Лапландия: здесь бесполезно убирать дороги от снега, полицейские верят на слово, а многие пути ведут к Йоулупукки

Источник: Родион Мирский
27 декабря 2015 в 8:00

В эти предновогодние дни многие недовольны погодой: зима должна быть снежной. Январь на носу, а на улице ни снежинки. «Примерно такой же была погода и в 2014-м, но детям очень хотелось сугробов, — вспоминают супруги Алексей и Диана. — Поэтому после окончания последнего рабочего дня в году мы быстренько собрались и на нашем Toyota Land Cruiser отправились в заснеженную Финляндию, к Северному полярному кругу, в гости к Йоулупукки, финскому Деду Морозу». О приключениях на скандинавских дорогах, нордических автомобилистах и по-настоящему новогоднем настроении — в рассказе минчан.






— Мы выехали 29 декабря в 17:00, проехали через Литву, Латвию, Эстонию, в Таллине погрузились на паром и переплыли Финский залив. К тому моменту за плечами было 800 километров пути. В Хельсинки сверились с картой. Оказалось, впереди еще 820 км. Забегая вперед, скажем, что добрались до места 30-го к 19:00. Но ничего не поделаешь — детям уже пообещали много снега. Его на нашем пути было предостаточно. Когда во время остановок отходили в сторону от проезжей части, видели высоту сугробов — не меньше полуметра. Сами дороги были расчищены, однако своеобразно. Финские дорожники не ставят целью убрать весь снег, они снимают только верхний рыхлый слой, оголяя лед. Температура там низкая, потому он не тает и ехать по такому покрытию вполне комфортно. Никакой соли, смесей, песок там на трассах не используют.




Туристы могут увидеть необычные столбики на обочинах — это термометры, которые показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, местные водители сами снижают скорость: они знают, что в этих условиях возможно образование «черного льда» — тонкой корки, в которую превращается влага, конденсируясь на холодной дороге. Машина, попав на полосу «черного льда», мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели, его причиной может стать и ледяной дождь. А соль в северных регионах нет смысла сыпать на снег, так как максимально низкая температура плавления льда, смешанного с поваренной солью, около –20°. Потому дорожникам остается лишь убирать свежевыпавшие осадки и делать поверхность максимально шероховатой, чтобы шинам было за что цепляться, иногда применяют гранитную крошку. А температура на пути Алексея и Дианы падала на несколько градусов буквально через каждые пару километров.




— Одна из неприятностей — постоянные снежные вихри, вылетавшие из-под машин, ехавших впереди. Ужасная нагрузка на глаза. Наш путь пролегал по двухполоске. Обгонять было довольно рискованно, на разделительной полосе лежал сплошной сугроб. А едут все с максимально разрешенной скоростью: ни больше ни меньше. Никто не уступит, не пропустит. Потому как обогнать — значит нарушить и превысить скорость. А они так не то чтобы не поступают — лучше сказать, вообще не понимают. Скорость на трассах от 80 до 130 км/ч. Вокруг — один лес, полицейских нет, соблюдение правил контролируют камеры. Они не висят где-то высоко на столбах, а установлены на уровне человеческого роста, направлены в основном навстречу машинам. Почему не «бьют» в задние номера, хорошо видно по фото.





Зимой в Финляндии действуют особые скоростные ограничения. Максимально допустимая скорость на трассе — 80 км/ч, на скоростной магистрали — 100 км/ч. По оценкам агентства по транспорту Финляндии, зимние ограничения ежегодно спасают 14 жизней. В стране проводят специальные курсы, на которых водители изучают особенности зимнего вождения. Четыре основные формулы: всегда старайтесь предусмотреть развитие ситуации, сбавляйте скорость до въезда в поворот, не предпринимайте резких движений рулем, газом, тормозом, не совершайте непродуманных обгонов.





— На большинстве финских автомобилей установлены шины с шипами или навешаны цепи. Это требование закреплено законом (обязательно с 1 декабря по 29 февраля, допускается до конца марта, но не позже). И то, и другое можно купить на каждой заправке. Правда, очень важно АЗС не прозевать. Около Хельсинки они встречаются примерно раз в 50 километров, а дальше — раз в 100. На каждой станции есть мойка и СТО. В отдаленных краях нам повстречалась заправка самообслуживания, то есть вообще без персонала. Приехал, заправился, оплатил картой и покатил дальше. Фактически система построена на доверии и опять же неукоснительном соблюдении законов. Но думаем, где-нибудь на территории на всякий случай была спрятана камера. Продается только 95-й и 98-й бензин и арктический дизель. Чем дальше от столицы, тем топливо дороже. В Хельсинки литр стоил 1,35 евро, ближе к резиденции финского Деда Мороза — 1,44 евро. Мы заправлялись 98-м и заметили, как уменьшился расход: обычно с родным бензином уходило по 17 литров на сотню, а с финским — 12—13. В городах, даже небольших, встречались и электрозаправки. Несмотря на холода, там нередко встречаются электромобили. Несколько моделей с электродвигателем видели на ферме северных оленей — уже за полярным кругом.




