КРАСНОВ

Снегопад принес беду. Разбор аварии на трассе под Смолевичами

09 января 2026 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Снегопад принес беду. Разбор аварии на трассе под Смолевичами

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Снегопады начались аккурат к Новому году и теперь то и дело возвращаются. Дороги заметает, потом их чистят, но в промежутке возникает самое опасное время: метель слепит, колеса проскальзывают, а каждая ошибка за рулем на скоростной трассе грозит катастрофой. Вместе с Юрием Красновым и Виталием Жуковским, инструкторами и преподавателями по вождению, мы отправились на места двух трагичных аварий, произошедших в эти дни под Минском. Как они случились, что стало их причиной, можно ли было как-то избежать худшего?

30 декабря, трасса Слобода — Новосады

Предпоследний день уходящего года запомнился жуткой аварией, которая произошла около 14:20 часов на 7-м километре трассы Р53 (Слобода — Новосады).

Следственный комитет: «По предварительной информации, водитель Jaguar неправильно выбрал скоростной режим, что привело к заносу транспортного средства и столкновению с Volkswagen. После удара пассажир и водитель Volkswagen вышли на проезжую часть, чтобы убедиться в отсутствии пострадавших, однако оказались под колесами фуры, водитель которой не успел вовремя остановить большегруз».

Погибла 17-летняя девушка, пассажирка Volkswagen.

Всего же в тот день участниками массового ДТП на 7-м километре трассы Р53 стали две фуры, маршрутка и шесть легковых автомобилей.

Роковое стечение обстоятельств

Найти место этой аварии не составляет труда. По трассе М2 (Минск — Национальный аэропорт) выезжаем из Минска, а возле Кургана Славы едем прямо, на Смолевичи. Новая трасса, симпатичный рельеф. За Динаровкой дорога идет в подъем, а затем от гребня перед деревней Новая Жизнь изгибается влево и довольно резко спускается.

— Это место опасно тем, что, когда поднимаешься, дорогу впереди не видно. Это даже с учетом того, что водитель грузовика сидит высоко. Но сначала мешает подъем, а потом изгиб, как назло, — даже ограждение на разделительной затрудняет обзор, — отмечает Юрий Краснов.

— И самое главное — погода. Метель была, пурга — ничего толком не разглядишь в таких условиях, — добавляет Виталий Жуковский.

Условия эти понятны, когда смотришь видео с моментом ДТП: в какой-то момент из белой пелены выплывают очертания стоящего посреди дороги транспорта, но не слишком ли поздно удается их различить?

— Мы лишь в общих чертах знаем обстоятельства столкновения легковых автомобилей: Jaguar и Volkswagen. Скорость, возможно попытка перестроения на этом изгибе — и началось. Занос, столкновение. Скорее всего, ничего особенного, мелкое ДТП, но оба автомобиля развернуло поперек дороги, — инструкторы просматривают запись. — И надо же было такому случиться, что следом ехала фура.

Такие аварии, когда сзади в уже стоящие машины кто-то врезается, то и дело происходят на МКАД или на других трассах. И всякий раз это вызывает разговоры о том, что часто нет понимания, как действовать участникам ДТП: оставаться в машинах, убегать с дороги, стоять неподалеку.

— Здесь другое, — качает головой Краснов. — Посмотрите, на записи видно, как открывается дверь Volkswagen. Несколько секунд — и машину, а также тех, кто был рядом, сносит фура. То есть они не ходили по дороге, они только вышли — и ничего не успели сделать. Тут даже советов никаких не дашь. Конечно, здорово, если есть возможность аккуратно уйти в безопасное место. А если такой возможности нет? А если вообще непонятно, что происходит кругом? Из-за метели им самим ничего не видно и их толком не видят. Они выходят осмотреться, а сзади уже летит фура.

— Можно только рассуждать о том, какими были бы последствия, находись они в момент удара в машине. Наверное, кузов дал бы какую-то защиту, хотя при таком сильном ударе ни за что ручаться нельзя. Скорее всего, легковой автомобиль отбросило бы по скользкой дороге вперед, были бы шансы избежать самого плохого. Но в том и беда, что никто не мог оценить ситуацию в моменте — это роковое стечение обстоятельств, — считает Жуковский.

Следы ударов

Раз за разом мы проезжали по дороге, стараясь подметить следы той аварии. Ориентир — пешеходный мост уже на спуске, от него до предполагаемого места удара менее 200 метров.

Volkswagen стоял поперек крайней левой полосы, примерно там, где заканчивается обособленный карман автобусной остановки. Правее находился Jaguar, также поперек дороги. Перед Jaguar остановился автобус, в левой полосе остановился автомобиль. Карман остановки стал занимать другой транспорт — дорога была перекрыта.

— Были ли варианты у водителя большегруза? Уехать в ограждение, чтобы оно погасило удар? Везде были машины — проскочить мимо, никого не задев, было бы чудом. Но чуда не случилось, — полагают инструкторы.

