«Три сестры»: сравниваем гомельские, брянские и черниговские дороги, пыль да туман

Автор: Андрей Рудь
11 мая 2016 в 8:00

В цикле «Три сестры» мы сравниваем города-побратимы — Гомель, Брянск и Чернигов. Их, как известно, специально для этого и строили. Расположены города удобно — заглянул через забор, полюбовался соседскими достижениями, закатал рукава «вышиванки» и стараешься переплюнуть. Это, возможно, самое правильное применение патриотизма. На сей раз посмотрим, у кого дороги лучше. Вообще-то, на предмет того, как они обязаны выглядеть в Беларуси, Украине и России, разработаны четкие стереотипы. Про это созданы литературные произведения, сняты фильмы, поставлены разоблачительные балеты. И никому не позволено переписывать данные представления о реальности… Мы рискнули пойти против системы, дерзко отринув классические штампы.

Чернигов


Подъезжая со стороны Гомеля к пункту пропуска «Новая Гута», правоверный белорус, направляющийся за покупками, должен строго поглядывать на выбоины, образовавшиеся там и сям после зимы, и критиковать (сугубо внутри машины) власть, дорожников, прочие силы зла. После пересечения границы следует проехать пару километров по украинской территории, затем остановиться на обочине и некоторое время совершать челобитные поклоны — белорусским властям, дорожникам и силам зла. Оказывается, это у нас была еще хорошая дорога.





Контраст довольно яркий. После украинского пункта пропуска с международной трассы Е95 исчезает разметка, асфальт покрывается кровоточащими язвами. Лихачам тут нелегко, о них никто не заботится.


Видно, что кое-где выбоины пытались заделывать, некоторые — гораздо больше двух раз. Заплатки выкрашиваются, обнажая слои асфальта, относящиеся к разным политическим эпохам.


На некоторых участках покрытие внезапно выравнивается, и тогда кажется, что жизнь наладилась! Дальше только светлое будущее! Но эта полоса длится не больше километра, потом опять невзгоды.



На обочине у какой-то деревни темнеют две щетинистые фигуры. Вообще, в отличие от Беларуси, по обочинам не видно голосующих. Возможно, здесь это не принято…

— Слушай, почему-то никто не останавливается. Парадокс! — автостопщиками оказались азербайджанцы (как потом рассказали, живут и торгуют в Санкт-Петербурге, приехали в Украину по своим сложным надобностям). — Уже часа четыре тут машем. А, у тебя белорусский номер… В Беларуси знаешь как чисто?!


Тем временем на пути изредка встречается ремонтная техника: отважные дорожники не сдаются без боя. Хотя порой это выглядит как партизанская война: подкрались, забросали асфальтом, ушли, унося потери.



Разметка — роскошь. Где-то она сохранилась со старых времен. Там, где дорогу пытались реставрировать, новый асфальт клали просто поверх остатков белых линий. Впрочем, это сельская местность. Может, территория города все еще в руках обслуживающих организаций?

У черниговских автомобилистов хорошо развиты интуиция, глазомер, предчувствие беды, прочие важные качества. В отсутствие разметки без них выжить сложно.


Белорус, привыкший к тому, что всюду в его жизни присутствуют линии и стрелочки, показывающие, куда двигаться, может с непривычки растеряться. Но на белорусский автомобильный номер здесь реагируют терпеливо, даже если ты внезапно обнаружил себя едущим против шерсти.


По ощущениям, дороги в городе стараются поддерживать в приемлемом состоянии — но именно поддерживать. Отвлекся на живописную обочину — а тебя уже поджидает неприятная яма или «утонувший» люк.




Порой поперек проезжей части встает обессилевший троллейбус с опавшими штангами — и тогда начинается запутанная многоходовка по его объезжанию на неширокой уютной улице. При этом едва не каждая десятая машина — это неказистая, но очень шустрая маршрутка печально-желтого цвета, которая способна пролезть в отверстие втрое меньше ее ширины. Уточним: белорусов и здесь пропускают вне очереди, у них льготы.


Пешеходов тут держат в строгости, на нерегулируемом переходе могут и посигналить. Те, в свою очередь, на проезжей части не задерживаются, смотрят по сторонам.


Дворы живут по своим законам. Это очень колоритные полузакрытые мирки, где на автомобили не всегда распространяются ПДД.







Покрышка в Украине, как все помнят, больше чем покрышка. Это и элемент ландшафтного дизайна, и игрушка, и защита от нерадивых автолюбителей. Там, где покрышек нет, машины вытоптали траву. Первое время после Гомеля такие парковщики удивляют. Но потом ничего, втягиваешься, начинаешь мыслить так же.




Можно наблюдать, как дорожка вдоль дома до половины покрыта новым асфальтом, дальше оставлено старое развалившееся покрытие и посажен кот — ждать финансирования. Он как раз олицетворяет впечатление от черниговских дорог: то, что есть, стараются ремонтировать, на большее не хватает денег.


Брянск

50-секундное видео, на котором изображено пересечение российско-белорусской границы, некогда наделало много шума. Дело было при въезде из Красногорского района Брянской области в Ветковский район Гомельской области.


