Белорусские экипажи вернулись из Южной Америки домой. Рейс из Стамбула в аэропорту встречала целая толпа: родные, друзья, представители завода, журналисты. Гонщиков встречали как триумфаторов, а ребята вышли со скромными улыбками на лицах: «Задачу выполнили, но могли проехать лучше». И все же люди в аэропорту были рады и поздравляли наши экипажи искренне. А значит, все не зря. МАЗ показал себя в песках «Дакара». И дома это увидели и оценили.
Год назад Сергей Вязович финишировал на «Дакаре» одиннадцатым. Тогда это признали отличным результатом — красный МАЗ удивил многих специалистов. Год назад команда говорила об успехе и строила планы на следующую гонку, намереваясь войти в заветную десятку. В десятку вошли. Правда, на этот раз выше поднялся экипаж под управлением Александра Василевского. Задача выполнена, но по спортсменам чувствуется — не довольны. Да, счастливы вернуться домой, рады знакомым лицам, улыбкам. Все охотно общаются с прессой, говорят об успехах. Но в контексте неизменно звучит: могли выступить еще лучше.
Сергей Вязович, которому совсем недавно просто фатально не повезло (на восьмом этапе у грузовика из-за поломки редуктора отказал задний привод), лаконично охарактеризовал общее настроение: «Спортивная злость, желание отыграться не прошли до сих пор. Это спорт». Он мог бы финишировать в пятерке, мог бороться за пьедестал, если бы не поломка. Но это спорт.
С этим редуктором вообще целая история. С ним были проблемы еще на седьмом этапе гонки. Тогда грузовик финишировал на передних ведущих колесах, благо рельеф трассы это позволял: заключительный отрезок был пологим и представлял собой относительно ровную дорогу. На восьмом этапе, уже через 100 км после старта, редуктор снова отказал. Грузовик опять стал «переднеприводным». А в такой сложной местности, которой всегда и славился «Дакар», на каком бы континенте он ни проходил, — это беда. Тем не менее машина прошла 240 км и всего за 30 км до финиша стала. Многотонный грузовик просто не мог въехать на очередную возвышенность только на передних колесах. Что только экипаж ни пробовал. На помощь подоспела «быстрая техничка». Пытались даже втянуть МАЗ Вязовича на тросе. Ничего не выходило. И сложнейший ремонт провели в полевых условиях. Грузовик починили, но потеряли на этом катастрофически много времени, то есть фактически всю гонку. В итоге Вязович — 34-й в общем зачете.
Как ни странно, эта проблема с редуктором стала чуть ли не единственной серьезной поломкой за время гонки. Проблемы, конечно, были, и они влияли на результат. Но спортсмены компенсировали их риском, умением, возросшим опытом. Именно поэтому Вязович регулярно финишировал среди лидеров, а Василевский стал в итоге десятым. «Машина проявила себя хорошо. Мы ею довольны. Отлично проявил себя двигатель. Конечно, в гонке может случиться всякое — это спорт. Главное — автомобиль конкурентоспособен. На нем можно побеждать. Мы показали, что можем ездить быстро. Конечно, технические вопросы есть. Мы решили прошлогодние проблемы, но появились какие-то новые. Их также нужно решать. Есть вопросы по тактике. Предстоит серьезный анализ, разбор полетов. В целом команде за гонку крепкая четверка по пятибалльной системе», — отметил куратор команды «МАЗ-СПОРТавто», заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Дмитрий Короткевич.
В целом гонка выдалась удачной, подходящей МАЗу, так как состояла из быстрых этапов. «Старались чрезмерно не рисковать. Растягивали и себя и автомобили на всю гонку. Многое получалось. Самыми трудными были 3-й, 7-й, 8-й этапы. Кроме поломки редуктора было пару проколов. Пока устраняешь эту проблему, теряешь 10—12 минут. И результат на финише сразу ощутимо ниже», — рассказал Сергей Вязович.
Самое главное — это внимание к команде, гонщикам, их результатам. Оно растет год от года. Безусловно, во многом благодаря более успешным выступлениям МАЗов. «Мы рады, что за нашими гонками следят. Раз следят — значит, нравится то, что мы делаем, значит, интересно», — считает представитель команды.
Руководство команды полностью довольно своими экипажами. «Команда делает ставку на двух разноплановых пилотов — Сергея Вязовича, который склонен к агрессивной манере езды и практически не имеет равных на прямых участках, и Александра Василевского, предпочитающего ехать более осторожно и менее рискованно. Благодаря этой связке вместе с "быстрой техничкой", которой в этом году управлял Владимир Василевский, удается достигать высоких результатов», — отметил Дмитрий Короткевич.
Со следующего года организаторы марафона вводят лимит на объем двигателей — не более 16,5 литра. Команда будет менять свои грузовики, подгонять под стандарты, исправлять ошибки, совершенствовать. В числе прочего, предстоит поработать над подвеской, сделав ее менее жесткой. В итоге автомобили, надеемся, станут более совершенными в техническом отношении, а экипажи, безусловно, — более опытными. Вкупе это позволяет надеяться на очень хороший результат. Но загадывать не будем — можно прогадать, причем как в большую, так и в меньшую сторону.
Гоночный азарт поутихнет. Выступление команды на «Дакаре-2015» можно и нужно признать действительно успешным. Задача выполнена, более того — в десятке могли оказаться сразу два экипажа. К тому же впервые по итогам гонки финишировали все три наших экипажа. А самое главное — ребята поверили в свои силы. Увидели, что могут побеждать. Не только строить осторожные планы, но и реально бороться за самые высокие места. Кто скажет, что психология для спортсмена менее важна, чем сила мускулов?
Команда «МАЗ-СПОРТавто» четыре года подряд принимала участие в ралли-рейде «Дакар». В этом году белорусская команда была представлена на ралли тремя грузовиками. Экипаж под управлением Александра Василевского завершил гонку на 10-м месте. МАЗ Сергея Вязовича из-за поломки на марафонском этапе оказался на итоговой 34-й позиции. «Быстрая техничка», пилотируемая Владимиром Василевским, в общем зачете заняла 42-е место. Всего же в ралли-рейде только в зачете грузовиков участвовали 63 экипажа со всего мира, из которых только 43 доехали до финиша.