Выйти из зоны комфорта. Оказаться по ту сторону, стать чужим среди таких же чужих друг другу. Получить локтем под дых и не найти, что ответить на это женщине с пакетами, которой нужно выходить на той же остановке, но быстрее. Onliner.by попросил заядлого водителя, который на протяжении десяти лет видел автобусы только из окна собственного автомобиля, на неделю стать пассажиром общественного транспорта. Роман, наш постоянный читатель, сотрудник крупной компании с офисом недалеко от центра города, опрометчиво согласился. Что из этого вышло, читайте в нашем сегодняшнем материале.
Понедельник, день 1-й
Меня попросили делать пометки, делиться впечатлениями. Так вот, послушайте.
В последний раз на «общаке» в Минске я ездил еще студентом, на первом курсе. На втором у меня уже была машина. Эксперимент экспериментом, а Onliner.by вообще представляет, что у меня работа, график, деловые встречи? А вечером домой, к жене и ребенку. Ну да ладно. Эти ребята обещали оплачивать мои поездки, сказали, что сэкономлю баснословные деньги. Шутка, конечно, хотя любопытно сравнить с тем, во сколько мне реально обходится машина.
Для начала пришлось встать на работу на час раньше. За это отдельное спасибо. Я даже не знаю, на чем мне ехать. Предлагали в помощь какие-то мобильные приложения, но их все ругают: одни неофициальные и информацию берут не пойми откуда, в другие не интегрирована карта и они предлагают только расписание. А что мне расписание, если я не знаю, куда идет вот это вот все и на какой остановке мне выходить? Ладно, кое-что скачал в помощь, нужно же хоть как-то сориентироваться.
Вообще, самое чудесное, это информационные таблички на остановках. Нет, электронные табло — еще куда ни шло. Посмотрел, через сколько придет автобус (если знаешь, куда он вообще уходит), и сидишь довольный. Можно даже по расписанию выйти. Но эти таблички с указанием интервалов движения... Вот что мне с того, что нужный троллейбус в период с 6:00 до 9:00 ходит каждые 15 минут? Что, я знаю, когда был предыдущий?
Итого до работы добирался 40 минут. Сорок, Карл! На машине, для сравнения, не больше семи! Да, я вышел наугад, не смотрел расписание. Да, в итоге 13 минут просто стоял на остановке и ждал. Но за это время при помощи мобильного приложения определился, как ехать. С улицы Воронянского на автобусе до «Института культуры», там на метро, а затем от «Грушевки» пешком. И за все время, пока шел, мимо не проехало ни одного троллейбуса. А ждать из любопытства не оставалось времени.
Вторник, день 2-й
Снова ранний подъем. Хуже всего то, что ежедневная потеря времени на общественный транспорт плохо согласуется с моим рабочим графиком, где много деловых встреч в разных концах города и прочих должностных обязанностей. Возможно, если у человека сугубо офисная работа, то есть утром приехал, вечером уехал, и дом не очень далеко от офиса, то без машины обойтись проще.
А знаете, сколько стоит проезд? Я вот узнал — 5000 рублей. В метро больше — 5500. Сумма кажется небольшой, особенно если покупать проездной. На машине в день я в среднем проезжаю километров по 100. Это ежедневно около 100 тыс. рублей только на бензин (с расходом, как у моей Mazda). Недешево, согласен. Но зато сколько всего можно успеть. На проездной, даже на все виды транспорта, я бы тратил около 400 тыс. в месяц. С одной стороны, экономия, а с другой — я бы меньше успевал, а значит, меньше бы зарабатывал.
В транспорте понавешали устройств. А во времена моей студенческой молодости были компостеры. Если был билет, его туда засовываешь, посильнее так прихлопываешь и смотришь всю поездку, изучаешь нанесенный дырчатый узор. Кто похитрее, бил по компостеру несильно, а потом вымачивал дома билет в молоке и утюжил. Дыр вроде становилось не видно. Мне говорили, что по такому билету месяцами катались. Не знаю, может быть, хотя верится с трудом. В любом случае сейчас такое не пройдет.
А вот жетончики в метро совсем не изменились. Мне показалось, что я единственный, как дурак, когда покупал билетик в автобусе и жетончик в метро, говорил «спасибо» и «пожалуйста». Как в пустоту говоришь! А потом понял: они за перегородкой меня не слышат.
