑таки годы службы в милиции и сотни тысяч километров пробега давали о себе знать.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by