Из видео очевидца понятно, что фура, по сути, сложилась перед ударом — тягач занесло в сторону. Был ли автопоезд вообще управляем в такой ситуации?

— В какой момент водитель увидел, что впереди препятствие? Уже на спуске? Допустим, он стал экстренно тормозить. Возможно, был груженый — мы не знаем. Покрытие трассы — бетон, это тоже могло оказать влияние. Принято считать, что бетон даже в нормальных условиях более скользкий в сравнении с асфальтом, — обращают внимание преподаватели.

Первые следы ударов мы видим прямо под мостом. Справа заметно смят отбойник, слева сильно повреждено разделительное ограждение, причем на существенной высоте. Нельзя, впрочем, однозначно утверждать, что это следы ударов той самой фуры, все обстоятельства происшедшего достоверно установят следователи.

Возможно, это последствия другого ДТП, случившегося днем позже, 31 декабря. Тогда одним из участников тоже был большегруз, и стоял он как раз в этом месте.

Но мы возвращаемся к событиям 30-го числа и трагичной аварии на этой трассе.

— Изгиб дороги, скорость, каша под колесами — автопоезд могло просто понести, прицеп сложился. Вряд ли грузовик превышал скорость — у него тахограф. Но в такую погоду разрешенная скорость могла быть чрезмерной, — рассуждают инструкторы. — Ему бы замедлиться, и не на спуске, а заранее, еще перед подъемом.

Впрочем, водители часто опасаются, что на малой скорости груженый автомобиль не осилит скользкий подъем — видали, как в городе буксуют фуры на въездах на путепроводы в сильный снегопад? Не случилось ли так, что водитель, наоборот, разгонялся, насколько было возможно, перед подъемом? И снова констатируем: мы этого не знаем.

Следующие места ударов замечаем уже на уровне кармана автобусной остановки — слева, на разделительном ограждении, и снова на той же высоте. Это уже сопоставляется с видео: на записи видно, что тягач автопоезда перед ударом снесло влево, к ограждению.

— У меня есть большие сомнения, что в такой ситуации можно было что-то сделать. К водителям грузовых авто бывают претензии, человек весь день за рулем — возникает эффект дорожного гипноза, расконцентрация. Но здесь иное, как мне кажется. Если он стал применять торможение в тот момент, когда увидел препятствие, а машину понесло, и она сложилась — исправить ситуацию было уже сложно, если вообще возможно, — говорит Краснов.

— Да, похоже на то, что из-под моста его несло. Но если бы скорость изначально была меньше, то и последствия были бы легче, — уверен Жуковский.

— Безусловно. Но, на мой взгляд, здесь нет очевидной оплошности. Следовало сообразить, что за гребнем спуск и изгиб дороги, что плохо видно, что может потребоваться экстренное торможение. Да, он должен был предвидеть, подстраховаться, но в реальности на его месте мог оказаться любой водитель грузовика. Плюс в кабине много пространства: занос, удар, водителя бросает — сохранить управление не так просто, — добавляет Краснов.

Чему учат венки вдоль дорог

— Ведь это новая, по сути, дорога: широкая, удобная — едешь и радуешься, — вздыхают преподаватели. — И так выходит, что пока что-то подобное не произойдет, ты даже не задумываешься о том, насколько то или иное место может быть опасным. Теперь это стало очевидным: подъем, скрывающий видимость дороги, затем изгиб и довольно резкий спуск — участок очень сложный. Особенно в сложную погоду: не только в снегопад, но и в дождь, к примеру. Здесь действует ограничение скорости: 100 км/ч — для легковых автомобилей, 80 км/ч — для грузовиков. Возможно, это слишком много, стоит снизить ее на постоянной основе с учетом специфики участка. И ввести контроль именно на среднюю скорость, потому что снижаться тут нужно еще до подъема и двигаться осмотрительно до самого спуска, пока дорога не выпрямится.

Сейчас на подъеме установлены временные знаки — 60 км/ч. Были ли они в дни аварий — 30 и 31 декабря, — мы не знаем.

— Временные знаки — это не выход, — считает Виталий. — Ездить и устанавливать их, когда портится погода, — это не про оперативность. Необходимо электронное табло, где указания будут мгновенно меняться в соответствии с реальными условиями. Привязаться к данным с метеостанций и оперативному дорожному контролю — это же реально сделать, в России такое действует на трассах.

У нас, к слову, такие табло тоже есть, в том числе совсем рядом с Курганом Славы. Но табло не регулирует скорость, а лишь показывает время и температуру, а также предупреждает о необходимости соблюдения скоростного режима.