Да и само метро такое же. Во всяких там Европах поезда совсем другие, там тише, просторнее, между вагонами можно ходить. А у нас, складывается ощущение, с момента открытия метрополитена тип составов не менялся. То есть они даже новые поезда покупают, по сути, уже устаревшими.
На «Институте культуры» за десять лет ничего не изменилось. Все те же ларьки с тем же ассортиментом. На том же месте торгуют теми же самыми очками, которые даже висят в том же самом порядке. И точно там же монахиня собирает пожертвования.
И люди такими же остались с тех пор, как я здесь ездил. Ну, телефонов у них в руках больше стало. Ну, другими они, эти телефоны, стали. А в остальном — без особых отличий. Зачем нужно стоять возле дверей, если не выходишь на следующей?
Вот еще интересно: кто на «Грушевке» отломал груши и зачем? Любители груш какие-то... А что у нас за это бывает, кто-нибудь в курсе?
И еще одна странность, на которую я в буквальном смысле наткнулся на той же «Грушевке»: там сделали лифт, который поднимает людей с платформы не на улицу, как было бы логично предположить, а всего-то этажом выше, в вестибюль. То есть поднялся на лифте, а потом все равно пошел по лестнице.
Ой, а в метро можно фотографировать или я что-то нарушил?
Среда, день 3-й
Третий день сталкиваюсь с одной и той же проблемой — в транспорте постоянно садится телефон. Ну заняться-то нечем: сел и тыкаешь. Причем обязательно нужно найти свободное место, потому что стоя очень неудобно. Во-первых, вредно для глаз. Во-вторых, транспорт же постоянно то газует, то тормозит. Еще попробуй удержись сам и удержи мобильник.
С телефоном еще одна беда. Например, какой-то важный звонок, а тебя не слышат. Не будешь же кричать в транспорте. Хотя многие, как мне показалось, так и поступают. Выйти поговорить на улицу тоже не вариант: там ветер в трубку дует и транспорт уйдет — жди потом следующего. В метро вообще не вариант: даже если телефон поймает связь, то либо шум такой, что ничего не слышно, либо тебя перекрикивает товарищ, который говорит, что «наступная станцыя „Iнстытут культуры“».
А вот еще одна штука: оказывается, я привык слушать музыку. В машине включаешь ее фоном и особо не обращаешь внимания — играет и играет. А вот теперь музыки нет, и появилось ощущение, что чего-то не хватает. И тишины тоже нет. Вместо нее постоянный гам в ушах, которого не ощущаешь в автомобиле. Предложили слушать музыку в наушниках, но этот вариант не по мне.
Тоска, в транспорте совершенно нечем заняться.
Сегодня узнал, что в Минске есть памятник Адаму Мицкевичу. Серьезно! По дороге наткнулся: пошел пешком от Немиги до площади Независимости, чтобы сэкономить время, не делать пересадок и не ждать транспорта. Любопытно, из машины я никогда бы его не увидел.
Четверг, день 4-й
Можно я сегодня никуда не поеду?
Я понял, почему люди так следят за прогнозом погоды! В автомобиле об этом не задумываешься. Я вот давным-давно бросил в салон теплую куртку на все случаи жизни и одеваюсь так, как удобно и требуют обстоятельства. А как одеваться для общественного транспорта? На улице холодно, в транспорте теплее. Или наоборот? Там вспотел, здесь продуло. А если дождь, что делать? Теперь понятно, почему все бегут под дождем. Из машины всегда задавался этим вопросом.
Отдельная тема — всякие там эпидемии, от простуды до гриппа. Это что же — на транспорте ездить, со всеми? Так же заразиться — вообще нечего делать.
Поговорил с женой. Проблема: не сходить в магазин. Ну то есть как не сходить: в местный, возле дома — запросто. А вот в какой-нибудь гипер, как обычно, уже не поедешь. Я не знаю, может быть есть супергерои, которые могут вот так закупиться на неделю всем необходимым, взять еще пару упаковок питьевой воды и отвезти это домой на «общаке», а не грузить в багажник своей машины, как всегда делал я. Лично мне трудно представить, как такое возможно. Соответственно, придется ходить в магазин чаще, чем раз в неделю. Не знаю, как это отразится на финансах, но то, что времени понадобится больше, — это факт. А где его взять, когда я уже полтора часа в день трачу на дорогу из дома на работу и затем обратно?
