Заложник камер скорости. Белорусу приходят чужие штрафы, но переоформить «свою» Honda он не может

Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев
15 марта 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Сразу несколько любопытных писем прислали наши читатели после публикации про отозванную доверенность. Из череды похожих рассказов выделяется история Антона Сложеникина из Минска. В студенческие годы он решил подзаработать — согласился на предложение перегонщика зарегистрировать на свое имя автомобиль. Уже в Беларуси выяснилось: Honda Accord находится в розыске Интерпола, машину снять с учета нельзя, де-факто ею пользуется совершенно другой человек, который постоянно превышает скорость. В итоге нашему читателю регулярно приходят «письма счастья». За три года это ему порядком надоело, но переоформить автомобиль он не может!

— В 2011-м, перед повышением таможенных пошлин, грянул автобум. Тогда я учился в Литве и искал любую возможность подзаработать, — вспоминает Антон. — Один из автогонщиков предложил зарегистрировать на мое имя автомобиль. В то время выгоднее было ввозить на одного человека одну машину в год. Согласился. В первый раз сделка прошла удачно и я заработал 100 у. е. Второй раз, через год, — аналогично. Во время третьей поездки сначала тоже все шло как по маслу. В тот раз перегоняли Honda Accord 2008 г. в. На границе ни у литовских, ни у белорусских таможенников вопросов не возникло. Оплатили пошлину, оформили на мое имя документы и поехали в Минск.

Антон Сложеникин

По словам молодого человека, проблемы начались при постановке автомобиля на учет. Во время сверки номеров инспектор заявил, что VIN-код изменен. Позже оказалось, что машина находится в розыске Интерпола — ее угнали в Германии.

— Если бы это выяснилось на границе, то пошлину в $7 тысяч мы бы не оплачивали, а вернули бы автомобиль литовскому продавцу, — объясняет минчанин. — Но дело было уже сделано. Время вспять не повернешь, и машину пришлось регистрировать. А поскольку таможенные документы оформлялись на меня, то поставили автомобиль на учет тоже на мое имя. Техпаспорт выдали, в нем — пометка «Без права снятия с учета».

Вскоре перегонщик нашел покупателя, но пришлось сильно уступить в цене — проблемную машину продали за $17 тысяч в эквиваленте. При этом был составлен предварительный договор купли-продажи, по которому Антон обязуется заключить договор купли-продажи не позднее 6 апреля 2020 года.


— Тогда я учился в Литве и бóльшую часть времени проводил за границей, — продолжает Антон. — В какой-то момент родители стали получать «письма счастья». Причем превышения были значительными, в том числе на 40 км/ч. Мама сообщила о штрафах, я связался с перегонщиком, тот — с покупателем. Словом, они обещали переписать постановления и оплатить.

Вновь «обязательства» по Honda напомнили о себе в июле 2014 года. Молодой человек во время одного из редких визитов домой ехал за рулем другого автомобиля — направлялся на Дубровенское водохранилище с друзьями. В Смолевичском районе его остановили за превышение скорости.

— Совершенно не опасаясь за последствия, я сразу признал нарушение, — вспоминает парень. — Инспектор сказал, мол, сейчас оформим протокол, надо только проверить информацию по базе. Потом он спросил, кому принадлежит Honda Accord. Я ответил, что числится на мне, но пользуется ею совершенно другой человек. Сотрудник ГАИ молча забрал права и выдал временное удостоверение.


Решение о наказании принималось по месту жительства Антона — в ГАИ Первомайского района. По словам нашего читателя, он пришел к руководителю Госавтоинспекции, объяснил ситуацию. Тот его слегка пожурил за превышение. Но когда принесли материалы дела, добродушное отношение улетучилось. Реакция была примерно такой: «Для вашего стажа слишком много нарушений. Походите полгода пешком, а права побудут у нас».

Парень принялся объяснять ситуацию, стал показывать штампы в паспорте. Когда были совершены нарушения, зарегистрированные приборами фотофиксации, он находился в Литве, то есть физически не мог превышать скорость в Беларуси.


Заметим, что даже это не освобождает его от ответственности. Когда только-только вводились камеры скорости, ГАИ обращала внимание: владелец автомобиля должен предоставить доказательства, что не он находился за рулем в момент правонарушения. Об этом сказано в статье 2.7 ПиКоАП: «Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства)». «В идеале нарушитель должен сам явиться и написать заявление», — подчеркивают инспекторы, а раз этого не произошло…

— В тот же день я узнал в ГАИ, что не оплачены пять из шести штрафов, — рассказывает Антон. — Сразу же связался с посредником. Тот снова обратился к покупателю. И выяснился интересный нюанс: за рулем ездит совершенно другой человек. Честно говоря, к тому времени я уже догадывался: что-то нечисто, ну не может человек так часто превышать на «своей» машине!

По электронной почте покупателя молодой человек вышел на сайты по сдаче автомобилей в аренду. Там же нашел объявление с «его» Honda Accord. Достаточно было оформить несколько поисковых запросов в Google.



— В ответ покупатель удивленно сказал: нет закона, запрещающего передавать автомобиль третьему лицу. Для этого даже доверенность не нужна! — передает слова «компаньона» наш читатель. — Дескать, кому хочу — тому и даю машину. А насчет штрафов, то переписать их я уже не могу, поскольку время на обжалование постановления прошло. Но покупатель автомобиля с водителем все оплатят. Кстати, они сдержали слово, и вроде бы вопрос был решен.

Нюанс в том, что повторность за превышение, зафиксированное камерами скорости, убрали. То есть опасаться лишения прав у Антона оснований нет. Единственная проблема — «послужной» список в базе ГАИ. Ну кому приятно, если на тебе будет числиться столько нарушений!

— В это время посредник и покупатель попросили оформить доверенность, — вспоминает молодой человек. — После истории со штрафами я был категорически против. В итоге документ все же оформили — якобы для того, чтобы они могли переписывать постановления на себя.


Вскоре Антон продолжил учебу в Санкт-Петербурге и переехал в Россию. По его словам, в течение 2015 года приходило несколько «писем счастья». Он сразу передавал информацию посреднику и покупателю автомобиля:

— А неделю назад я получил очередное постановление. Опять связался с «партнерами». Покупатель сказал: «А, это 90 тысяч? Оплатим». Проблема в том, что я говорил про другой штраф — в 420 тысяч, и дело там уже дошло до суда. Стало быть, есть еще одно нарушение? В общем, мне это очень надоело, и я хочу решить проблему раз и навсегда. Небольшой заработок обернулся постоянной нервотрепкой.


Молодой человек подчеркивает, что стал заложником ситуации: получает штрафы за чужие превышения, совершенные на автомобиле, за рулем которого он никогда не сидел. Как нам удалось узнать, на данной машине ПДД нарушались 23 раза. Часть нарушений зафиксирована камерами скорости, часть — инспекторами (в том числе управление без действующего водительского удостоверения). Когда автомобиль останавливали «вживую», составлялись протоколы на имя одного и того же человека, сидевшего в тот момент за рулем. Вероятно, это и есть арендатор машины.


— Покупатель нарушил условия договора, в пункте шесть которого сказано, что «имущество приобретается для личного пользования», — считает минчанин. — Если посредник и покупатель откажутся решать проблему, то планирую обратиться в суд, чтобы признать договор недействительным, а параллельно отозвать доверенность.


Чтобы решить вопрос с «письмами счастья», надо перерегистрировать автомобиль. Антон рассчитывал это сделать через три года после постановки машины на учет на его имя (срок истек совсем недавно). Но в ГАИ нам сообщили, что пометка «Без права снятия с учета» не имеет срока давности. То есть, грубо говоря, пожизненная.

Но тогда, как пояснили нам юристы, придется оплачивать стоимость автомобиля. В договоре указана сумма в $17 тысяч в эквиваленте. А машина 2008 г. в., поездившая три года по Беларуси, столько уже не стоит!



Ситуация на данный момент действительно кажется патовой. Автомобиль ни снять с учета, ни зарегистрировать на другое имя нельзя. Доверенность ничего не решает. А оставлять машину и получать чужие «письма счастья» Антон не хочет. Если он «заберет» транспортное средство, то поступит некрасиво по отношению к реальному покупателю. В то же время платить за чужой автомобиль молодой человек тоже не желает…


Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by