— Одна мелкая авария — легкое столкновение двух легковых авто, — и такие последствия. Важно предпринять шаги, чтобы подобное здесь не повторилось. Даже летом я бы предложил ограничить скорость именно на этом участке. Похожие подъемы и спуски с изгибами есть на этой трассе и в других местах, но они все же не такие сложные: или подъем не такой крутой, или изгиб не такой явный. Хотя в сильный снегопад и этого может хватить. А тут очень серьезный спуск с поворотом — опасное место, — добавил Юрий.

Наконец, важный вопрос — подготовка водителей, в том числе большегрузного транспорта.

— Ситуация такова, что у нас нет автодромов, где можно было бы тренироваться, повышать квалификацию. То есть водители грузовиков в большинстве своем понятия не имеют, как справляться с заносом, разве что у кого-то был какой-то случайно приобретенный опыт. А в безопасных условиях навык этот не отработаешь — негде. И это оказывает самое непосредственное воздействие на дорожную безопасность, — полагают инструкторы.

4 января, автодорога Паперня — Радошковичи

Другая смертельная авария произошла 4 января около 12:55 на 10-м километре трассы Н8964 (Паперня — Радошковичи). Как сообщили в ГАИ Минской области, 33-летний водитель BMW 5-Series выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с BMW X3. Водитель 5-Series и два его пассажира — 25-летняя женщина и 3-летний ребенок — были направлены на госпитализацию. Женщина скончалась в машине скорой помощи.

«Водителя занесло в связи с погодными условиями. Трасса была почищена, посыпана, насколько позволяли погодные условия», — рассказал наш читатель, утверждавший, что был очевидцем ДТП.

Изгиб дороги

Понадобилось немало времени, чтобы найти место этой аварии на трассе Паперня — Радошковичи. Все загородные дороги похожи: спуски, подъемы, изгибы. Да и снегоуборочная техника проходила здесь недавно и на совесть — все вычищено.

Но мы нашли. Нашли даже синий обломок, вероятно, бампера BMW 5-Series.

— Судя по всему, водитель этой машины, двигаясь в направлении Юзуфово, только проехал закругление дороги. И в этом таилась опасность: выход из поворота, может добавил газу, может машина пошла в боковое скольжение — даже совсем чуть-чуть, — отмечает Краснов. — Опять станут говорить про задний привод.

— А опасен как раз не первый занос, а второй — когда водитель пытается вывести машину и только раскручивает, усугубляет ситуацию, — добавляет Жуковский.

И снова обстоятельства случившегося до конца не ясны, туманны.

— Мы не знаем, какие приемы управления применил водитель — жал на газ или на тормоз, как работал рулем. Знаем только, что в конце концов он оказался на встречной, где в этот момент ехал другой автомобиль. Снова роковое совпадение, — говорит Юрий.

Зимняя дорога не является обязательным фактором таких ДТП, они случаются и летом. Но зимой совершить ошибку легче.

— Важным является правильный выбор скорости движения. Трасса не однородна в снегопад: где-то снега меньше (деревья закрыли или еще что-то) — ты едешь быстрее, где-то его больше — снижаешь скорость. Но ошибка дорого стоит в такой ситуации. И тогда на первый план выходят навыки водителя, — продолжает ведущий рубрики. — Вместо того чтобы стабилизировать машину, водители часто начинают раскачивать ее еще больше. Все начинается даже не с заноса, а так — повело чуть-чуть. И люди инстинктивно начинают крутить руль в сторону заноса, но аккуратно вернуться назад уже не могут. Можно даже сказать, что это стандартное ДТП: при выходе из поворота машину начинает заносить и она вылетает на встречную. Я, когда подъезжаю к таким местам, всегда напрягаюсь, если появляется встречное авто, будто жду: разминемся или не разминемся?

— Этой зимой я вижу и еще один фактор, — добавляет Виталий. — Ведь два года у нас не было по-настоящему снежной зимы. Водители отвыкли. У кого теперь какая зимняя резина, насколько она свежая? Мелочей в этом вопросе не бывает, опасно понадеяться на авось.

— Все так, — соглашается Юрий. — А еще в старых машинах нет ESP — системы стабилизации автомобиля. Она очень помогает не допустить занос, хотя сама по себе не является гарантией, что его не случится. Относительной гарантией в зимних условиях может быть разве что собственная осторожность и умение управлять машиной. Нужны навыки, нужно знать, как не попасть в занос и как выходить из него, нужно уметь мягко работать рулем и понимать, куда этот руль вертеть.

— Снова мы приходим к тому, что у водителей не так много вариантов, где можно оттачивать свое мастерство, получать необходимые навыки в безопасных условиях, — подчеркивает Жуковский.

— Все так. Значит, не нужно лишний раз рисковать и проверять свои силы, не нужно ориентироваться на максимально разрешенную скорость. Добавляйте газ понемногу: в какой-то момент вы начнете чувствовать, что что-то не так, — значит, быстрее ехать уже не надо. Включайте бдительность, осторожность никогда не будет лишней. Зима требует ответственности, — подытоживает Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by