Еще одно наблюдение: пришлось отказаться от еды. Раньше как: проезжал мимо, куда-то заехал, перекусил. В крайнем случае поехал на «Макдрайв». На общественном транспорте так не получится. Есть чизбургер в троллейбусе — это фу, это пахнет, это неопрятно в конце концов. Зайти куда-то и перекусить нет времени — его полностью съедает дорога. На машине я даже домой мог съездить пообедать. Не важно, что я этого никогда не делал, важно, что у меня была такая возможность. На автобусе такой возможности нет, нужно, вероятно, возить на работу ссобойки. Это значит, вставать еще раньше, чтобы что-то приготовить.
Кофе на заправке не выпить, как обычно. Это все старые привычки, которые могут быть только у водителя. Пассажир общественного транспорта, кроме привычки пялиться в телефон, может привыкнуть только к одному — постоянному ожиданию нужного маршрута.
Пятница, день 5-й
Можно хоть сегодня на такси? Ну пожалуйста!
Ради любопытства решил пробежаться от дома до работы. Напрямик получилось что-то около 15 минут. В два раза дольше, чем на машине, но все равно гораздо быстрее, чем на «общаке». Ну и плюс здоровый образ жизни и все такое, если есть возможность на работе переодеться и принять душ. С другой стороны, пока бежал, поймал себя на мысли: такой образ жизни совсем не полезнее для здоровья, чем собственная машина. По сути, пустая трата времени, пока ты тут ходишь из автобуса в автобус. Хочешь заниматься спортом — быстро на автомобиле решил все вопросы и поехал в тренажерный зал. А на автобусе я как туда поеду? Сколько времени уйдет?
А еще пришла в голову такая мысль: вот идешь ты с работы или на работу. Торопишься на свой троллейбус, много ходишь пешком, думаешь о том, какой ты молодец, как все динамично и быстро вокруг тебя, и ты сам энергичный, куда-то постоянно торопишься. А ведь на самом деле — время потрачено впустую. На машине доехал за 5 минут и занимаешься делом.
О чем еще хотел сказать. Особенность наших водителей — ругать плохие дороги, инфраструктуру и не любить ГАИ. А еще возить деньги на штраф, мало ли что. Пассажир общественного транспорта всего этого лишен. Зашел, просканировал проездной и едешь себе, ни о чем не думаешь. Пассажиры не любят контролеров? Что-то я ни разу не слышал, чтобы кто-то принципиально не платил за проезд в троллейбусе, потому что не понимает, на что идут эти деньги.
Вот что действительно можно считать плюсом в транспорте — это расслабленность. Пассажир не несет никакой ответственности за то, что происходит на дороге. За рулем все иначе. Каждый водитель осознает или должен осознавать, что в любой момент что-то может произойти. И если это произойдет по его вине — он будет нести ответственность.
Суббота, день 6-й
В выходные я часто езжу к родителям за город. Это недалеко, всего 13 километров. Но в эти выходные не поеду. Без машины там долго идти по грязище. Не вариант вообще. Поэтому еще один косой взгляд от папы и мамы в сторону корреспондента Onliner.by, который обещал мне веселое развлечение и забавный эксперимент.
Но вот кому нравится в общественном транспорте — так это моей дочке. У нее достаточно времени, чтобы не торопиться, ее не раздражают окружающие звуки и запахи. Это у нас теперь своего рода развлечение — мы едем кататься на автобусе. Ребенок усаживается на сиденье, смотрит в окно и громко поет. Я не запрещаю. Люди смотрят, просто смотрят, ничего не говорят. Дочка же не делает ничего плохого. Кажется, она единственная, кому здесь интересно и хорошо. Действительно, не станешь же петь песни в папиной машине, это же не автобус, это же не интересно.
Воскресенье, эпилог
Отказаться от автомобиля на неделю — это не эксперимент, это испытание. Я выжил, я последний герой. Конечно, можно перестроить свой график, отказаться от чего-то, проживать жизнь в общественном транспорте. Но это трудно, когда привык к другому ритму. В моем возрасте уже хочется использовать время более рационально, получая взамен деньги, навыки, удовольствие.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by