— Сами финны ездят в основном на немецких машинах, очень много Volkswagen в кузове универсал, внедорожников. Чтобы быть заметными на фоне снега, чаще покупают модели темного цвета. Основная масса — авто не старше 5 лет. Сложилось впечатление, что все местные — фанаты лыж. На крышах легковушек устанавливают специальные багажники и возят в них лыжи. На «джипах» устанавливают лебедки. Помощь среди автомобилистов там развита сильно. Мимо остановившейся за городом машины не проедет никто, обязательно притормозят и спросят, все ли в порядке. Понятное дело, на морозе в –33 долго без тепла не протянешь. Видели интересный «наворот» на прокатной машине. Перед тем как повернуть ключ для зажигания, водителю нужно было разблокировать замок — дыхнуть в алкотестер, предусмотренный в самой машине. Примечательно, что этого самого водителя мы видели 5 минут ранее в баре с бокалом пива. Очевидно, разрешенный порог промилле там выше наших 0,3. Также автовладельцы навешивают «кенгурятники», а на них — дополнительную светотехнику. Ездить с включенными фарами — обязательное требование там. Поверьте, это оправданно. Как мы уже говорили, ездить в темноте, ловя вихри снега, — серьезная нагрузка для глаз. А световой день там ограничивается 4—5 часами: в 11 начинает светать, а в 14:30 уже темнеет. С наступлением темноты во время движения на трассе появляются абсолютно космические ощущения: есть только ты, дорога, лес и чистое небо с яркими нависающими звездами.




— Финны — страшные педанты, что на дорогах играет им только в плюс. Например, вдоль трасс можно увидеть только белый снежок, ни одного чернеющего на его фоне мусора. Периодически по пути попадались маленькие избушки, оказалось, это контейнеры для отходов. Все местные до них доезжают и не посмеют поступить иначе. Примеров педантизма — масса. Если висит знак «70», ни один человек не разгонится до «разрешенных» по нашему восприятию 79 км/ч. Признаться, под конец суточного переезда мы подустали и начали нервничать — решились на обгоны. Другие водители смотрели на нас, мягко говоря, недоумевающе. В городах пешеходы не перебегают проезжую часть, они упорно будут идти вдоль улицы, пока не набредут на переход. При этом то, что у нас называют «стукачеством», там воспринимают как гражданскую позицию. Нам рассказывали историю люди, отправившиеся к Йоулупукки на автобусе. Во время поездки кто-то встал и прошелся по салону. Через несколько минут машину остановили полицейские, стали выяснять, кто нарушил правила пассажирской перевозки, и выписали штраф. Нарушителями оказались и мы. В Европе запрещены радар-детекторы, мы свой выключили и сложили в «карман» двери. Остановивший нас полицейский заметил устройство и тут же стал выписывать штраф. По его словам, детектор запрещен в любом виде: включенном, сложенном, даже упакованном в заводской коробке. Никаких исключений. Пришлось отдать 200 евро. Сумму штрафа определили тоже весьма своеобразно: узнали, сколько зарабатывает водитель (Алексей), и по какой-то формуле рассчитали персональную выплату. Размер зарплаты не перепроверяли, поверили на слово.




Штрафы в Финляндии — тема бездонная. Для каждой выплаты есть пометка с отсылкой на доход нарушителя. Так, например, выглядит шкала сумм за превышение лимита скорости в 60 км/ч: на 15 км/ч — 85 евро (фиксированный), на 16—20 км/ч — 115 евро (фиксированный), на 25 км/ч — от 115 евро (если доход не ниже 854 евро). Другой пример: если ваш официальный доход составляет 685 евро, то за езду 85 км/ч при ограничении 60 км/ч придется заплатить минимум 84 евро, а при условии, что доход 6850 евро, сумма штрафа составит 1308 евро. За превышение скорости три раза в течение года лишают прав, откровенных лихачей арестовывают. Штраф за езду без ремня составляет 35 евро. Полицейские могут оставить квитанцию просто под дворником. За неоплату в установленный срок для финнов предусмотрено отдельное наказание, туристам же отказывают в получении визы.



Делая ставку на предновогоднее настроение, мы попросили Алексея и Диану немного отойти от автомобильной тематики и рассказать о деревне дедушки Йоулупукки.


— Резиденция на самом деле небольшая: несколько зданий, пару 3-этажных отельчиков. Но на территории мы постоянно находили чем себя занять, 8 часов пролетели незаметно. Там какая-то особая атмосфера, которая заставила даже нас, взрослых, поверить в сказку. Сам домик Йоулупукки представляет собой музей. Пока стоишь в очереди на встречу с дедушкой, можно хорошенько его разглядеть. Порадовало, что на центральном стенде с письмами из разных стран на первом плане виднелся конвертик из нашего Солигорска. Важно, что у Йоулупукки настоящая абсолютно белая борода, он очень большой дядька. И совсем добрый. Знает приветствие на всех языках. Общаться с иностранцами помогают ему гномы. На входе они же предлагают выбрать один из подарков детям, «свое» передавать нельзя. Также просят не пользоваться фотокамерами, снимки делает гном. Чуть дальше можно погладить и покормить северных оленей, покататься на повозке. Еще одно развлечение — санки, запряженные хаски. Собаки просто бешеные, ни секунды не стояли на месте. Дети были в восторге, хоть и мчали песики слишком быстро. Мы бы с удовольствием вернулись туда и в этом году, но, к сожалению, нынешний декабрь не порадовал снегом даже Финляндию. Так что советуем не сетовать на погоду, а просто радоваться приближающимся праздникам.








Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by