Камчатка (Россия): как выживает сильно автомобилизированный регион там, где нет дорог?

Источник: Родион Мирский. Фото: Ирина Партыка, Марина Родионова, Евгения Долганова, Алексей Юрков, Наталья Широкова, Наталья Чернявская
25 октября 2015 в 8:00

На Камчатке отсутствуют привычные нам понятия «дорога» или «трасса». Отличное место, чтобы познать суть понятия «бездорожье». Наш читатель Игорь отправился в автомобильно-пешее приключение по полуострову и узнал его с обеих сторон. По словам Игоря, слухи о медведях на дорогах, о запрете на проезд мимо сломавшейся машины и о снеге, заваливающем авто по крышу, нисколько не преувеличены.

* * *

По дороге из аэропорта до столицы региона мы успели поболтать на автомобильную тему с водителем такси-внедорожника. По его словам, столица края с населением примерно 200 тысяч человек очень автомобилизирована. Статистика говорит, что у каждого второго жителя есть машина. В основном это марки японского производства с правосторонним размещением руля. Кроме того, основная масса из них — это полноприводные внедорожники. Чаще других встречаются Toyota. Машины стоят примерно столько же, сколько и у нас. Только в соотношении с местными зарплатами авто обходится дешевле: люди здесь зарабатывают немало.

Дороги в центре Петропавловска-Камчатского в целом неплохие, но в направлении поселков или мест отдыха (вулканы, океан, горячие источники) дорога будет гравийной. Причем «гравийка» начинается в самой столице края, в микрорайонах. Однажды мы заблудились в спальном районе, навигатор просто растерялся, не мог определить наше местоположение. Таксист же умело наворачивал круги по колдобинам и ямам. Было видно, что ситуация его нисколько не удивила.

По городу все ездят быстро, скоростной режим не соблюдает никто. В то же время, как мне показалось, водители не создают нервных ситуаций. Поток здесь плотнее, чем в Минске: машин же больше. Однако двигаются все без лишних перестроений, в «шашечки» не играют. Особенность — включают «поворотники» только на секунду. То есть «моргнут» — и сразу перестраиваются, не ожидая реакции соседей по трафику. Мы видели несколько последствий аварий, все из них — боковые столкновения. Камеры скорости здесь встречаются, но водители знают места их расположения и гоняют от одного устройства до другого. Встречается и ГИБДД. А однажды подвозивший нас таксист показал в кустах гражданскую машину, рядом с которой стояла тренога с камерой. Сказал, мол, за 1500 российских рублей в сутки простые люди подрабатывают на контроле скорости.

К туристическим местам в лучшем случае ведет дорога, покрытие которой представляет собой щебенку или гравий. К санаториям, базам отдыха, горнолыжным курортам ведут именно такие. Осенью и весной они «раскисают» и превращаются в болото. Но асфальтовое или бетонное покрытие все равно не укладывают. Возможно, из-за особенностей климата, вытерпеть который сможет далеко не каждое покрытие. А может быть, из-за финансовых вопросов.

Ну а в худшем случае дороги не будет совсем. Местные называют это дорогами «за нулем». Видно, что когда-то, неизвестно сколько лет назад, в этом месте разбросали камни, выкорчевали деревья, а потом землю укатал грейдер. Вот и все. Никто за этими участками не следит, обстановку не контролирует. По ним невозможно ехать быстрее 40 км/ч. Причем водители используют пониженную передачу, чтобы авто было более тяговитым. Двигатель ревет, зато машина слушается.

Зимой уровень снега здесь настолько высок, что автомобили за ночь засыпает по крышу. Поэтому внедорожник здесь не роскошь, а средство передвижения, а порой и выживания. Нам рассказывали реальную историю, как однажды из двора смог выехать только один автомобиль — усиленный багги. Бороться со снегом тут бесполезно. Дорожники убирают магистрали, но на прилегающие территории не заезжают. Естественно, дворники освободить машинам путь не могут, прокапывают только дорожку для пешеходов. А те уже, как по окопам, добираются до остановок общественного транспорта. Стоит ли говорить, что обязательным инструментом каждого местного автомобилиста является лопата?

Одной из наших остановок стал пляж Тихого океана. Из-за вулканической активности побережье оказалось полностью покрыто вязким черным песком. Мы пробовали проехать по нему, но неудачно: микроавтобусы SsangYong безнадежно увязли. В тот раз справились силами пассажиров.

Оказавшись наедине с природой, мы спрашивали водителя: а что если выбраться самостоятельно никак не удается? Забегая вперед, скажу: в такой ситуации мы и оказались через пару дней. По словам жителя Камчатки, разговоры о преследовании со стороны милиции тех, кто не остановился помочь застрявшему в этих краях автомобилисту, недалеки от истины. В законах это не прописано, то есть проехавшему мимо человеку не вменяют оставление в опасности. Однако совершившему такой поступок лучше будет как минимум переехать в другой город. Потому что зимой застрять на бездорожье в Камчатке равносильно гибели, а не помочь — значит фактически обречь на смерть. Потому ответом на наш вопрос было легкое удивление: «Кто-нибудь остановится, — говорил инструктор. — По-другому не может быть. Если честно, я просто не могу представить себе, чтобы кто-то проехал мимо стоящей машины с поднятым капотом. Это тундра, здесь другие законы».

Стоит рассказать, как с этими законами довелось познакомиться нам, белорусам, во время экскурсии на два удаленных вулкана — Мутновский и Горелый. Туда нас доставлял переоборудованный для перевозки людей «Урал». А однажды грузовик провалился под талый снег метра на полтора. Наш водитель только начал спасательные работы, а уже подъехала другая точно такая же машина с лебедкой. Подцепили трос, и вскоре наш «Урал» вновь продолжил путешествие. Действительно, выручать на дорогах Камчатки принято.

Говоря о местных людях, первое, что приходит на ум, — их бесстрашие. Например, перед восхождением на гору местный гид достал бензопилу и стал размахивать ею — так он разгонял медведей (просто звери боятся громкого шума). В лесах свежие следы медведей повсюду. Тут уже привыкли к тому, что они появляются на пути автомобилей. Нас инструктировали: «Запомните: это их территория, люди находятся в гостях у медведей, никак не наоборот. Они сыты, им хватает рыбы из водоемов. На людей они не нападают. Но ни в коем случае нельзя давать им еду: привыкают с первого раза и потом начинают искать жилища людей, считают, что у нас есть что-то вкусненькое». Видео с регистраторов, главную роль в которых играют медведи, на Западе смотрят с выпученными глазами. Местные жители подобные сюжеты видят сами.


Прекрасные места, которые невозможно потом забыть, находятся в практически недоступных уголках Камчатки. Можно поехать и на внедорожнике, но именно пеший поход дает сильные эмоции. Действительно, края здесь дикие, но безумно красивые. В каком-то смысле даже хорошо, что тут нет дорог. Ведь именно вдалеке от цивилизации можно почувствовать мощь природы, ее превосходство над человеком.

Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by