Весной, как в старые добрые годы, на авторынках произошел всплеск сделок. В минувшую субботу в Минской ГАИ зарегистрировано более 300 договоров. По мере укрепления российского рубля к доллару многие воспринимают нынешнюю ситуацию как едва ли не последний шанс купить недорогую и свежую машину. Впрочем, цены в салонах уже сравнялись. Что происходит на рынке «бюджетников»? А премиум-марок? Изменило ли ситуацию повышение утильсбора и введение временных регистрационных знаков? Эксперт Дмитрий Хлыстов отвечает на наши вопросы.
— Как отреагировал автомобильный рынок на валютные колебания? Российский рубль укрепился, вслед за ним почувствовал в себе силы белорусский собрат. Доллар у нас еще недавно продавался за 22 тыс., теперь курс снизился примерно до 19,9 тыс.
— После того как доллар упал, автомобилей из России стало меньше. Хотя рынок после зимней спячки оживился. Большей популярностью пользуются машины, которые были сняты с учета в Беларуси, то есть ездили здесь и имеют белорусскую историю регистрации. В минувшую субботу в Минской ГАИ было зарегистрировано более 300 сделок по купле-продаже. Это очень много. Объяснение простое — люди доездили зиму и пытаются сменить машину. Происходит естественное движение: автомобили попадают в аварии, стареют, ржавеют… Только поменялись страны ввоза.
— Неужели произошло какое-то отторжение авто из РФ?
— Нет. По-прежнему есть категория покупателей, которая пришла на рынок за 2—3-летними машинами из России. Такие автомобили стоят небольших денег, во всяком случае дешевле, чем с белорусской историей. У подобных транспортных средств российские документы, их ставят на учет, платят утилизационный сбор, и полгода они находятся на запросе.
— То есть отталкивают бюрократические процедуры, увеличившийся утильсбор и риск нарваться на машину с темной историей?
— Не сказал бы, что наши люди в этом смысле боязливые. Просто стоимость этого сегмента автомобилей зафиксировалась. Цены не выросли (иначе такие машины просто не будут покупать), но количество предложений начало сокращаться, а новые поступления уже не такие большие. Маржинальность падает: те люди, которые профессионально гоняли Hyundai Solaris и Volkswagen Polo Sedan, не могут обеспечить должную цену и составить конкуренцию дилерам. Новые машины из России постепенно распродаются, и «бэушных» из соседней страны тоже становится меньше, поскольку цена выросла и они уже не столь привлекательны.
Что касается пригона автомобилей из Европы, так его вообще практически нет. Возможны разве что единичные варианты: кто-то кому-то привез под заказ, но это до 5% от всех сделок.
Постепенно мы пришли к тем рамкам, в которых жили всегда. Только раньше ЕС был открыт, а теперь и он закрыт, потому что оттуда толком ничего не привезешь: цена и растаможка в евро, да еще утильсбор в плечи.
— Кстати, как повлияло на ситуацию повышение утилизационного сбора?
— Стало невыгодно импортировать откровенный хлам. Смысл привозить, ставить на учет и полгода ждать ответа из ГИБДД России, если есть такое же белорусское и без проблем? Маржинальность теряется. Исключение составляют редкие варианты, которые не купишь на белорусском рынке. Такие автомобили есть, их гонят, но поток существенно сократился.
В остальном все по-старому. По-прежнему те, кто не успел продать рухлядь, могут не мечтать о продаже задорого. Речь об автомобилях, которые оборачиваются в стране, передаются из рук в руки. Это сегмент, выпущенный в начале 2000-х, который из России дешево не пригонишь. Правда, «местные» находятся в таком состоянии, что оно не выдерживает критики. Это легко объяснимо: в кризис люди за автомобилями плохо ухаживали, экономили, что сказалось на кондиции транспортных средств. Цены на такие машины никак не поднимутся, несмотря на общее повышение стоимости на авторынке.
