Трамвай не объедет! Типичные аварии на рельсах в Минске

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
12 марта 2015 в 8:00

Самый несправедливо обиженный транспорт в столице — это трамвай. Ну судите сами: кто-то неудачно припарковался, перекрыв проезд по рельсам, — вагончики стоят; на путях столкнулись легковушки — опять непредвиденная остановка. Периодически автомобилисты поднимают волну: уберите вообще трамвай из города! Но этот транспорт, например, заменяет метро для Зеленого Луга и связывает отдаленные микрорайоны с центром. Каждый вагон перевозит столько же пассажиров, сколько и автобус-гармошка. А еще водители трамваев одни из самых аккуратных: в 181 прошлогодней аварии с их участием они были виновны лишь в четырех! Рассмотрим серию роликов, сделанных видеорегистраторами, чтобы разобраться в причинах типичных ДТП.

Не тот прав, кто направо

Вот запись самого типичного столкновения на Логойском тракте. Трамвай разгоняется на перегоне. Но на перекрестке с ул. Калиновского перед ним появляется Volkswagen, который ме-е-едленно поворачивает направо. Обычно этот маневр не сопряжен с большими сложностями — нужно только пропустить пешеходов. Видимо, поэтому водитель автомобиля не ожидал увидеть большой и быстро движущийся объект. Что характерно, такие столкновения происходят на небольшой скорости.

— Я двигалась со скоростью около 50 км/ч, — комментирует водитель Надежда Гуринович, управлявшая в тот момент трамваем. — Увидев машину, сразу стала тормозить. Система настроена таким образом, что при экстренном торможении одновременно включается звуковой сигнал, а на рельсы подается песок для более эффективного торможения. Обратите внимание: водитель стал совершать поворот направо на выключенную правую стрелку светофора. Когда приехали сотрудники ГАИ, он стал уверять, что ехал на свой зеленый, а я — на красный. Хорошо, что у меня был установлен видеорегистратор. Посмотрев запись, инспекторы сразу адресовали претензии виновнику ДТП.

Надежда Гуринович

В парке обращают внимание: на Volkswagen были установлены могилевские номера. Это имеет важное значение — в регионе нет трамвайного движения. Приезжая в Минск, такие водители просто забывают, когда надо уступать дорогу трамваю. По данным парка, каждый четвертый автомобилист, столкнувшийся с трамваем в прошлом году, был не из Минска. Привычка соблюдать трамвайные пункты ПДД в данном случае тоже имеет значение. Это факт.

С точки зрения организации дорожного движения здесь, казалось, все сделано идеально. Движение трамваев и поворот автомобилей направо разнесены по разным фазам светофора. Однако, как в случае с Volkswagen, не все понимают, что основная секция не разрешает правый поворот. Хорошо бы подсветить дополнительную секцию по контуру красным — такое применяется на некоторых перекрестках в Минске.

Левый маневр

А это самый конфликтный маневр в дорожном движении. Обычно водитель стремится как можно скорее завершить поворот налево, успеть до встречных автомобилей. В последнюю очередь он думает, что нужно пропустить еще и попутный трамвай. В результате — ненужное столкновение.

— Наши водители хорошо знают о проблеме и, подъезжая к перекрестку, максимально сосредоточены. Но иногда автомобилисты поворачивают довольно резко, — рассказывают в трамвайном парке, — а сразу остановить вагон, который весит как сорок взрослых зубров, невозможно! Длина тормозного пути при номинальной нагрузке со скорости в 40 км/ч составляет до 60 метров. Это при условии, что рельсы сухие и чистые… Сейчас, чтобы быть заметнее в любое время суток, трамваи движутся с включенным светом фар. Теперь на двух вагонах размещены призывы к автомобилистам. Просьба к водителям в таких случаях одна: двигаясь параллельно трамвайным путям, смотрите также в боковое зеркало.

Пошел на разворот... и не успел

У многих автомобилистов есть стереотип, что трамвай медленный. Хотя он может неплохо разгоняться. Как было замечено выше, моментально остановить его невозможно. А тут как назло кто-то решил развернуться. Такой маневр водители обычно предпринимают возле перекрестков, где запрещен поворот налево. Но забывают про трамваи.

— Очень сложно понять намерения автомобилистов. Когда они выезжают на пути, тем самым создавая опасность для движения, начинаем сигналить и применяем торможение. Но мне кажется, водители иногда пугаются и на мгновенье впадают в ступор, — считает Надежда Гуринович. — В эти доли секунды происходит столкновение. Нас иногда обвиняют, мол, мы намеренно тараним машины. Но поймите, за каждым из нас закреплен свой трамвай, мы их любим и ценим, перед выездом тряпочкой протираем, чуть ли не пылинки сдуваем. Когда их повреждают, становится очень жалко, а кроме того, зачем мне пересаживаться на «подменку», пока мой будет ремонтироваться?

