Не в первый раз на этом минском перекрестке опрокидываются автомобили. Не сами, конечно. Обычно это происходит после столкновения. В четверг, к счастью, обошлось без жертв и тяжело пострадавших: Mercedes вылетел на встречную полосу, сбил светофор и оказался на крыше, но люди остались живы и по большей части здоровы. У Юрия Краснова появилось много вопросов: зачем водитель седана перестраивался? На какой сигнал светофора ехали оба участника ДТП? Куда спешил мужчина, управлявший Renault?
— Вот сколько интересного можно найти на месте ДТП! — поднимает с земли болт Юрий Краснов. — Главное, чтобы сейчас никто не сделал такой же кульбит.
Речь не про гимнастический трюк, а про позавчерашнюю аварию на перекрестке улиц Орловской и Карастояновой. В пятницу появилось видео самого момента происшествия и стало ясно: ситуация довольно неоднозначная, а вопросы есть к обоим участникам ДТП.
Первым делом изучаем режим работы светофоров. Какой именно сигнал горел для Renault, по видеозаписи не очевидно, поэтому приходится ориентироваться по косвенным признакам. Выбираем удобную точку, откуда видны сигналы для интересующих нас направлений — по которым двигались Mercedes и Renault.
Оказалось, при загорании красного с желтым для потока по Орловской для Карастояновой включается красный. Переключение происходит одновременно. Дальше выводы делайте сами...
— Если внимательно посмотреть видео, то можно заметить, что когда загорается красный с желтым для ул. Орловской, в кадре справа появляется Renault, движущийся по ул. Карастояновой, — продолжает наш эксперт. — И судя по ролику, в этот момент он находился до стоп-линии. Обратите также внимание: машина, ехавшая в попутном направлении с «каблучком», замедляется перед светофором. Это тоже кое о чем говорит.
Юрий Краснов садится за руль автомобиля, и мы следуем по пути Renault: «Очевидно, что водитель „каблучка“ куда-то торопился. Ответственным лицам еще предстоит достоверно установить, на какой сигнал светофора ехали автомобили. Но судя по тому, что мы видели в ролике и исходя из режима работы светофора, Renault ехал не на разрешающий сигнал. А учтите также, что справа ведется стройка, обзор закрыт».
Еще одним фактором стало то, что поток был разреженный, при котором допустима относительно высокая скорость. Что могло бы заставить водителя Renault остановиться? По мнению нашего эксперта, если бы со встречной полосы поворачивал кто-то налево, то автомобилист бы не решился проскакивать. Но в тот момент никого не было — перекресток оказался полупустым. «Он решил проскочить, вероятно, думая, что со стороны ул. Нововиленской, пока автомобили начнут движение на зеленый, он успеет», — считает Юрий Краснов.
Мы попытались смоделировать аналогичную ситуацию и подъезжаем к перекрестку, когда начинает моргать зеленый. Но в последний момент Юрий Краснов тормозит, отказываясь продолжать движение прямо: «Впереди машины поворачивают налево, перекресток широкий, а для водителя Renault встречных автомобилей не было, он решил проскочить, и тут справа вылетает Mercedes. В психологии есть такое понятие — инерция действия. Если человек торопится и запланировал действие, то он пытается реализовать его до последнего. Вот почему нельзя торопиться, а нужно сохранять спокойствие».
Особенность рассматриваемой ситуации в том, что водители практически до самого последнего момента не видели друг друга. Лишь перед столкновением Renault стал резко тормозить, а Mercedes — ускоряться и уходить правее. Последнему чуть-чуть не хватило, чтобы избежать ДТП.
— На светофоре есть цифровое табло с обратным отсчетом, — теперь эксперт рассматривает ситуацию с позиции водителя Mercedes. — Когда водитель заранее знает о загорании зеленого, он может начать ускоряться и попытаться вылететь на перекресток именно в этот момент. Так, кстати, обычно поступают глупые автомобилисты. Опять-таки обращаем внимание, что поворачивающие налево (с ул. Орловской на ул. Карастояновой) перекрывают обзор.
Ко всему прочему Mercedes стал перестраиваться: сначала он двигался по среднему ряду, затем включил «поворотник» и принял левее. Снова вспоминаем про разреженность — этот маневр стал возможен благодаря тому, что поток был ненасыщенным.
— Водитель Mercedes, судя по всему, тоже куда-то торопился, а может, у него уже привычка такая, — предполагает эксперт. — В любом случае, он решил резко выехать на перекресток на загорающийся зеленый. Друзья, это очень опасно! Во-первых, заканчивать пересечение проезжей части может пешеход, который имеет по ПДД на это право. Во-вторых, автомобили тоже вправе завершить маневр, и надо позволить им безопасно повернуть налево, проехать прямо или развернуться.
В общем, риск оказался необоснованным, и произошло столкновение. Как любой аварии, этому предшествовал целый ряд факторов, и сложно сказать, что есть только одна очевидная причина.
В целом этот перекресток устроен практически идеально: хорошая разметка, светодиодные светофоры, островки безопасности, даже бордюры выполнены «в ноль». Одна проблема — широкие дороги. Второе кольцо на данном участке — это трехполосная магистраль, то есть у водителей появляется излишняя свобода маневра. Иногда автомобилисты распоряжаются этим неразумно и следуют хаотичные перестроения с последующим опережением. А итог мы видим в ролике, снятом регистратором. Для сравнения: в Берлине типичная улица — это два ряда в каждом направлении и никто никуда не спешит. То есть там в принципе минимизирована такая опасность за счет организации дорожного движения.
Кстати, на этом перекрестке опрокидываются автомобили не в первый раз. В 2010-м, например, на боку оказалась маршрутка — пострадали шесть человек. А в декабре прошлого года перевернулась Alfa Romeo. В обоих случаях опрокидыванию предшествовало столкновение.
— Если вы ездите как водитель Mercedes или Renault, то, может, не стоит торопиться? — предлагает напоследок Юрий Краснов. — Просто возьмите кусочек хлеба и покормите голубей. Ведь это птица мира. Поверьте, вы успокоитесь и начнете ездить более размеренно, умиротворенно. Кормление птиц очень успокаивает. Давайте все будем спокойны... Гули-гули-гули...
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by