Жмем на педали и переключаем передачи с Юрием Красновым. А вы так «У»меете?

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
30 мая 2015 в 10:55

Во время второго занятия наша курсантка Яра Горина все-таки попала за руль Peugeot 301. Правда, завести двигатель Юрий Краснов ей пока не разрешил. И обосновал это так: «Сначала у нас теория, потом практика, и никак не наоборот. Раньше в автошколах устройству автомобиля учили основательнее, сейчас, увы, не так. Считаю, что надо понимать, чем ты управляешь. А то некоторые даже не догадываются, что происходит внутри автомобиля при воздействии на органы управления». На Onliner.by продолжается новый проект: мы учим управлению автомобилем. Как правильно настроить сиденье и нажимать на педали? Что делать с КПП? Даже опытным водителям, у которых неверные действия вошли в привычку, есть чему поучиться.

— Как ты понимаешь, внутри каждого автомобиля есть двигатель, — старший преподаватель Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД все объяснял буквально на пальцах. — Необязательно двигатель внутреннего сгорания. Tesla, например, на батарейках ездит. Из мотора, грубо говоря, торчит вал. Он вращается, когда двигатель работает.

По мнению нашего инструктора, курсант должен понимать, зачем он вообще нажимает на педали, что происходит с механизмами и узлами автомобиля. Такое объяснение не занимает много времени, но закладывает некую основу, понимание того, что происходит под обшивкой кузова.

— Кстати, про наш переднеприводный Peugeot 301, — продолжает Юрий Краснов. — Есть такое страшное слово «трансмиссия». На самом деле ничего страшного в нем нет. Достаточно разложить его на «транспортировать» и «задача», и все станет понятно. Это совокупность узлов и механизмов, которые передают лошадиные силы с двигателя на колеса.

Сцепление инструктор предложил представить в виде двух тарелок-дисков, которые при нажатии на педаль расходятся. «Оно позволяет соединить один вал с другим. Понимаешь, зачем я тебе говорю все это? Чтобы в голове была взаимосвязь», — объясняет преподаватель.

Он несколько раз прерывался, чтобы задать контрольные вопросы и, убедившись, что задание усвоено, переходил к следующей части. Вероятно, у Яры с точными науками в школе было все хорошо или же она перед вторым занятием полистала книжку по автомеханике, потому что довольно быстро разобралась с устройством автомобиля и ни разу не сбилась.

— Что будет, если выжать педаль сцепления?

— Диски разъединяются.

— Какое условие нужно соблюсти для вращения валов?

— Необходимо включить передачу.

— Почему задняя обозначается буквой R?

— Потому что «реверс».

Юрий Краснов сразу предупреждает: левая нога работает только с педалью сцепления и находится на площадке для отдыха, правая — с педалями тормоза и газа. Это надо уяснить сразу и четко, чтобы потом не сбиваться. В будущем навык позволит предупредить глупые, но жесткие аварии, когда путают педали и автомобиль, вместо того чтобы тормозить, разгоняется и врезается в препятствие.

— Чтобы переключить передачу, я должна остановиться? — задала в чем-то предсказуемый вопрос курсантка.

— Нет. Когда выжимаешь педаль сцепления, колеса по инерции катятся, включаешь следующую — снова разгоняются.

Наш преподаватель подчеркивает: первая передача служит для разгона с 0 до 20 км/ч, вторая — для движения от 20 до 40 км/ч, третья — от 40 до 60 км/ч, четвертая — от 60 до 80 км/ч, потом можно задействовать пятую.

После вводной части курсантка перемещается из класса за руль автомобиля. Напомним, для обучения выбран Peugeot 301 белорусской сборки. Яра Горина должна оценить мягкость включения передачи, наличие гидроусилителя, полного электропакета и так далее. Это вам не старые «Жигули», на которых учились многие поколения автомобилистов!

— Какие тут есть кнопочки и рычажки и зачем они нужны, сейчас не столь важно, — сразу расставил приоритеты Юрий Краснов. — Главное для нас — научиться работать с педалями, рычагом коробки переключения передач и рулем.

Минут пять было посвящено объяснению того, как правильно отрегулировать сиденье. Обычно инструкторы автошкол отдают это на откуп самим курсантам. Хотя правильное положение за рулем чрезвычайно важно. Видели, как сидят некоторые водители? Кто прижмется грудью к рулю, кто, наоборот, чуть ли не лежит на сиденье.

— Ты должна сидеть не слишком далеко, но и не слишком близко. Ориентируйся по левой ноге, — дает совет Юрий Краснов. — Теперь регулируй спинку. Между спиной и сиденьем должно быть 90 градусов. В итоге ты оказываешься как будто в ковше. Сейчас руль. Если вытянешь руку, то твое запястье должно касаться рулевого колеса. Во-о-от так. Правильно!

В некоторых автомобилях отрегулировать сиденье идеально невозможно, в особенности если водитель нестандартной комплекции. Но это не беда. В любом случае в опасной ситуации срабатывает рефлекс группировки: мы наклоняемся вперед, тем самым повышая уровень реакции. Это инстинкт, сформированный миллионы лет назад.