Пора уже открыть глаза: халява, когда курс российского рубля к доллару составлял 80 и все гнали дешевые автомобили из России, была временной. Хотя многие успели привыкнуть к низким, дармовым ценам.
— На какие автомобили сейчас спрос?
— Первая категория — это дешевые, пусть и в неважном состоянии. А вот вторая слишком размыта. Все зависит от кошелька. Обычно эти покупатели как раз продали старенькую плохонькую машинку и хотят купить посвежее-получше. А какие модели и марки будут пользоваться спросом, спрогнозировать нельзя. Это раньше была определенность. Сейчас тенденции еще неочевидные. На данный момент продается все подряд. Есть BMW — продается BMW, есть Mercedes — продается Mercedes… Рынок оживился.
— Слушайте, ну это опять примета дефицита…
— Да нет, много моделей разных поколений, годов выпуска. Если раньше покупали Opel Zafira, Renault Megane и Citroen C5, то сегодня покупают все подряд. Все машины в определенной степени стали ликвидными. Разве что замедлились продажи маленьких машинок. Но это объясняется их переизбытком. Зато поехали универсалы и минивэны.
— Как бы вы охарактеризовали эту ситуацию?
— Она временная, как и все в этой жизни. Было, когда покупали задешево. Теперь тем, кто не успел избавиться от старой рухляди и обновиться, придется добавлять для апгрейда больше.
— А что с новыми автомобилями?
— Их стали покупать у дилеров, потому что цена сравнялась. Смысл связываться с перекупами, когда есть официальное в салоне? Основная доля рынка «бюджетников» — у Volkswagen, Hyundai, Renault, Kia, Skoda, Nissan. Ну а замыкают линейку китайские автомобили вроде Lifan и Chery.
— Так любимые белорусами премиум-марки… Что происходит с ними?
— Они куда-то исчезли... На рынках страны их практически не встретишь. Mercedes, BMW, Audi, Infiniti, Lexus и иже с ними свежих годов где-то продаются, но по большей части через интернет. Этот сегмент стал ликвидом для избранных. То есть кому надо, тот залез на ту же «Автобарахолку» и купил. Правда, пару BMW 7-Series в прошлые выходные на рынке в Ждановичах присутствовали, но выглядели они как-то чужеродно. Среди всего многообразия машин этот «гламур» смотрится несколько вызывающе.
— Очевидно, сейчас некий переходный период. Куда мы движемся? Что будет потом?
— Все зависит от курса валют! Мы же живем в этом смысле с оглядкой на Россию. Один сценарий: дают 100 рублей за доллар и опять аншлаг, неразбериха, хватают все подряд. Однако теперь есть маленькое «но»: государство ввело некоторые меры. Во-первых, повысило утилизационный сбор. А во-вторых, ввело временные транзитные номера серии ВР, которые выдают белорусские дилеры. То есть отныне машины, движущиеся без регистрационных знаков, как бы вне закона на дорогах общего пользования. Транспортировать их можно только на автовозе. Контроль возложен на Транспортную инспекцию. Если белорус купит новую машину в России, то не сможет двигаться по нашим дорогам — иначе его оштрафуют.
Другой сценарий такой: курсы российского и белорусского рубля укрепляются и машины дорожают. А как вы хотели? Если российский рубль будет 50 к доллару, то машина обойдется в ₽500 тыс., а это уже $10 тыс., а не 6! Машина на 4 тыс. подорожает. Станет невыгодно везти. Придется покупать на внутреннем рынке. А значит, куда вы денетесь — будете платить столько, сколько решит дилер.
— По поводу еще одного неприятного момента. Жалуются, мол, дилеры отказываются ставить на гарантию машины, купленные в России.
— Потому что нет соглашения о компенсации между заводом-изготовителем и белорусским дилером. Если предприятие по накладной отписывает машину в наш салон, то он ставит на гарантию. А если автомобиль пригнан непонятно откуда, поставлен на учет, а потом снят, как это часто бывает? Максимум — его можно поставить на техническое обслуживание, но в случае поломки двигателя или каких-то узлов кто компенсирует затраты на проведение ремонта дилеру? Завод! А там скажут: мы вам ее не отправляли, машина передавалась россиянам как некондиционная со скидкой. Такое же может быть? И вот авто покупает белорусский перекуп, гонит в Минск, ставит на учет, потом снимает. Так какая гарантия? О чем вы?
