Некоторые автомобили как вино — со временем становятся только лучше, а внимание ценителей к ним увеличивается. Сегодня и обычные минчане могли вблизи рассмотреть раритетные и редкие машины. Шикарный Buick с формами в духе 1940-х, роскошный Chevrolet Monte Carlo в чисто американском стиле, космический Citroen DS словно выехал со съемок фильма про Фантомаса... Читайте наш репортаж с парада ретромобилей в Минске.
Уже стало хорошей традицией, что в мае в город съезжаются раритетные машины. Владельцы уникальных автомобилей преодолевают многие сотни километров, чтобы мы могли увидеть то, чем гордился автопром в 1940-х, 50-х, 60-х и так далее.
Самый возрастной участник приехал к нам из Риги. Это Mercedes Simplex. Машине уже более века, она — 1903 года выпуска! Мог ли ее производитель представить, что когда-то при пересечении границы потребуют предъявить номер шасси, а на лобовое стекло придется крепить бортовое устройство BelToll?
— Это наш первый выезд! — радуется владелец раритета Борис Пориетис. — Добрались своим ходом. Автомобиль я реставрировал долгих двадцать лет. Деревянная карета была найдена в одном из замков. Рама — от Хорхе, двигатель — от Mercedes W123, а капот вовсе сделан из куска жести. Оригинал этого автомобиля выставлен в Штутгарте и оценивается в $3,5 миллиона.
По словам Бориса, в Латвии машину не хотели регистрировать: при восстановлении автомобиля пришлось установить гидроусилитель руля и тормоза, а в эти две системы еще советские нормы вмешиваться запрещают, мол, мало ли что случится.
Другая сложность заключалась в пересечении границы, на которой обязательно сверяют VIN-код. Но о каком номере шасси можно говорить, если автомобиль — 1903 года выпуска? «Хочу отметить лояльность таможенных служб, они нашли решение и пропустили нас через границу, — отметил латвиец. — Были сделаны несколько снимков и приложены к декларации».
У каждого владельца ретромобиля есть своя история. Владимир, которому принадлежит ЗИМ-ГАЗ12 1953 года выпуска, рассказывает: «Машина, можно сказать, наша семейная реликвия, перешла мне по наследству от отца. А он купил ее в совминовском гараже в аварийном состоянии. Раньше она возила какого-то чиновника, а теперь служит мне. Посмотрите, какой салон, — это семиместный лимузин. Задние двери открываются против хода движения, как в Rolls-Royce. Установлена гидромуфта для плавности хода. Все в оригинале: шестицилиндровый двигатель, подвеска... Где берем запчасти? Ну, знаете, для этой машины не такая уж проблема. Находим в Москве, через знакомых. Отец эту машину любил, я люблю и сын мой любит. Она ж меня кормит: съемки в кино, аренда в качестве свадебной машины».
Недалеко стоит еще одна машина с любопытной судьбой — Buick Super Eight Model 51.
Ее владелец, Антон из Лиды, вспоминает: «Во втором классе посмотрел фильм „Человек-амфибия“ и захотел такой же Buick. Загорелся настолько, что даже во взрослом возрасте не забыл мечту. Машину подарили мне родители тридцать лет назад, в 1984 году. Тогда она стоила 13 тысяч рублей, за эти деньги можно было купить трехкомнатную квартиру в любом городе. Автомобиль нашли в Прибалтике. После этого он проехал 700 тысяч километров. Дважды я устанавливал двигатели от тракторов, сейчас под капотом — мотор от Mercedes Gelandewagen. Один раз перекрашивал, обнаружил пару дырок от сквозной коррозии. Но стараюсь не калечить ее и не вредить ей».
А вот интересный автомобиль чуть помоложе — Chevrolet Monte Carlo (1971 г. в.).
Традиционно на слет приезжают американские большие седаны и купе, которые словно привозят с собой дух того времени, когда не заботились об экономии топлива, но уже задумывались о комфорте для водителей и пассажиров.