— С педалью сцепления работаем только на весу, потому что если ты поставишь пятку, то педаль будет постоянно выезжать из-под ноги. Работают только колено и бедро! — предупреждает инструктор. — Задача — чтобы педаль с левой ногой работали в одной точке контакта. С правой — все по-другому. Обрати внимание: педаль газа находится ниже педали тормоза. Опытные водители переносят ногу, при этом пятка стоит в одной точке. Но у тебя небольшой размер ноги, поэтому так не получится. Универсальный способ работы — переставление ноги с пятки на пятку.

Настало время тренировок. Наш инструктор предлагает сначала отработать работу с педалями при заглушенном двигателе. Опять идет последовательная тренировка действий. Не все сразу, а поочередно. Обычно же курсанта сажают за руль и предлагают «просто научиться трогаться». Но это предполагает целый комплекс действий, каждое из которых нужно репетировать отдельно.

Самое сложное — научиться «переключаться» с газа на тормоз. Яра именно это и отрабатывает.

— Не носком работай! Надо добиться уверенных движений, — командует Юрий Краснов. — Обрати внимание: у тебя нога то выше, то ниже, а это чревато тем, что педаль «сорвется». Быстрее, еще быстрее!

Затем курсантка упражняется с педалью сцепления. Иногда этому не уделяют должного внимания. В результате некоторые водители, так и не научившись, дергают рычаг КПП, не выжав должным образом сцепление, и на всю улицу раздается позорное «кр-р-р».

Только убедившись, что каждое упражнение в отдельности отработано, преподаватель предлагает моделировать переключение передачи: «А сейчас станцуем. Выжала сцепление, потом газ, отпустила сцепление!»

После этого — новая вводная: кроме ног, работают руки — поверх руля они делают «ножницы».

— Давай быстрее! — подбадривает Юрий Краснов. — Смотри, как у тебя ноги работают. Загляденье!

Теперь настал черед рычага КПП. Классический хват — большой палец сверху. Это самое удобное для переключения с первой по четвертую передачу. Но ничего страшного, если положение будет другим, замечает наш инструктор. Важнее, по его словам, научиться чувствовать нейтраль и амплитуду.

— Выжимай сцепление, — Яра по команде преподавателя приступает к новому упражнению. — Теперь рычаг вперед. Это первая передача. Назад до упора — включаем вторую. Теперь по диагонали — третья. Назад — четвертая. Прочувствуй линию, по которой ходит рычаг. И расслабь кисть. Тут должны быть простые движения: толкай или тяни.

Самое важное, подчеркивает Юрий Краснов, — это не смотреть на рычаг. Когда на него начинают отвлекаться, попадают в аварию. Это такая типичная ошибка новичков: они забывают, какая включена передача, смотрят на КПП — и случается ДТП.

Инструктор заставляет Яру отрабатывать действия до автоматизма: «Включила первую, убрала руку на руль. Выжала сцепление, теперь вторую, руку — на руль. Выжала сцепление, третью, руку — на руль. И не смотри на рычаг! Лучше сделать ошибку, но ни в коем случае не отвлекаться от управления».

Инструктор просит ни в коем случае не обижаться на замечания: это нормально для процесса обучения. Конечно, тактичность не пропишешь ни в каких должностных инструкциях, не проконтролируешь и не заставишь неукоснительно соблюдать, это природное качество. Оно либо есть, либо нет. Но Гориной повезло: ей попался чрезвычайно интеллигентный учитель.

В конце занятия становится заметно, что девушка устала. Она начинает сбиваться. За одной ошибкой следует вторая, третья… Юрий Краснов сразу делает перерыв и предлагает выйти из машины: «Ты застряла на коробке. Давай сделаем простейшее упражнение на реакцию».

Достаточно было пяти минут разрядки, чтобы дело пошло значительно лучше. Вторая, третья, четвертая передачи стали включаться — и не надо даже смотреть на рычаг КПП!

Еще раз убеждаемся, что инструктор должен быть чутким психологом. Ведь можно было продолжить занятие, накричать в нетерпении, однако Краснов сразу предложил простой и эффективный план, который сработал.

После занятия традиционно подводим итоги.

— Есть такое понятие «привлекаемое внимание». Если заставить без перерыва решать нелюбимые задачи по алгебре, в конце концов любому становится интересно, — говорит Яра Горина. — Вот так со мной сейчас и случилось. Сейчас я понимаю, что кое-что в школе на уроках физики пропустила. Тогда это казалось ненужным, не имеющим практического значения, а сейчас даже вспоминаю детские мультики. Когда мы говорили про сцепление, я представляла детскую машинку, чтобы было проще. По поводу работы с педалями и коробкой переключения передач. Я думала, что все будет сложнее. Мне нравится, что нет давления, а местами даже весело. Правда, запястье ноет. Зато я теперь уверена и могу смело идти на автодром!

— Моторика у девушки развита хорошо, — отмечает Юрий Краснов. — Руль она освоила быстрее, а вот алгоритм обращения с коробкой запомнила не сразу. Если на данном этапе обучения не «дожать» проблему, то это чревато ошибками в будущем. При переключении передач водитель будет сбиваться, путаться, включать четвертую, а не вторую и так далее. Во время движения это может вообще привести к поломке автомобиля. Одна курсантка как-то умудрилась включить вместо четвертой заднюю передачу, и КПП разорвало. Наша задача — чтобы процесс выглядел красиво, а курсантка обращалась с коробкой, рулем, рычагом КПП нежно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by