Сардиния (Италия): искусные нарушители правил, засилье моделей Fiat и парковка до треска бампера

Источник: Родион Мирский
28 февраля 2016 в 8:00

Наш читатель Павел уже трижды путешествовал по Италии и уверен, что это лучшая страна для отдыха. В этих краях история античности и древних цивилизаций сочетается с прекрасными видами и потрясающей природой. Конечно, есть на Апеннинском полуострове и соседних островах свои особенности автомобильной жизни, как то: парковка бампер в бампер или мудреные развязки, на которых легко пропустить нужный поворот. О том, к чему стоит готовиться автотуристу перед поездкой в Италию, — в этом материале.


Мы, как и всегда, взяли автомобиль напрокат. Не знаю, осознанно итальянцы продвигают родной Fiat или нет, но именно эту марку выгоднее всего арендовать (по сравнению с теми же «немцами»). По цене выходит дешевле, да и выбор моделей значительно больше. Фирм, оказывающих такие услуги, полно: уже в аэропорту можно растеряться от выбора. Опыт показывает, что вопросом аренды стоит озаботиться заранее, как минимум пролистать отзывы в сети. Крупные компании берут намного дороже, а мелкие могут прописать в договоре допстоимость за топливо и заблокировать на счете большую сумму страховки. В любом случае, как показывает практика, арендное авто стоит сфотографировать со всех сторон, на всякий пожарный. Европа, но мало ли что?


Мы остановили свой выбор на Fiat. Планировали ездить много, потому взяли дизельный вариант. За 7 дней заплатили 300 евро, а впоследствии накатали 800 километров по Сардинии.


По городам передвигаться сложно. Причина — огромное количество скутеристов. Новичка это может вывести из равновесия. Улочки в старых городах совсем узкие, страшно попросту застрять. А на современных трассах развязки сильно отличаются от наших, потому проезжать их стоит внимательно. В Беларуси чаще всего строят «клеверные листы». Если водитель проехал нужный поворот, он может развернуться и вернуться к нужному маршруту — пусть и потратив время на «лишние» подъемы и спуски. В Италии разворот будет предусмотрен через километров десять от эстакады. Причем, скажем, направо нельзя свернуть за 50—100 метров: съезд огорожен, а этот «забор» начинается раньше — «карман» тянется чуть ли не за километр. Если не знаешь языка — на указатели рассчитывать не приходится. Впрочем, в любом случае в чужой стране стоит заранее планировать маршрут и пользоваться навигатором. Конечно, и они не всегда надежны. Меня пару раз подводило устройство, и это была беда. Я совсем не новичок на дороге, но это не мешало периодически плутать.


В Италии большая редкость, когда за хорошую трассу не просят плату. На Сардинии много приличных трасс, и в отличие от континентальной части все они бесплатные. По этим дорогам мы разгонялись до 110 км/ч, и, что особенно радовало, они полностью изолированы от населенных пунктов.


Плата на острове взимается не столько за дороги, сколько за отдельные пляжи. У обочины могут располагаться рекламные щиты с видами райского побережья, ресторанчиков и прочей ерунды, милой сердцу туриста, только вот проезд к ним через какой-нибудь сосновый лес будет стоить евро 15. Загвоздка в том, что вся эта реклама редко соответствует действительности, и вместо белоснежного песочка с картинки вы, скорее всего, найдете лишь полузаброшенный галечный пляж без всякой инфраструктуры. К бесплатным пляжам тут ведут тайные тропы, о которых, вероятно, знают только местные, но существует много кемпингов недалеко от моря. Заплатив за место, можно беспрепятственно позагорать на их пляже или просто заглянуть туда проездом. На простые парковки кемперам нельзя заезжать — на въезде стоят ограничивающие по высоте рамки.



У второстепенных трасс нет ограждений от животных, хотя этот вопрос там весьма актуален: район преимущественно животноводческий и запросто можно встретить стада коров, овец, свиней и даже лошадей. Особенно удивляет отсутствие ограждений на дороге у национального парка, где у зверей вообще свободный доступ ко всем территориям. Мы, например, встретились с семейством диких кабанчиков.


На Сардинии очень много серпантинов — особенно не разгонишься. Путь в 40 километров занял у нас 1,5 часа. Виды там, безусловно, красивые, но особо наслаждаться ими не приходится. От обрыва защищают непонятные бетонные отбойники — замшелые и странные. Я старался ехать как можно аккуратнее и осторожнее, но местные водители чувствуют себя уверенно: понятно, они всю жизнь ездят по спиральной траектории, когда мы привыкли к прямым линиям.


В целом я заметил, что итальянцы хорошо водят: по крайней мере в резкие повороты вписываются мастерски. Заслуга это местных автошкол или учатся сами — загадка, но навыки контраварийного вождения у них на высоте. Они уверенно заезжают на круговые перекрестки и несильно притормаживают перед знаком Stop. Когда я пытался проехать пересечение по правилам (на одном участке таковых было три), мне каждый раз сигналили недовольные местные автомобилисты. Временами создается впечатление, что водители там вообще «отвязные». Так же, как у нас, многие резко перестраиваются, опережают. На улицах, заполненных наглыми скутеристами, их поведение за рулем кажется вообще агрессивным. Но это не злость к другим участникам движения, а скорее импульсивность, которая в полной мере компенсируется мастерством управления и уж точно никак не связана с необоснованным риском.


Парковались мы с осторожностью: либо на платных стоянках с широкими местами, либо поближе к деревьям, где вероятность, что нас могут поджать и втиснуться, минимальна. Проблема в так называемой контактной парковке, когда водитель, ставя машину, пододвигает «соседей». Там по поводу поцарапанных и мятых бамперов никто не переживает. Поскольку мы взяли автомобиль напрокат, эта местная «фишка» заставляла нас изрядно понервничать, не хотелось страховых неприятностей.

Если речь идет о парковке, то худшей страны в моем рейтинге путешественника пока нет. В поисках свободного места можно проехать не один квартал или долго-предолго стоять в ожидании, пока кто-нибудь не решит уехать. Когда заезжали в Рим (во время другой поездки), в центр города даже не совали носа: там даже многоуровневые подземные паркинги порой забиты под завязку. Мы оставляли авто на окраине у входа в метро и к достопримечательностям добирались исключительно на общественном транспорте. Но даже на окраинах, у метрополитена, поиск места может занимать больше часа. Забавнее всего выглядят остановки: для автобуса оставляют место в два корпуса авто. Водители без зазрения совести подпирают мусорные баки и соседей. Мы были свидетелями того, как приезжал эвакуатор и расчищал улицу, но на следующее утро картина была та же — плешка для автобуса в гряде заставленной улицы.


Ездят на Сардинии на немолодых моделях. Раритетов и суперкаров мы не видели вообще. Самая популярная марка, естественно, родная — Fiat. Намного меньше «немцев» и внедорожников, что, в общем-то, объяснимо ужасами парковки. Судя по всему, итальянцам не особенно хочется тратиться на автомобили. Хотя, в принципе, деньгами на острове не сорят: работа сезонная, завязана на туризме и люди там живут весьма практичные.


Несмотря на говорящее название острова, хоть рыбу здесь и готовят (в некоторых ресторанах даже разделывают перед посетителями), но большая часть местных — заядлые мясоеды. За традиционной кухней гоняться не стоит — невкусная: район был такой бедный, что готовили даже копыта животных. Хотя и сейчас безработица тут очень высока, а рабочие места создаются стихийно, по большей части в туристической сфере. А это накладывает свой отпечаток.


...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:



Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by