Дешевый бензин и отсутствие полноценной системы платных парковок делают городские поездки чрезвычайно выгодными для автомобилистов. Однако часто мы не учитываем, во сколько нам реально обходятся километры, пройденные с комфортом. Ведь содержание машины влечет за собой не только необходимость платить за топливо, но еще и расходы на обслуживание, хранение, страховку, штрафы, мойку-полировку и т. д. и т. п. Мы решили посчитать, во сколько минимум обходится минчанину автомобиль-десятилетка.
Обслуживание
Самая сложная и увесистая статья расходов. Возьмем техобслуживание среднего автомобиля, без учета амортизации. Подсчитать это без помощи профессионалов нереально. Мы обратились на СТО, которая занимается обслуживанием таких машин. Там согласились помочь: «Начнем с элементарного ТО по замене масла и фильтров. Если брать среднестатистический автомобиль (2004—2007 г. в.), то это, во-первых, замена масла раз в 10 тыс. километров. Нужно от 4 до 8 литров в зависимости от двигателя. Во-вторых, обязательно масляный фильтр. В-третьих, воздушный фильтр — раз в две-три замены. В-четвертых, топливный фильтр раз в сезон. Кроме материалов нужно прибавить стоимость работы — примерно 300—600 тыс. рублей, а всего — 1,3—2 млн. Подобное ТО делают как минимум два раза в год. А еще не забываем про тормоза. За пару дисков, тормозные колодки, датчик износа и работы по замене — 4—4,5 млн рублей. Если „полетит“ термостат, что является типичной поломкой, то это еще 1,2 млн. Сюда прибавьте и стоимость антифриза. Посчитаем также какую-нибудь частую позицию по замене элемента подвески. Например, рулевые тяги с наконечниками — еще 1,5 млн».
Итого: по самым скромным подсчетам, 10—12 млн в год.
Шины
С 16 января этого года использование зимних шин в холодное время становится обязательным. Так что как минимум дважды в год автомобилистам придется заезжать на шиномонтаж и раскошеливаться. Собственно, как показывают опросы на шиномонтажах, многие и до введения законодательной нормы меняли резину. Поэтому назвать это новой статьей расходов нельзя. В среднем снятие-установка одного колеса с балансировкой и монтаж-демонтаж шины (R15) обойдутся примерно в 75 тыс. Соответственно, за комплект из четырех колес — 300 тыс. рублей. Не забываем умножить на два.
В эту же статью включим покупку резины, которую нужно менять раз в три года. Одна хорошая покрышка нынче оценивается в 1,2—1,3 млн рублей. Комплекта нужно два (лето и зима), стало быть требуется восемь шин. Делим на число лет эксплуатации. Выходит примерно 3,2—3,5 млн рублей.
Итого: 3,8—4,1 млн рублей в год.
Полировка
Каждый уважающий себя и свою машину автовладелец хотя бы раз в год полирует кузов. Это позволяет не только убрать мелкие царапинки и навести лоск, но и предотвратить повреждение лакокрасочного покрытия. Многое зависит от типа кузова и других особенностей транспортного средства, но в среднем такая услуга обойдется в $150 в эквиваленте. По-хорошему процедуру нужно проводить дважды в год — перед зимой и после морозов.
Итого: 4,35 млн рублей в год.
Мойка
Ручная мойка с мытьем порогов и ковриков (что особенно актуально в холодное время года) стоит около 100 тыс. рублей. Можно дороже, можно дешевле, но средняя стоимость примерно такая. Будем считать, что душ для среднестатистической машины ее владелец устраивает раз в месяц, а значит, ежегодно на содержание автомобиля в чистоте уходит более миллиона рублей.
Итого: 1,2 млн рублей в год.
Хранение
Кто-то паркуется во дворе, кто-то оставляет транспортное средство исключительно на охраняемом многоуровневом паркинге. Возьмем обычную парковку. У государственной организации, имеющей сеть стоянок по всему городу, месяц стоит 240 тыс. рублей. Машина находится под открытым небом, зато всегда есть забронированное местечко, да и за сохранность отвечают специальные люди с собаками.
Итого: 2,88 млн рублей в год.
Техосмотр и госпошлина
Десятилетний автомобиль должен проходить техосмотр раз в год. Берем машину с нешипованной резиной и моноприводом. Расценки за эту категорию на минских станциях диагностики составляют от 180 до 250 тыс. рублей. Да, и не забудьте про квитанцию за госпошлину. Теперь за автомобиль массой от 1,5 до 2 тонн нужно платить 6 б. в., а нынче это 1,08 млн рублей.
Итого: 1,26—1,33 млн рублей.
Страховка
По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, большинство застрахованных по «автогражданке» легковых машин относятся к категории А3, то есть имеют двигатели объемом от 1,8 до 2,5 литра. Обязательная страховка, которая привязана к евро, стоит для них 29,4 в эквиваленте.
Намеренно не будет отягощать наш бюджет еще и автокаско, причем по двум причинам. Во-первых, десятилетние автомобили не так часто страхуют подобным образом. А во-вторых, многое зависит от условий договора, технических особенностей машины и даже от марки.
Итого: €29,4.
Топливо
С прошлого года индикативной маркой назван АИ-92, который официально привязан к $1 (хотя в рублях на данный момент цена за 1 литр ниже). По статистике именно это топливо самое популярное на белорусских заправках. Будем исходить из того, что средний автомобиль проезжает 10—15 тыс. километров в год, а расход в смешанном режиме (город — трасса) составляет 7—8 литров на сотню.
Итого: $700—1200 в год.
Штрафы
Это в чем-то спорный пункт, но мы все же решили включить его в список расходов. По статистике на каждого автовладельца приходится два-три штрафа в год. Да, у кого-то их может быть десяток, а у кого-то ни одного. Но в среднем именно так. Самая распространенная статья — за превышение скорости. Пусть будет минимальный штраф — 0,5 б. в. Теперь это 90 тыс. рублей.
Итого: 270 тыс. рублей в год.
* * *
Общий результат — 34—44 млн в год. И это минимум! Разумеется, мы платим не просто за поездку, но и за комфорт, удобство. Избавляем себя от необходимости дышать перегаром соседа по троллейбусу. Не тащим тяжеленную сумку на остановку. А главное, благодаря автомобилю успеваем больше сделать, он позволяет нам экономить самый ценный для человека ресурс — время. Можно ли это переоценить?
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by