Узбекистан: КПП через каждые 50 километров и ДПС, берущая деньги, «если даешь от души»

Источник: Родион Мирский
15 ноября 2015 в 8:00

В Ташкенте не только жарко, там еще странно, местами дико и в то же время дружелюбно. Такие впечатления остались от поездки в Узбекистан у минчан Евгении и Сергея, которые вместе с сыном отправились туда на Audi A6. По их словам, страна полна интересных мест, необычных дворцов и удивительных традиций, которые коснулись и дорожного движения. Например, водители выезжают на перекресток как получится, а уже потом, не выходя из машин, начинают обсуждать, кто должен проехать первым. О том, к чему стоит готовиться автотуристам в этой стране, в монологе путешественников.


Узбекистан — государство довольно закрытое. Сказывается близость Афганистана, других стран с нестабильной ситуацией. Потому прямо на границе нас ждали неприятные сюрпризы. Мы знали, что досмотр тут довольно жесткий. На пункте пропуска практически не было машин, но мы проходили контроль полдня. Пассажиров отправили пешком пересекать границу, а у водителя была отдельная программа. Из машины достали все вещи, перебрали их, запустили в салон собаку. Пес обнюхивал кресла, бардачки, багажник, наверное, полчаса. После этого Audi «просветили» на рентген-аппарате. Декларировать пришлось все: деньги до копейки, драгоценности, технику. Нас попросили показать информацию на телефонах, ноутбуках, фотоаппаратах, CD и флешках (некоторые музыкальные группы в Узбекистане под запретом). Все это проходило под пристальным взглядом военных в полной амуниции с автоматами.


Наконец досмотр с пристрастием закончился — мы въехали в Узбекистан, но через 10 километров нам пришлось опять остановиться на укрепленном КПП с доброжелательными, но вооруженными людьми. Вновь пришлось доставать все сумки, проезжать через рентген. Такие контрольно-пропускные пункты встречаются примерно через каждые 50 километров основных трасс.


Один из моментов запомнился особо: машину со всех сторон обступила группа мужчин — не меньше 10 узбеков. Сергей заблокировал двери — они не расходились. Как оказалось позже, они просто рассматривали черную Audi A6 — никогда не видели. Таких машин в Узбекистане почти нет. В основном там ездят на автомобилях местной сборки: Daewoo Nexia и Matiz, а также Chevrolet Cobalt и Captiva. Можно насчитать марок 10 в общей сложности. Эти модели составляют примерно 80% узбекского автопарка. Из-за жаркой погоды все машины белого цвета (черное покрытие нашей Audi в итоге потрескалось в одном месте). Сочетание двух этих факторов необычно смотрится в потоке, стоящем на светофоре.


В Узбекистане встречается много машин на газу. Просто там большая проблема с топливом. Е-80 можно найти на АЗС только в первой половине дня. Запомнился случай, когда немало времени простояли в очереди, и прямо перед носом топливо закончилось. «На сегодня все», — развели руками сотрудники заправки. Сергей объехал полгорода, прежде чем нашел станцию, на которой продавали 90-й бензин. Водитель разумно захватил в дорогу добавку для топлива, увеличивающую октановое число. Правда, скушав два бака местного бензина, Audi начала заметно «кашлять».


Перекрестки в узбекских городах проезжают с, так сказать, национальным колоритом. Например, поворачивающие налево останавливаются на крайней левой полосе «встречки». Если едущий навстречу водитель не хочет его пропускать, он должен посигналить. Тут, как и в некоторых других восточных странах, любой маневр обозначают звуком клаксона, а «поворотниками» почти никто не пользуется.


Еще одна интересная особенность — водители постоянно разговаривают друг с другом. Из-за жары форточки у всех открыты, и они обмениваются приветствиями на дороге. Особенно это заметно на перекрестках. На пересечение выезжают все: поворачивающие и едущие прямо — логично, что проехать одновременно не успевают. Естественно, образуется затор. Все смотрят друг на друга и не выходя из салона через форточки начинают обсуждать: «Ты давай туда, а я сюда, а этот тогда повернет, и станет свободно». Потом обычно находится главный «регулировщик», который и разруливает пробку. При этом перекрикивания лишены всяческой агрессии — у них это норма. Из-за таких вот заторов местные автомобилисты особо не гоняют, ведь на следующем перекрестке опять будет разбор полетов. Что редко для исламских стран, в Узбекистане за рулем встречаются женщины.


То, что у нас принято называть дорожным хамством, в Узбекистане традиционное поведение на дороге. Моргать фарами, сигналить, подразумевая «уступи», — заурядное действие. Но спокойствие местных водителей имеет и обратную сторону. Например, там могут спокойно выехать на полосу встречного движения, даже на серпантинах со «слепыми» поворотами. На нашем пути встретилось несколько аварий — все лоб в лоб.


Состояние дорог — на троечку. Можно проехать не один десяток километров, а потом упереться в «кратеры» 20 сантиметров в глубину. Мне показалось, что ремонтники выезжают на дорогу в том случае, когда она становится слишком опасной. Нередко можно увидеть стада овец, которых погонщик ведет прямо по междугородней трассе.

Пешеходы в городах и за их пределами переходят дорогу там, где им хочется. Восьмиполосные проспекты не исключение. Люди идут не только поперек дороги, но и вдоль нее — по разделительной линии. Часто вплотную к машинам, будто прижимаясь. У нас, если человек подошел к нерегулируемой «зебре» и остановился, поток машин притормаживает, пропускает. Там водители воспринимают ситуацию иначе: «раз стоишь — стой, когда пойдешь — будем думать».


За время путешествия мы не видели ни одного автобуса или другого общественного транспорта. Там сильно развит подвоз. Каждый водитель в любой момент готов стать таксистом. Сами машины такси (желтого цвета) есть, но их роль зачастую выполняют простые автолюбители. Люди просто становятся у края проезжей части и голосуют — обязательно кто-нибудь остановится.


Повстречались нам и сотрудники ДПС. Местные, наверное, уже привыкли, но для нас это было в диковинку. Жена случайно выложила страховку на авто из книжки с документами — оставила в номере гостиницы. Нас остановили сотрудники, стали угрожать большими штрафами, протоколами, штрафстоянкой. Потом состоялся примерно такой диалог:

— Пил за рулем?

— Сегодня не пил.

— Ага, то есть вчера принимал… По нашим законам нельзя управлять автомобилем еще спустя три дня после употребления спиртного.

— Что-то сомневаюсь. Если у вас есть подозрения, я не против пройти освидетельствование. В себе уверен.

— Чего куда-то ездить? Давай на месте все решим. Если от души дашь пару денег, будет все хорошо. А если не от души — то лучше штраф заплатишь.

Отдав «душевную» сумму, эквивалентную 10 долларам, мы продолжили свой путь.


Через пару дней мы столкнулись с еще более возмущающим вымогательством на казахской границе. Но Казахстан — другая страна, это уже другая история.


Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Читайте также: