Один был быстр, другой — не очень. Разбор аварии возле «Петровщины»

Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев
19 марта 2016 в 8:00

Чудо, что водитель Kia стал перестраиваться ровно в том месте, а не чуть раньше. Иначе BMW запросто мог вылететь на переполненную остановку, и тогда бы пострадавших было гораздо больше. Это наше общее мнение с экспертом, анализировавшим аварию возле станции метро «Петровщина». Вчера вечером в ГАИ Московского района вызывали обоих участников ДТП. А мы выехали на место происшествия, чтобы провести свой разбор аварии, в результате которой пострадала женщина. Заодно публикуем полную версию записи видеорегистратора.

Будний день. Начало вечернего часа пик. Проспект Дзержинского. Остановка возле станции метро «Петровщина» переполнена. Все так, как было в понедельник, когда произошла авария. Разве что новый ящик с песком не успели поставить.



— Водитель Kia перестраивался из второго ряда в первый и создал помеху для движения BMW, — в этот раз в роли эксперта выступает Георгий Малашкович, около десяти лет проработавший в отделе дознания Минской ГАИ. — Чтобы установить, располагал ли последний технической возможностью избежать столкновения и наезда, надо проводить следственный эксперимент. Перед этим, правда, потребуется установить скорость BMW. Но исходя из своего опыта скажу, что вряд ли это находится в причинной связи с ДТП. Напомню, при 60 км/ч машина проезжает в секунду около 15—16 метров. На мой взгляд, когда Kia перекрыл путь для движения, у второго водителя уже не было технической возможности избежать столкновения.

Георгий Малашкович

Впрочем, за некоторое время до ДТП раздался гудок. Получается, водитель BMW успел распознать опасность и нажать на клаксон? Кроме того, колеса этого автомобиля были расположены по диагонали по отношению к линии разметки, а сама машина ехала ближе к краю проезжей части. То есть все говорит о том, что кое-какие действия водитель, двигавшийся по первому ряду, до столкновения предпринять смог.

— А потом уже чистая физика — машину выбросило за пределы проезжей части, — обращает внимание наш эксперт. — Видите, даже часть бордюрного камня повреждена.



Изначально сообщалось, что BMW врезался в ящик с песком, который отбросило на женщину. В результате та получила травмы. Но анализ видеозаписи свидетельствует об ином развитии событий: похоже, автомобиль задел женщину бампером и только потом сбил ящик. В ГАИ уточнили: «Пострадавшая, вероятно, в шоке утверждала, что получила травмы именно ящиком. Но просмотрев ролик, мы тоже обратили внимание на иные обстоятельства».

Инспекторы сообщили, что у женщины ушиб голени и черепно-мозговая травма средней степени тяжести. Госпитализация ей не понадобилась. Но у пострадавшей есть претензии к предполагаемому виновнику — она хочет потребовать возмещения морального вреда.


Георгий Малашкович не единожды расследовал аварии, связанные с выездом за пределы проезжей части. Мы спросили у него: «Могла ли женщина предотвратить такие последствия — отскочить или как-то обезопасить себя?» По мнению эксперта, никаких шансов у нее не было, если она, конечно, не профессиональная спортсменка. Это ведь ролик на YouTube можно прокрутить сто раз, просмотреть замедленный повтор, в реальности же опасность возникает внезапно и есть лишь доли секунды на то, чтобы отпрыгнуть. Обычному человеку невозможно быть к такому подготовленным.


Единственный совет находящимся на остановке — стоять в метре-полутора от края проезжей части. Хотя бы для того, чтобы подъезжающий транспорт не задел боковым зеркалом (в прошлом такие случаи инспектор отдела дознания разбирал не раз).


Теперь обратимся к водителю Kia. Автомобиль находился во втором ряду, потом включился поворотник и машина небыстро перестроилась в первую полосу. Что этому предшествовало? В свете подробного анализа — любопытный вопрос, ответ на который может рассказать о мотивах водителя.

До столкновения этот автомобиль медленно подкатывался в заторе и стоял более двадцати секунд! Из этого можно сделать вывод, что первоначально водитель не планировал двигаться по крайнему правому ряду. Почему же изменил решение? За ответом мы направились к самому перекрестку пр. Дзержинского — ул. Голубева.

Выяснилась любопытная особенность этого узла во время заторовой ситуации. В час пик перед пересечением с ул. Голубева скапливаются очереди из автомобилей во втором, третьем и четвертом рядах. Затор растягивается на несколько сотен метров. При этом по первой полосе движение почти всегда идет — машины поворачивают направо. Но не все. Некоторые водители планируют проехать прямо и замедляются. Если же кто-то едет сзади, то перестраиваются впереди очереди. Смекаете?



— Я не знаю, что у человека было в голове. Мы можем говорить лишь о том, что он проявил невнимательность, выполняя маневр перестроения, — разводит руками Георгий Малашкович. — Ему нужно было всего лишь убедиться в безопасности маневра. Ну а то, что на данном перекрестке многие объезжают очередь таким образом, это факт.

В комментариях к заметке указывали, что водитель Kia не видел в зеркало заднего вида BMW. Если принять эти слова на веру, то получается, что данная машина появилась для него внезапно. Не исключено, что BMW также перестраивался из второго ряда в первый, но несколько позади автора видео. И если этот маневр был совершен на скорости, то такой вариант развития событий вполне мог иметь место.

— У меня возникает вопрос: на каком удалении находился автомобиль BMW, когда Kia стал совершать маневр? Достоверно мы не знаем. Он мог ехать довольно длительное время или так же, как Kia, перестроиться, — соглашается Георгий Малашкович.

Эксперт сам сел за руль, чтобы повторить путь BMW по крайнему правому ряду. По этому маршруту мы проехали несколько раз, но, увы, полоса была забита автомобилями — некоторые действительно поворачивали направо, некоторые объезжали очередь. В любом случае быстро двигаться было нельзя, и мы не смогли оценить опасность движения со скоростью 60 км/ч.


На наш субъективный взгляд, в тех условиях безопасно было бы ехать 20—30 км/ч, а возможно, даже еще медленнее. Четко ПДД не ограничивают скорость в подобных условиях, но ведь иногда нужно руководствоваться и здравым смыслом. Мы же не бежим спринт в условиях ограниченного обзора, тогда почему поступаем так за рулем?

О чем все это говорит? В одно время в одном месте сошлись сразу несколько факторов: начинал скапливаться затор, при этом первый ряд оставался свободным. В результате быстрый и не очень быстрый водитель встретились в крайней правой полосе. Пострадала женщина, которая была совсем ни при чем.

Эта ситуация очень напомнила ту, что рассматривалась в прошлый раз. Широкие улицы не решают проблему заторов, они собирают много-много автомобилей, которые скапливаются перед светофорами. А излишняя свобода (в данном случае на проезжей части) провоцирует ненужные маневры: коридором воспользовались нерационально. Отдать на откуп человеческому фактору принятие таких решений — чересчур смелый ход со стороны проектировщиков.


Ну а разбор в ГАИ завершился довольно предсказуемо. Как рассказали инспекторы, водитель Kia вину не оспаривал. Составлен административный материал по части 1 статьи 18.17 КоАП «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества». По ней предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин или лишение водительских прав сроком до двух лет.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by