В салоне многих автомобилей белорусов можно увидеть иконки, лики святых, крестики. Но какие обязательства в таком случае берет на себя водитель? И что дает обряд освящения транспортного средства? А нарушение правил дорожного движения можно считать грехом? Не будем лукавить: поведение за рулем многих белорусов далеко от идеального. Однако как трактует подобное отношение религия? Мы обратились к председателю синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерею Сергию Лепину, чтобы задать несколько вопросов.
— Есть направления, в частности, христианского протестантизма, которые не поощряют использование автомобиля всуе. А как православная церковь относится к управлению машиной?
— «Всуе» в переводе с церковнославянского — «напрасно», «излишне». Напрасно ничего нельзя использовать — все должно использоваться с пользой и во имя блага. Автомобили — не исключение. Машины — это просто транспорт, применение которого не детерминируется христианским веро- и нравоучением. Хочешь — езди, не хочешь — ходи пешком. «Автомобиль» на церковнославянском — просто «колесница». Чин освящения «колесниц» не видит никакой разницы в принципах, которые заставляют их двигаться: гужевая тяга, электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания — это не важно.
— Освящение автомобилей... Что дает такой обряд и нет ли в нем чего-то от язычества? Ковры и диваны мы же не несем освящать, хотя машина — такая же вещь.
— Внешне все религии похожи (особенно для тех, кто не в теме). Освящение (или точнее: благословение) автомобиля — это не «заговаривание» его и не попытка заколдовать в надежде сообщить ему какие-то сверхъестественные свойства. Сущностно освященная машина ничем не отличается от неосвященной — она есть все то же сочетание металла, стекла, резины и пластика. Речь, скорее, идет о желании освятить всю свою жизнь, и только уже вместе с этим — и об освящении нашего отношения к вещи, о выражении нашего желания использовать ее во благо, о молитве за безопасность ее использования и божественном покровительстве, чтобы вещь «легла в руку» и была максимально удобна и эффективна.
Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Христиане всё должны делать с молитвой благодарности — отсюда и то многообразие чинов освящения окружающих предметов. Кроме молитв на освящение автомобилей есть, например, молитвы на освящение домов, колодцев, ульев, посевов, плодов, кораблей, самолетов и много чего еще. Все они прославляют Бога и напоминают нам, что несмотря на то, что «всякое даяние благо», а «всякий дар совершен свыше есть», мы не должны забывать о спасении своей души и о тех благах, которые Господь уготовал всем любящим Его.
В принципе, освящать можно любую вещь, включая упомянутые вами ковры и диваны. Есть даже молитва «На освящение всякой вещи» — она по желанию возносится Богу о вещи в тех случаях, когда не предусмотрено специального отдельного чина на ее освящение. Можно весь мир облить святой водой, но если сам человек не желает освятить свою жизнь, посвятив ее Господу в вере и благочестии, то смысла в этом никакого нет. Это — суеверие, причем в случае освящения машин — опасное.
— А нарушения ПДД можно назвать грехом? Если да, то какие? Может быть, приведете примеры?
— Соблюдение законов мирного и безопасного сосуществования — это обязанность христиан, уклонение от которой является греховным. В этом смысле нарушение ПДД является грехом, который по сути есть беспечное отношение к дару жизни и собственности, оно представляет соблазн и провокацию на грех (гнев, ярость, агрессия, сквернословие)…
— Размещая иконки в салоне, водитель ведь не только пытается уберечь себя и машину, но и берет обязательства. Какие?
— Нельзя к иконам относиться как к оберегам. Оберегает Бог, а не иконы. Иконы лишь напоминают водителю о том, что он — христианин, что он должен молиться, быть осторожным, внимательным, ответственным. Если водитель обо всем этом забывает, то он становится не ближе к безопасности, а дальше от нее. Для христиан и нехристиан ПДД одинаковые, а это значит, и обязательства у христиан на дороге такие же, как и у нехристиан.
— Как трактует церковь гибель в ДТП? Это ведь не убийство, но и не несчастный случай.
— ДТП — это одна из возможных причин гибели людей в результате несчастного случая. Церковь не градуирует эти причины: будь то пожар, наводнение, производственная травма — смерть всегда смерть. С точки зрения церковных канонов, убийство бывает вольным или невольным (преднамеренным или непреднамеренным). Это же можно, думаю, сказать и о самоубийстве. Человек, который лишил жизни другого человека в ДТП, является невольным убийцей, и степень его ответственности находится в зависимости от сути самой этой «невольности»: например, было ли это «роковое стечение обстоятельств» или же несчастье случилось из-за наплевательского отношения к правилам.
Этот принцип действует и в случае, если погиб сам водитель. ДТП, кстати, — это только один из возможных результатов наплевательского отношения к жизни. В старину в некоторых местах, например, существовал запрет на церковное отпевание тех, кто погиб от беспечности при развлечениях (гоняясь на лошади, ради забавы купаясь в реке и пр.). Церковь в таких случаях сейчас не отказывает в погребении никакому христианину, но задуматься над тем, что не нужно напрасно появляться на дороге ни в качестве водителя, ни в качестве пешехода, все же стоит.
— Автомобильные вопросы вообще отражены в Библии? Сейчас, например, дальнобойщики придумали себе святого. А кто-то «перевел» семь заповедей для водителей. Словом, каждый изгаляется как может.
— Если учесть, что канон Библии сформировался задолго до появления первого автомобиля, то прямой ответ на вопрос «отраженности» автомобильных вопросов в Книге Книг отпадет сам собой. Если же говорить о косвенных ответах, то в контексте вашего вопроса можно интерпретировать все установления Священного Писания, запрещающие противозаконные убийства, членовредительство, посягательство на чужую собственность, неуважение к власти и прочее.
Святые — это такие же люди, как и мы. Каждый из них имел свою судьбу, свои заботы, свои печали и радости. Объявляя какого-то человека святым, Церковь указывает на опыт этого человека как на пример для подражания. Естественно, что именно те святые, которые сами много путешествовали или жизнь которых так или иначе была связана с трудностями и опасностями, в которых пребывают люди, оказавшиеся в пути, будут больше вдохновлять, скажем, дальнобойщиков, а не ботаников. Это нормально. Главное, чтобы никто не забывал, что источником святости является только Бог, а святые суть только примеры стяжания этой самой святости и наши молитвенники перед Богом.
— Часто к заметкам о попадании в ДТП автомобилей с иконками в салоне посетители сайта оставляют скабрезные комментарии, мол, не уберегло. Что вы можете сказать в ответ?
— Я уже говорил про то, что спасают не иконы… Мне только остается пожелать, чтобы у авторов этих скабрезных комментариев все было хорошо и чтобы они никогда не бывали в ДТП. Люди, будьте добрее, — независимо от того, веруете вы или нет, злорадство вас не красит. Впрочем, как и незнание банальных христианских истин, о которых некоторые пытаются судить…
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by