В России собираются разрешить ездить автономным автомобилям по дорогам общего пользования

Автор: Денис Логунович. Фото: zr.ru
5286
30 марта 2016 в 15:07

В российской Госдуме состоялся круглый стол, где обсудили правовые вопросы использования беспилотных транспортных систем. Как пишет журнал «За Рулем», чиновники выдвинули проект решений, которые в будущем могут вылиться в законодательные акты. Кроме того, дан ответ на главный вопрос: кто в случае аварии с автономным авто должен нести за это ответственность?

Для российского автомобильного рынка это событие поистине эпохальное — депутаты ГД РФ, представители профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, предприятия-разработчики беспилотных транспортных систем, представители научных и общественных организаций собрались, чтобы обсудить нормативно-правовое регулирование использования беспилотных транспортных систем (БПТС) в Российской Федерации.

Законодательная проблема является на текущий момент главным препятствием эффективного развития направления БПТС. И не только в РФ, но и во многих странах, где внедряют роботехнику. Пока практически везде «беспилотники» запрещено использовать на дорогах общего пользования, исключения сделаны лишь в США, где разработаны отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижение автомобилей с автономным управлением в ряде штатов (например, Флорида, Невада, Мичиган).

Ответственный секретарь комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров в своем выступлении отметил, что, к сожалению, Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. Поэтому сегодняшнее обсуждение имеет большую важность для реализации дорожных карт НТИ AutoNet, а также программы создания отечественных БПТС в целом.

В ходе круглого стола было принято несколько ключевых решений. Было дано определение самому понятию беспилотное транспортное средство (БПТС). Предлагается изложить его в следующей редакции: «Беспилотное транспортное средство — механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя». Разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования следует только при условии, что в его кабине будет находиться водитель, который, в случае необходимости, сможет переключить процесс управления в ручной режим. Запрещается полностью передавать «беспилотнику» контроль за движением транспортного средства по дорогам общего пользования. Участники определили, что ответственность за ДТП в случае его возникновения полностью лежит на водителе «беспилотника». Это будет закреплено в соответствующих статьях ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, Правилах дорожного движения, а также в КоАП.

На борту БПТС в обязательном порядке должен быть установлен самописец («черный ящик») для фиксации параметров движения автономного автомобиля, а также ведения видео- и аудиозаписи дорожной обстановки. Автономный автомобиль должен иметь опознавательный знак «Беспилотное дорожное транспортное средство». Предлагается также добавить формулировку «доверенность на право управления БПТС» и указать, что она должна быть нотариально заверена.

Поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной думой до конца 2016 года.