Дороги Хорватии: почему водители привыкли к неспешности и зачем подкладывать камни под колеса?

Источник: Родион Мирский. Фото: Мария Ледовская
32 672
18 октября 2015 в 8:00

На побережье Адриатического моря, с другой стороны от Италии, расположилась Хорватия, не сильно раскрученная отечественными турфирмами. Но, по словам нашей читательницы Марии, поездка в эту страну оказалась весьма впечатляющей, ничем не уступающей путешествиям по горам Апеннинского полуострова. В качестве автомобиля семья минчан выбрала Kia Cee’d. Как оказалось, клиренса машины порой не хватало, чтобы без характерного скрежета преодолевать многочисленные уклоны и перепады местных дорог. О специфике страны с точки зрения дорожного движения — в монологе автопутешественницы.

* * *

В машину поместились двое взрослых, двое детей, несколько сумок и чемоданов, парочка мелочей: надувная лодка с веслами, навес, двуспальный надувной матрас и, конечно, утюг. От Минска до побережья моря проехали 1750 километров. Если не отрываться от руля, этот путь занимает 20 часов. Мы доехали за четыре дня, с остановками. Двигались по четыре часа в день — на мой взгляд, оптимальный, не напрягающий ни меня, ни детей график.

Как только оказались на территории Хорватии, сразу обратили внимание на высокую дисциплинированность местных водителей. У них не принято моргать «аварийкой» в знак благодарности. Потому как уступать, пропускать и не обращать внимания на чужие ошибки — это для них само собой разумеющееся. Там много узких горных дорог: с одной стороны скала, с другой — обрыв. Такие трассы не прощают дорожных споров между водителями. Возможно, именно поэтому там обходится без конфликтов — по крайней мере, залатанных отбойников мы не видели. Следы от стекла и пластика, оставшиеся после ДТП, заметили лишь однажды — на кольцевом перекрестке маленького городка. С агрессивным поведением автомобилистов мы вообще не сталкивались: никто не подрезал, резко не обгонял, не опережал неопытных соседей по потоку. В принципе, там едут быстро. Не прижимаясь, держат дистанцию, ожидая возможности обогнать. Там считается нормальным не уметь ездить быстро по горным дорогам.

Интересно, что там практически нет новых машин. У нас на дорогах хватает бюджетных Kia и Renault, недавно сошедших с конвейера. В Хорватии автомобили постарше, предыдущего поколения. Причем премиум-класса вообще не видно. Нам повстречалось множество «Нив»: на них рассекают местные, живущие на возвышениях. Также невероятно популярны дома на колесах (много туристов из Германии). Кемперов просто не счесть. А у них не получается ездить быстро. Потому создается ощущение весьма размеренного движения.

Магистрали мало чем отличаются от других европейских трасс международного сообщения: отличное покрытие, разметка, отсутствие переходов в один уровень, отбойники и обочины. Все дороги двухполосные — по одному ряду в каждом направлении. Посередине только разметка, обходятся без ограждения. Максимальная разрешенная скорость — 130 км/ч.

Трассы, вырубленные в скалах, запомнились сильным боковым ветром. Он спускается с вершин и образует настоящий вихрь. Открыла однажды на стоянке дверь — все бумаги из салона разлетелись в разные стороны. Маленьким автомобилям ветер не страшен, а вот большие машины кемперов на серпантине покачивало в разные стороны — страшно было смотреть.

Есть платные трассы. Таковыми они являются для всех водителей — как иностранцев, так и жителей страны. Как мне кажется, система построена очень удобно. Не надо искать пункты выдачи устройств или виньеток, проезжать через рамки и камеры. Просто на каждом въезде на платный участок стоит шлагбаум. Он поднимается одновременно с регистрацией машины в системе. Платишь за количество пройденных километров на выезде с магистрали. Мы проезжали во время дорожного ремонта, поэтому платить не пришлось. За движение через туннель приходится рассчитываться отдельно. Платные дороги продублированы трассами, находящимися в не столь хорошем состоянии. Оплатить можно с помощью наличных или по карте, есть возможность положить какую-то сумму на устройство, похожее на выдаваемые у нас в системе BelToll. Последним чаще пользуются местные либо туристы, заранее распланировавшие маршрут. Так можно избежать пробок в пунктах оплаты. Когда мы ехали мимо таблицы с дорожной информацией (там предусмотрены специальные табло), обратила внимание, что очередь вытянулась на четыре километра. Наверное, произошел какой-то сбой.

К слову, насчет информации. Не знакома с физической стороной работы радиоволн, но была сильно поражена, когда песню, проигрываемую с флешки, прервал неизвестный женский голос. Диктор на трех языках сообщила что-то о ситуации на дорогах. Видимо, каким-то образом она перекрывает проигрывание треков на магнитоле.

Пару слов про ремонт дорог. Знак, предупреждающий о работах, немного отличается от нашего — на силуэте виднеются шапочка, штанишки и ботиночки. А если серьезно, то участок ограждают машины со световыми указателями, знаками, световой сигнализацией. Не заметить их сложно, каким бы ни был поток. Поразило, что перед этими автомобилями устанавливают баки, заполненные водой, — чтобы смягчить удар в случае ДТП.

Главные отличия — на местных дорогах. Они не широкие, у них, как правило, нет обочин и, что особенно обидно в горах, рядом с ними не хватает мест для отдыха, смотровых площадок. Там, где у нас «стульчик под елочкой», — у них заправки. Просто постоять негде, красивые виды часто приходилось фотографировать из окна машины.

В отдаленных уголках дороги выглядят весьма аутентично. Гравиек там нет. Они больше похожи на бетонку — потрескавшуюся, разбитую. Даже самый мелкий подъезд к захудалому хутору на отшибе будет закатан бетоном. Понятий «проселочная» или «лесная дорога» там не существует. Две машины на таких дорожках разъезжаются с трудом. Там, где совсем узко, предусмотрены «карманы»: один водитель заезжает в него и пропускает встречный поток. Двигаться по ним не очень комфортно, но на фоне скал и камней они смотрятся весьма гармонично.

Съезды в Хорватии очень крутые. Машины с чуть более длинной базой будут просто садиться на брюхо. Лимузинов мы не видели — это точно. Однажды и мы, заползая на склон, уткнулись бампером. Заезжать на них на одном сцеплении с газом не удавалось, постоянно шел в ход стояночный тормоз.

Из-за крутых уклонов у местных водителей есть интересная парковочная привычка. Можно поставить машину на передачу, затянуть ручник, но нельзя уйти, не оставив под колесом какой-нибудь булыжник для упора. Мы этим тоже заразились.

Парковки (не у домов, конечно) в основном платные. В курортных городах оплата производится через паркоматы. Ночью во многих крупных мегаполисах плата за стоянку не взимается, но на курортах Хорватии это правило не действует. В деревнях об этом источнике доходов не слышали.

Очень понравилось наличие на парковках у супермаркетов выделенных мест для семей. Они немного шире обычных, расположены не просто близко, а таким образом, чтобы в магазин можно было попасть не пересекая проезжую часть. Мне, как маме двоих детей, в родном Минске таких мест не хватает.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.