Родителей — в школу! Сентябрьский рейд с ГАИ по маршрутам первоклашек

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, Максим Тарналицкий
14 сентября 2015 в 8:00

Будний день у ребенка начинается рано. Подъем, умывание, завтрак и — в школу. Уже около 8:00 звенит звонок на первый урок. Это самый час пик в Минске: родители торопятся отвезти детей, чтобы самим успеть на работу, общественный транспорт доставляет заспанных пассажиров на нужную остановку. Через весь этот шум и упорядоченный хаос большого города ребенку с портфелем за плечами нужно пробраться в школу. Насколько это простая и безопасная задача? Чтобы ответить на данный вопрос, корреспондент Onliner.by отправился в рейд с ГАИ. Прихватили и эвакуатор. Как оказалось, не зря.

Сентябрь, кажется, добавил нервозности в городе. Машин на дорогах, судя по утренним и вечерним заторам, стало больше. Отпускники вернулись с морей, дети пошли в школу. Погода еще не испортилась: сделав уроки, малышня отправляется во двор, где непременно нужно бегать, прыгать, в общем снимать стресс после учебного дня.

У ГАИ будни стали напряженнее: рейды, парковки, переходы. «С раннего утра инспекторы обеспечивают безопасность дорожного движения, особое внимание уделяют соблюдению правил остановки и стоянки. Такой контроль Госавтоинспекции направлен прежде всего на родителей, которые привозят детей в школу и оставляют свои автомобили в неположенных местах, а также водителей, не пропускающих детей, идущих через дорогу, и нарушающих скоростной режим вблизи школ», — рассказала нам пресс-секретарь ГАИ Первомайского района Екатерина Журимская.

Улица Городецкая в микрорайоне Уручье. Автомобили припаркованы вдоль проезжей части. По одну сторону — школа, по другую — тоже школа. Рядом детские сады. И своего-то жилья в Уручье немало (дворы заставлены припаркованными автомобилями), однако детей сюда привозят и из окрестных районов: с 9-го километра, из пригородных поселков Жуков Луг, Королев Стан и так далее.

Как два мостика, с одной стороны на другую через проезжую часть перекинуты пешеходные «зебры». Переходы не регулируются, перед ними установлены искусственные неровности, которые так злят многих автовладельцев. При появлении сотрудников ГАИ каждый водитель, понятное дело, дисциплинированно останавливается и пропускает пешеходов.

Но нашлись те, кто оставил свои машины в опасной близости от пешеходного перехода, то есть на расстоянии менее 15 метров. И дело здесь не в придирках: эти автомобили действительно осложняют обзор и пешеходам, и водителям. Иначе говоря, если ребенок выйдет на проезжую часть из-за припаркованной машины, автомобилист сможет увидеть его только в последний момент. Это огромный риск, поэтому ГАИ немедленно составляет протокол и приступает к эвакуации.

Первой эвакуатор грузит припаркованную не по правилам Peugeot. Красивый номер со «счастливым» сочетанием цифр сегодня владельцу этого автомобиля явно не помог. Инспектор осматривает и фотографирует машину со всех сторон. Если на транспортном средстве есть какие-либо повреждения, они должны быть соответствующим образом задокументированы. Вызываются понятые, которые, оставляя подписи, подтверждают, что автомобиль припаркован с нарушением ПДД.

Машина погружена на эвакуатор. Забирать ее владелец будет со стоянки по адресу пр. Независимости, 161. Ко всему прочему, ему придется уплатить штраф: либо одну базовую величину (180 тыс. рублей), если данное нарушение допущено впервые за год, либо две, если аналогичное нарушение уже было.

Все понимают, что проблема с парковками в «спальном» Уручье объективно существует. Как, впрочем, практически по всему городу. Мы пообщались с местными водителями, которые рассказали, что оставлять автомобиль иной раз приходится далеко от дома. «Вечером приехал — все занято. И что делать? Поехал искать по району. Кто-то на парковках возле гипермаркетов ставит — их в округе несколько. Есть те, кто платит за место на охраняемой стоянке. Но до нее — пару остановок на общественном транспорте, а потом еще пешком немало пройти. Это неудобно, если машина нужна каждый день», — говорят люди.

И несколько лукавят. Стоянка имеется и в 5-минутной доступности. А там все еще есть свободные места. Правда, за место нужно платить — 360 тысяч в месяц. А это 4,3 миллиона в год. За эти деньги можно купить отечественную стиральную машину. Еще и на утюг останется.

Понять водителей можно. Однако речь идет о дорожной безопасности, поэтому понятия удобства и экономии отходят на второй план. Вновь возвращается эвакуатор.

На этот раз грузим Volvo XC90. Внедорожник точно так же припаркован на расстоянии нескольких метров от «зебры» вместо положенных пятнадцати. Машина немаленькая, из-за нее и взрослого человека можно не увидеть, не то что ребенка.