— Наши салоны все же идут навстречу клиентам и ставят машины, купленные в России, на гарантию.
— Ставят на гарантийное обслуживание. Принципиальная разница! Но при наступлении гарантийного случая вам могут выдать акт, и с ним придется следовать по месту приобретения автомобиля, то есть в Россию. Например, сломался моторчик дворников или перегорел ходовой огонь в фаре. Обращаешься к дилеру, тот выдает документы, и давай, дуй в Москву или Смоленск.
— Больше всего в этой ситуации не нравится, что заложником разборок между дилерами, импортером и государством становится покупатель, который хотел купить подешевле.
— Конечно! Но всегда подешевле покупали «бэушные» машины, и никто не лез в приобретение новых автомобилей задарма. Так о какой гарантии идет речь, если вы хотели сэкономить?
— Ладно. Давайте про другое. Мы ведь не будем все время жить с Volkswagen Polo Sedan, Renault Duster и Hyundai Accent. Как в этой ситуации будут выводиться новые модели?
— Но у нас же строится завод в Борисове с объемом 120 тыс. автомобилей в год… Какая разница мне как покупателю, где будет собрана машина — в Калуге или Минске? Только выпускать пока нечего.
— А экспортировать теоретически мы могли бы? В Казахстан тот же…
— Нет. А зачем? Цена не та. А дешевле — будет невыгодно приобретать машино-комплект. Немцы его должны будут в убыток продать. Между прочим, если поставить нашу борисовскую Geely, то это будет не самый плохой вариант. Все-таки китайцы уже пять лет владеют Volvo. И если вдруг решат выпускать автомобили этой марки, я с удовольствием буду ездить на белорусской Volvo!
Кстати, таксисты службы 7788 ездят на Geely и не очень-то жалуются. Да, говорят, могут быть по истечении определенного времени проблемы с коррозией. А что, другие автомобили не ржавеют? По расходу топлива «борисовчанин» даст фору многим. Седан, большой багажник… В принципе, ничем не хуже машина. А Emgrand немного дороже, чем Duster. Но сравните комплектации! И состояние внешнее и внутреннее очень перспективное.
Просто у нас «бзик» по поводу того, что в Беларуси ничего хорошего сделано быть не может. Я лучше куплю Volkswagen Polo Sedan, чем Geely. А почему? Нормальный автомобиль. Просто надо поверить, что на нем можно ездить и это не зазорно. В конце концов, надо раскрутить бренд, сделать «вкусными» цены, расширить дилерскую сеть.
Вот литовцы, поляки, немцы — патриоты. А мы хаем свое. Почему? Сделанное руками немца прослужит дольше? Посмотрите на новые Volkswagen и Audi, на их моторную линейку и делайте выводы. В данном случае за белорусскими Geely простота, никаких фантазий — старый добрый «атмосферник» объемом 1,8 литра. Не слышал я, чтобы их валом ремонтировали, да и в интернете плохих отзывов немного. Надо просто показать: наша машина не хуже, чем привозное из России.
Поверьте, даже если будет невозможно везти из РФ автомобили, найдут белорусы на чем передвигаться! У них будет выбор: либо ездить на машине белорусского производства, либо на «бэушке», либо на машине из Европы. Ведь гоняли всегда авто из Литвы и Германии. Сам привозил еще два года назад Nissan Primera из Эстонии, купленный за €5 тыс. евро и за столько же растаможенный. Тогда он обходился в $12 тыс. и все считали, какая дешевая и классная машина! А сейчас ее за $5 тыс. никто брать не хочет. Ну так может вернемся назад?
— Не хочется…
— Ну что ж, пока Россия открыта, цены подравнялись, машин много.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by