Сезон ужесточения контроля за мотоциклистами открыт. Репортаж с ГАИ

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
13 апреля 2016 в 8:00

На субботу намечено официальное открытие мотосезона. Но де-факто десятки чопперов, эндуро и спортбайков уже выехали на улицы Минска, и это сразу отразилось на статистике аварийности. Погибли двое молодых мужчин, еще несколько человек получили травмы. Реакция ГАИ последовала незамедлительно: в городе за мотоциклистами усилен контроль, их останавливают гораздо чаще, чем автомобилистов. Байкерам это чрезвычайно не нравится. Во время рейда, за которым наблюдали корреспонденты Onliner.by, одна девушка настолько расстроилась, что чуть не разрыдалась. Но месседж понятен — не хотите по-хорошему, будет по-плохому!

«Вниманию всех экипажей, при патрулировании особое внимание обращать на водителей двухколесных транспортных средств», — передает радиостанция в машине ГАИ. Предпосылки для этого весьма серьезные. С начала года в Минске в дорожных происшествиях погибли четыре человека, в их числе водитель и пассажир мотоцикла. На фоне общего улучшения ситуации с аварийностью, ДТП с участием мотоциклов стали одной из самых серьезных проблем в городе. Как говорится, пришел черед…


Экипаж спецподразделения Минской ГАИ выезжает на ул. Тимирязева. Инспекторы прекрасно знают любимые улицы мотоциклистов. Вообще, тут никакого секрета нет — чем шире и прямее дорога, тем лучше. Так что акцент сделан на патрулировании проспектов Независимости, Победителей, улиц Притыцкого, Орловской и др. Словом, вылетных магистралей. «Раньше байкеры встречались на парковке возле кафе на площади Свободы. Сейчас любимое дело — попить кофе возле „Короны“ или на какой-нибудь заправке. Когда байкер едет один, он ведет себя спокойно. Но как только начинается показуха среди своих — жди беды», — рассказывает один из инспекторов, который сам в свободное от работы время ездит на мотоцикле.


День выдался прохладный. А небольшой дождик явно испугал мотоциклистов. Опытные байкеры не очень-то стремятся начинать сезон рано. Они обычно ждут, когда смоют песок с асфальта, а само покрытие прогреется весенним солнышком. Так что нынче по улицам в основном ездят отчаянные байкеры. С другой стороны, с такими и надо работать ГАИ…

— Ага, только вот отчаянные как раз не останавливаются, — подключаются к нашим рассуждениям сотрудники ДПС.

Это большая проблема. Устраивать преследование за быстрым и юрким мотоциклом по улицам опасно. Отпустить? Вроде как проявишь слабину, дашь повод думать, что и другим так можно. На самом деле город маленький, все на виду. В общем, пусть каждый байкер, которому удалось скрыться, знает: он не удаль проявил, а подставил своих мототоварищей, потому что помог укрепиться негативному образу.

— Подъезжайте на второе кольцо, остановлен нарушитель, — передает другой экипаж, который также ориентирован на работу с мотоциклистами.

Возле патрульной машины стоит Kawasaki Ninja почему-то с пенсильванскими номерами. Как оказалось, права у водителя есть, но нужная категория (А) не открыта.




Второе нарушение — байк не зарегистрирован, хотя сроки прошли. Теперь нужно доставить его на штрафстоянку. Сам парень рассказывает, что ехал продавать Kawasaki. А тут патруль…

— У тебя же категория открыта, садись ты, — предлагает владелец мотоцикла приятелю, который оперативно приехал на место.


В течение нескольких минут они выясняют, как транспортировать байк на штрафстоянку. Но ни к чему не приходят. В итоге за руль садится инспектор (тот самый, который ездит на мотоциклах).


Поскольку байк незнакомый, а асфальт еще не прогрет, сотрудник ДПС едет крайне аккуратно. Его сопровождают коллеги на служебных автомобилях.




— Владельцу придется заплатить штраф за вождение без права управления и отсутствие регистрации. Кроме того, ему нужно будет оплатить услуги хранения, — комментируют сотрудники ГАИ.



Оставляем байк на штрафстоянке и следуем дальше. На ул. Немиге инспекторы обращают внимание на парочку мотоциклистов. Это парень и девушка.




Первое замечание касается размещения регистрационного знака на желтой Yamaha. Мужчина объясняет: «Крепления предусмотрены заводом-изготовителем». Но сотрудники ГАИ непреклонны: даже с десяти метров рассмотреть номер сложно.



В этот момент девушка, явно отчаявшись, отходит и садится, положив голову на скрещенные руки.