«Очень часто бывает, что забираем автомобиль с перехода, отвозим на штрафстоянку, возвращаемся, а на этом месте уже стоит другой. Начинаем грузить — прибегает возмущенный родитель. Говорит, на минуточку оставил, ребенка в школу отводил. А у других что, детей нет? Почему кто-то должен рисковать из-за того, что другой поставил машину как ему удобно», — замечают инспекторы.

Мимо нас проходит какая-то женщина, смотрит на эвакуатор. «Правильно-правильно! — кивает она. — И с другого перехода их поубирайте, а то совсем обнаглели, не пройти». В ГАИ рассказали, что реакция у людей бывает разная. Есть те, кто понимает, что за нарушение нужно нести ответственность. Однако находятся и желающие поспорить. «Бывает, человек просто мимо идет, никакого отношения к машине, которую эвакуируют, не имеет, а все равно начинает ругаться. Для него все вокруг виноваты: что места во дворе нет, что идти далеко, что штрафы нужно платить. Но правила одинаковы для каждого и всем известны. Приобретая автомобиль, людям стоит заранее подумать, где его парковать», — добавили инспекторы.

Опытному эвакуаторщику на погрузку автомобиля нужно минут пять. Зацепить колеса, поднять, погрузить и закрепить — всего делов. За это время составляется протокол. Если приходит владелец — машину возвращают. Но заплатить штраф ему все равно придется. В нашем случае никто не пришел, не было и номера телефона под стеклом. А значит, автомобиль отправляется на штрафстоянку.

«Улица Городецкая в этом отношении является одной из самых проблемных в Первомайском районе. Очень часто здесь с самого утра дежурит инспектор, приезжает эвакуатор. Проблему вы и сами видите. Мы постоянно обращаемся к родителям, которые подвозят своих детей в школу: ну не поленитесь, оставьте машину на соседней улице — на Ложинской, на Острошицкой, — пройдите с ребенком эти 200—300 метров. Но нет — кому-то нужно подъехать прямо ко входу. Открой ворота — так будут въезжать на крыльцо школы. А пока — ставят на переходах, в проездах, на зеленой зоне», — рассказал начальник ГАИ Первомайского района Вячеслав Гаврош.

По его словам, есть немало тех, кто живет в домах по соседству, но детей в школу привозит на машинах. Кто-то, вероятно, не любит ходить пешком. Другие, сами отправляясь на работу, отвозят детей просто по дороге. Такое количество желающих припарковаться узкая улица вместить не в состоянии.

Эвакуатор продолжает работу, а мы отправляемся в ближайшую школу. Сегодня ученики младших классов поприсутствуют на необычном уроке с необычным учителем: Вячеслав Михайлович проверит у них знание правил дорожного движения.

Вот что любопытно: дети-то ПДД знают! По крайней мере, ту часть, которую должны знать. Спроси их, как правильно переходить дорогу, куда смотреть, — на всё ответят. И руку тянут, и с мест вскакивают, и от зубов отскакивает. Им известны многие дорожные знаки, они понимают, что машина, стоящая поблизости от пешеходного перехода, — это плохо, и даже могут ответить почему.

Мы даже были шокированы таким рвением. А удивляться нечему: и ГАИ, и учителя в школе много говорят о правилах дорожного движения. Проводятся специальные занятия, есть даже специальный уголок, посвященный этим вопросам. Самые активные дети участвуют в смотрах-конкурсах юных инспекторов дорожного движения.

Но ведь откуда-то берутся водительские истории о том, как ребенок чуть не сиганул под колеса. Кто-то же присылает нам видео с регистраторов с подобными ситуациями. Неужели все это какие-то другие дети?

Да дети те же. И не их вина, что вызубренные знания не являются гарантом того, что на дороге они будут вести себя согласно правилам. Это все теория, как теорема Пифагора, о которой в обычной жизни и не вспомнишь. А практика — она на дорогах, где такие же люди, на которых смотришь и поведение которых волей-неволей копируешь. Каждый день можно увидеть, как мамы перебегают дорогу вместе с детьми в неположенном месте. Мамы торопятся, у мам много разных дел. Но ребенок запомнит именно это и будет вести себя как мама. В школе будет правильно отвечать на вопросы инспектора, однако дорогу перейдет там же, где переходил с мамой.

Мы спрашивали у таких мам в ходе и этого, и других таких же рейдов: что же вы делаете? «Так он же со мной, я держу его за руку! Что может случиться?» — недоумевали они. Да все что угодно. И может случиться, и случается. В каждом ДТП с участием ребенка виноват в первую очередь взрослый, это подтвердит любой сотрудник ГАИ.

Директор школы в разговоре с нами отмечала: «Постоянно говорим родителям — прежде всего учите детей на собственном примере. Проговаривайте им все пошагово, превратите это в игру. Подошли к переходу и вместе с ним повторили: посмотрели налево, посмотрели направо. Переходим дорогу. Это нужно делать раз за разом, чтобы довести такое поведение до автоматизма». Правильные слова, но многие ли к ним прислушиваются?

Ситуация такова, что дети ПДД знают, но некоторые, вслед за своими родителями, их не соблюдают. Так может быть, пора отправить в школу взрослых?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by