По данным ремонтной службы парка, в 70% случаев у трамвая повреждают передний правый угол. Это означает, что перед ним хотели либо повернуть налево, либо развернуться. Под удар попадают фары, поворотники, габаритные огни, бамперы, угловые щитки. В среднем ущерб от каждого ДТП составляет 2 млн рублей.

Смещенный акцент

Еще одна проблема — это смещение трамвайных путей через проезжую часть. Определенную опасность подобное решение может создать даже для автомобилей, движущихся при пересечении рельс прямо. Например, если один трамвай скроет другой. Такое нередко случалось, например, на стыке Логойского тракта и ул. Я. Коласа.

— Аналогичная проблема существует на перекрестке ул. Куйбышева и пр. Машерова, — замечают в трамвайном парке. — Водители трамваев ежегодно проходят обучение по программе повышения профессионального мастерства. Ежеквартально в парке организуются инструктажи-совещания, разбираются конкретные ДТП, доводится информация по безопасности дорожного движения. На линии регулярно проводятся рейды. В перспективе планируется оборудование всех вагонов специальной системой видеонаблюдения. Однако, повторимся, не все зависит от наших водителей — в 177 из 181 прошлогодней аварии были виновны автомобилисты.

Решают сантиметры

Иногда кажется, что столкновение проще было бы предотвратить, чем совершить. В ситуации на ул. Долгобродской именно так и произошло. Водитель внедорожника сначала остановился, пропуская попутный трамвай, но потом почему-то стал медленно двигаться и в результате, конечно, задел вагон. Водитель автобуса или троллейбуса легко смог бы избежать подобного ДТП, просто слегка вывернув руль, но это же трамвай…

— Если бы мы могли взять в сторону хотя бы на 5—10 см, большого количества аварий удалось бы избежать, — говорят водители трамваев. — Но вагон «привязан» к рельсам. В ряде случаев только торможение не помогало предотвратить ДТП. Каждое происшествие влечет задержку в движении десятков трамваев. Общепринятая практика — выставлять в этом случае претензию. Наш юридический отдел после расчета денежных потерь оформляет документы и адресует счет виновнику аварии. Если тот отказывается оплатить добровольно, сумма взыскивается через суд. Обычно ущерб от часа простоя оценивается в 1 млн рублей, но все зависит от количества стоявших трамваев.

Спорный выезд из двора

Конечно, не во всех случаях виноват исключительно человеческий фактор. Кое-где организация дорожного движения могла бы быть иной. Так, неразбериха возникает при движении по местному проезду возле дома №85 по ул. Плеханова (напротив ЗАГСа Ленинского района). Водители смотрят на светофор с обратным отсчетом: 5, 4, 3 секунды... Стремятся успеть на зеленый, и бах! Происходит столкновение с трамваем.

— Особенность организации дорожного движения в данном месте в том, что действие светофора распространяется только на перекресток, а до него еще нужно пересечь трамвайные пути, на которых светофорное регулирование не ведется, — объясняют в парке. — Там установлены два знака «Пересечение с трамвайной линией». Однако автомобилисты не всегда обращают на них внимание и не предоставляют преимущество трамваю. Мы предлагаем хотя бы в качестве эксперимента установить на уровне глаз водителя специальный информационный щит, который бы предупреждал о необходимости уступить дорогу. Пока наша инициатива поддержана не была.

Самая аварийная улица

Недавний случай. Водитель Volvo врезался в ограждение на ул. Я. Коласа. И опять трамваи стояли, уставшие пассажиры не могли тем вечером добраться домой. Кто-то наверняка опоздал на семейный ужин, кто-то — на долгожданное свидание.

— Улица Я. Коласа — одна из самых аварийных в городе. В прошлом году только с участием трамваев на ней произошло 49 ДТП, — приводят статистику в парке. — Наиболее напряженные узлы — перекресток с ул. Хмельницкого (6 ДТП с участием трамваев за прошлый год), с ул. Волгоградской (5 ДТП), с пер. Я. Коласа (3 ДТП). После установки ограждений стало немного проще, но места концентрации аварий сместились к разрывам.

По словам экспертов, одним из решений для этой улицы может стать выделение отдельной фазы светофора для трамваев. Например, на перекрестке с ул. Хмельницкого. Там обычно водители автомобилей, поворачивая налево, стремятся проскочить перед попутным трамваем и... предсказуемо не успевают. Если бы проезд машин и вагонов был разведен по времени, стало бы проще и безопаснее.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by