«Uber заявит об уходе с белорусского рынка!» — вокруг сегодняшней пресс-конференции, которую проводят представители сервиса, ходило много слухов. В среду сомнения были развеяны. Представители компании сразу же дали понять: в Минск они пришли всерьез и надолго. Только один факт: число автомобилей, работающих на Uber в Беларуси, постоянно увеличивается.
— За четыре месяца работы (UberBlack был запущен в начале ноября 2015-го) приложение получило широкую популярность, — подчеркивается в пресс-релизе. — По нашему мнению, Беларусь является одной из самых технологически продвинутых стран региона, а население очень позитивно воспринимает инновации.
Еще до начала пресс-конференции всем журналистам раздали образцы заказ-наряда на фрахтование транспортного средства для автомобильной перевозки пассажиров. Именно с этим документом связаны определенные сложности. Ранее сотрудники Транспортной инспекции во время проверок зафиксировали нарушения: некоторые водители не заключали договор фрахтования. На это представители Uber заявили, что пассажиры иногда сами отказываются подписывать документ. Однако приложение позволяет генерировать электронные квитанции, дублируя те же данные.
— Нам кажется, что Беларусь созрела для перехода от рудиментарных форм учета к более современным, — убеждены сотрудники Uber. — В нашем электронном отчете, который приходит на e-mail, есть все детали поездки.
На пресс-конференции присутствовал юрист, согласившийся прокомментировать данный вопрос.
— Перевозки Uber — это ограниченный список лиц, которые скачали приложение. Договор фрахтования должен подтверждаться заказ-нарядом. Вместе с тем в контексте развития электронного документооборота заполнение бумажного документа действительно выглядит рудиментом, — подчеркивает Александр Бондарь, партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».
По словам представителей сервиса, Uber в Минске продемонстрировал ошеломляющие цифры.
— С момента запуска сервиса приложение скачали 80 тысяч человек, — рассказала менеджер по коммуникациям Uber в России и СНГ Евгения Шипова. — Каждый месяц число наших пользователей прирастает на одну Марьину Горку или два Браслава. Более полумиллиона человек открывали приложение в Беларуси. Среднее время подачи автомобиля составляет 5,7 минуты. Средняя оценка водителей — 4,87.
По данным Uber, Минск стал чемпионом по скорости развития сервиса в Европе.
— Минск ждал прихода сервиса. Именно поэтому мы видим такие цифры, — считают представители Uber. — Однако рынок вышел из зоны комфорта. Тот сервис, который был в Минске, уже не сопоставим с тем, что мы можем предложить. Вместе с тем город стал более дружелюбен для иностранцев.
Как говорят сотрудники Uber, сервис принес прозрачную систему оплаты поездок: «Они полностью подотчетны и контролируемы».
На пресс-конференцию были приглашены наиболее активные пользователи сервиса в Минске, а также водители, работающие на сервис. Им были вручены подарки. Один из клиентов, Александр Закашанский, в частности, сказал: «Я ленивый, а Uber удобный».
Дмитрий Неверкевич, директор «Белеврорент» (партнера Uber), отметил: «Сотрудничая с Uber, мы доводим нашу утилизацию до 100%. Это феноменальная цифра».
Журналисты спросили, почему автомобили, осуществляющие перевозки для Uber, передвигаются без желтых регистрационных знаков.
— Касательно желтых номеров. Да, сотрудники Транспортной инспекции предъявляли такие претензии к нашим водителям. Но это не указывалось в протоколе, — заметил Дмитрий Неверкевич. — Данная сфера деятельности не урегулирована на 100%. Нет жестких требований в связи с желтыми номерами.
Также на пресс-конференции зашла речь об еще одном известном аргументе конкурентов Uber, мол, сервис не платит столько налогов, сколько обычный таксист.
— С каждого автомобиля-такси по единому налогу оплачивается 2,1 миллиона рублей. Наше предприятие перечисляет в казну втрое больше в расчете на транспортную единицу. Так о какой несправедливой нагрузке говорится? — спросил руководитель «Белеврорент».
Еще один острый вопрос касается прохождения техосмотра дважды в год. Как оказалось, за обычный автомобиль (без желтых номеров) нельзя уплатить госпошлину за пользование дорогами чаще, чем один раз в год. Это просто не согласуется с законодательством. О такой неудавшейся попытке рассказал Дмитрий Неверкевич.