Второе замечание — это отсутствие техосмотра. Парень продолжает рассказ: «Ищем диагностическую станцию, где можно было бы пройти ТО. Были на нескольких. Нас ГАИ города на Chrysler уже останавливала за это. Ну вот что делать?»


Становится понятно, что ребята говорят правду. Именно такие мотоциклисты, которым просто нравятся поездки на байках и которые готовы играть по правилам, часто расплачиваются за негативный имидж, созданный мотохулиганами.

Инспекторы, выслушав версию мотоциклистов и изучив документы, принимают решение отпустить пару на техосмотр. Девушку успокаивают и просят не расстраиваться.


Движемся дальше. Возле заправки на ул. Тимирязева сотрудники ГАИ просят притормозить еще одного мотоциклиста. Парень реагирует спокойно и сразу берет правее. У него с документами полный порядок, претензий к нему нет.



Далеко уезжать не пришлось. Тут же останавливают байкера с девушкой-пассажиркой. «Видел несколько раз в городе», — замечает инспектор, узнавший парочку по рожкам и ирокезу на шлемах.


Во время проверки документов выясняется: при себе у водителя нет действующей страховки, а техосмотр не пройден.


— На ТО сейчас еду. А страховку отца просил сделать и, вероятно, забыл вложить в документы, — оправдывается парень.

Выслушав объяснения, инспекторы принимают решение составить административный материал и направить его для разбирательства в ГАИ по месту жительства. Если подтвердится, что обязательная страховка имеется, то водителю грозит штраф в 0,1 б. в. (сейчас — 21 тысяча рублей), а вот за отсутствие техосмотра придется заплатить минимум 1 б. в. (210 тысяч).



На перекрестке пр. Машерова и ул. Богдановича замечаем очередного мотоциклиста с пассажиркой. Сотрудники ГАИ патрульным автомобилем перекрывают путь и просят водителя подъехать к краю проезжей части. Это тоже такая упредительная мера. Не раз байкеры, улучив момент, скрывались — поди догони...


Но этому водителю скрываться нечего — все документы имеются, договор обязательного страхования заключен, техосмотр пройден. Вот все бы так! Тем не менее мотоциклист заметно удивлен таким вниманием, и его можно понять. Однако у ГАИ тоже есть все основания действовать таким образом: чересчур опасно и резко начался мотосезон, и это традиционная реакция на всплеск ДТП.


Следующего мотоциклиста «выуживают» прямо посреди затора. Оказывается, парень только-только купил байк. У него есть еще несколько дней, чтобы пройти техосмотр. Претензий к водителю нет. Во всяком случае, пока.






Заезжаем на парковку ТЦ «Корона», где теплыми вечерами собирается тусовка байкеров. Пока пустынно. Лишь один мотоциклист собирается уезжать со стоянки. Но в данный момент он не управляет транспортным средством, и его не трогают.


Разворачиваемся и замечаем на выезде на ул. Кальварийскую Honda с двумя парнями на сиденье. Их просят остановиться. Процедура та же — проверка документов. Ребята, похоже, не удивлены. Впрочем, беспокоиться им и вправду нечего — все в порядке.




Водитель и пассажир Honda не успевают уехать, как тормозят их коллегу на вишневом байке (того самого, который собирался уезжать с парковки ТЦ «Корона»). К нему тоже не придраться: документы в порядке, шлем имеется, мотоцикл внешне исправный.




Через несколько минут патруль останавливает сразу троих мотоциклистов, перекрывая им путь для движения. Парни тоже удивлены таким вниманием и недоумевают, что происходит, хотя и к ним никаких претензий быть не может.





Реакция большинства остановленных мотоциклистов была предсказуемо недоуменной. Но это та самая ситуация, когда большинству приходится расплачиваться за проступки меньшинства. Пока не ясно, как вообще изменить ситуацию с мотоаварийностью. Приметами характерного ДТП являются высокая скорость и конфликт левого поворота. Изменить обстановку с помощью классических мер — светофоров и «спящих полицейских» — не получится, поэтому ГАИ пытается давить на сознательность.

На самом деле подобные рейды не худший вариант для байкеров. В определенных кругах всерьез обсуждается возможность запретить движение мотоциклов по основным магистралям города. В этом случае пострадают не реальные возмутители спокойствия, а приличные байкеры. Кому будет хорошо, если их объявят персонами нон грата на проспектах Независимости и Победителей?

По-прежнему считаем, что под силу изменить ситуацию именно мотоциклистам. Когда обеспокоенность мототусовки достигнет определенного значения и будут сформулированы требования, правила, кодекс этики — называйте как хотите. В данный момент мы знаем о попытках образумить мотобратьев только со стороны Дмитрия Питбуля. А многим вообще как будто все равно…

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by