— Можно сказать, купить этот автомобиль было моей давнишней, еще мальчишеской мечтой, — рассказывает хозяин Chevrolet из Москвы. — Отцу из-за границы прислали видеокассету, на которой был фильм про автомобили. Вот тогда-то я и попал! Влюбился в американские автомобили. Эту машину купил в 2012-м, два года делал: механику, «железо», красил, доводил до ума салон. В сиденье был зашит технический документ о комплектации. Он стал моей инструкцией: все было восстановлено с точностью, как у оригинала. Решил: раз была задумка, значит, нужно ее сохранить. Знаете, что удивляет? Уже тогда здорово заботились о комфорте. В ней предусмотрен круиз-контроль, автоматическое переключение фар с дальнего света на ближний, кондиционер... Только вдумайтесь, это 1971 год!
— Во сколько обошлось восстановление?
— Дорого: 1,5—2 миллиона российских рублей.
На самом деле каждый владелец ретромобиля может назвать круглую сумму, потраченную на восстановление и содержание. Со своих машин они буквально сдувают пылинки. Передвигаются только летом — не дай бог, чтобы реагент попал на блестящий кузов. Содержание зимой — теплый гараж. А с наступлением тепла начинается сезон пробегов, ретроралли и таких слетов, как в Минске.
На мероприятие приехало много владельцев образцов советского автопрома — «Волги», «Победы», ЗАЗы, «Москвичи»... Еще двадцать лет назад они ездили по улицам, а сегодня это редкость, претендует на то, чтобы называться раритетом.
Мы разговорились с хозяином довольно редкого ГАЗ-22В (1967 г. в.). Нет, не подумайте — таких машин было выпущено немало, но вот в кузове универсал — единицы. «Подобные машины были у скорой помощи, — рассказывает владелец. — Но это — пассажирский вариант. В частные руки он не продавался, был только у Юрия Никулина, которому советские чиновники разрешили купить машину. Конкретно эта машина была приобретена в валютном магазине „Березка“. Она должна была уйти за границу, но так вышло, что осталась здесь. В моей собственности уже девять лет, восстанавливал ее два года. Кое-что выполнено не так, как в оригинале. Например, приборная панель — из карельской березы, а не из дешевого пластика».
Несмотря на пронзительный ветер, на площадь Свободы пришло много людей. Владельцы раритетов миролюбиво разрешали сделать фото в салоне и терпеливо отвечали на вопросы подростков о том, что находится под капотом. Ретропарад — хорошая возможность расспросить и многое узнать об истории мирового автопрома.
Вот, например, любопытный образчик. Buick 1940 года выпуска. Его московский владелец с достоинством перечисляет: «Рядный восьмицилиндровый двигатель, две печки, часы, радио. Все вплоть до прикуривателя работает. Крейсерская скорость — 80 км/ч, при обгоне — 110 км/ч. Приехали своим ходом. Для нее 1500 километров — нормальный пробег. Инспекторы ГАИ? Останавливают, конечно. Документы не спрашивают, в основном вопросы касаются машины».
Еще одна категория автомобилей, присутствовавших на слете, это раритетные Volkswagen. Дмитрий, приехавший на T2, подчеркивает: «Это именно T2, потому что многие владельцы T3 путают и позиционируют их как Т2. Конкретно это — модификация B. От А ее отличат расположение поворотников, которые размещены поверх фар. Это грузовой кузов. Ввезли машину, когда в 1990-е люди поехали за автомобилями за границу. У кого-то она хранилась в гаражах. А потом нынешний владелец выкупил, реставрировал. Сейчас сдает в аренду. В хороший день катается сам в собственное удовольствие».
Всего на слет съехались около 90 машин. Из России, Литвы, Латвии и, конечно, Беларуси. Оторвать взгляд от некоторых кузовов было невозможно.
Раритетные автомобили колонной проехали по центру города, сначала их можно было увидеть возле ратуши, а потом на Октябрьской площади. Горожан появление необычных машин заставляло останавливаться, доставать мобильники, делать «селфи» и улыбаться. Может, только ради этого и стоило все затевать?