Вообще, российское бездорожье — это что-то вроде бренда. На эту тему охотно ругаются, шутят, рисуют веселые картинки. Даже исполняют под гармонь удалые песни про то, как худые дороги защищают страну от агрессоров: те не могут нормально наступать, у них танки вязнут. Так вот, дорогие супостаты, со стороны Гомеля в направлении Брянска Россия теперь совершенно беззащитна.

В отличие от черниговской трассы, в этом случае наблюдается обратный контраст (хоть и не такой яркий). Белорусская часть дороги выглядит более изношенной. Какие-то ямы постарались заделать, какие-то терпеливо ждут своего колеса. Зато после границы наступает благодать — гладкий асфальт, новая разметка, ухоженные обочины.




— Года три назад дорогу построили, теперь вполне можно жить, — водитель российского рейсового автобуса доволен. — Жаль только, что по одному ряду в каждую сторону. Бывает тащишься за кем-нибудь — не обогнать. Но главное — не съезжать с главной трассы…

Этим заветом опытного человека мы впоследствии, ясное дело, пренебрегли. Вообще же, если свернуть с красивой трассы М10 в сторону Новозыбкова, Клинцов или Почепа, то нахлынувшая благодать немного отпускает. Начинает потряхивать, асфальт приобретает более канонический вид.


Проезжая часть на основных улицах Брянска выглядит относительно пристойно, если не придираться. Говорят, покрытие клали несколько лет назад, с тех пор оно не развалилось, не деформировалось.




Но то и дело приходится справляться у местных жителей о некоторых необычных для гостя деталях. Например, очень интересно организована работа светофоров: красный может гореть одновременно в четырех направлениях. Как это возможно — загадка, но пробок не возникает, транспорт движется. При этом, когда загорается зеленый для пешеходов (сразу во всех направлениях), они пересекают перекресток по диагонали, игнорируя зебру. При таких обстоятельствах это выглядит логично. И только белорус в недоумении продолжает ходить буквой «Г».



Разметка выглядит интересно: ряды разделяют точками вместо обычных прерывистых линий. Спрашиваешь у местных, почему так, — принимаются темпераментно объяснять, куда подевалась краска.


Неожиданно по ушам бьет длинный красивый сигнал. Гудит дама, которой другая дама заблокировала выезд с огороженной территории жилой многоэтажки. По странному совпадению первая дама заблокировала второй въезд. Та с готовностью добавляет свою нотку в какофонию. Некоторое время женщины в центре города, среди домов и офисов, соревнуются, у кого гудок лучше. Затем, нагудевшись всласть, разъезжаются — что примечательно, без агрессии, на вид они совершенно спокойны.


И все же пора нарушить завет. Сделав глубокий вдох, ныряем во дворы. Также осмотрим улочки поменьше.


То, что залито водой, — это тротуар. Мы по-прежнему в центре города, во дворе первого попавшегося дома по проспекту Ленина.


Чем дальше, тем колоритнее картинка.










В этих краях, на родине Тютчева, становится более понятен поэтический образ «князи всепогодной грязи».












Так выглядит дорога в частном секторе, который расположен в живописнейших оврагах (дом на переднем плане — жилой).


Стоит отметить совершенно зловещие традиции парковки. Чернигов с его цветными покрышками все же выглядит более цивилизованным. Если ты житель Брянска, то специальным декретом тебе разрешено ставить машину вообще везде. Кроме тех мест, где ее ставит другой житель Брянска.






А вот автолюбитель раздобыл где-то конусы — теперь его стоянка приобрела некую статусность. Статусность здесь важна.


Типичная картина: среди старых советских многоэтажек торчит фирменная брянская «свечка» (их стараются воткнуть на каждом пятачке, но об этом отдельный разговор). Подъезд к ней заблокирован тросиком, который натягивается и опускается красивым устройством. Сверху приколочен любопытнейший «документ»: «…Стоянка разрешена только владельцам, проживающим по данному адресу. Другим автомобилям СТОЯНКА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА!» И маленькими серыми буквами пояснение: «Основание: жалобы жильцов. Решение правления ТСЖ №…» Всякий оробеет, увидев такую гневную прокламацию. Никто не смеет шутить с товариществом собственников.


С пешеходами особо не церемонятся. Основные дороги имеют вполне приличное покрытие, но никто не обещал, что будет легко на тротуарах. Асфальт может закончиться без предупреждения, дальше — характерная жидкая грязь. Это тоже центр.










В то же время на переходах здесь принято пропускать людей. Многие «зебры» не оборудованы светофорами — даже на широких улицах. Но пешеходов терпеливо ждут, не подгоняют.


— Конечно, пропускаем, — кивает водитель красивого внедорожника. — ГИБДД взялась за это дело, контролируют переходы. Никто не хочет платить штраф полторы тысячи — а они стали реально штрафовать.


Брянские автомобилисты любят украсить машину не меньше, чем черниговские коллеги. (Гомель серьезно отстает.) А если уж начал, то остановиться бывает трудно. Похоже, у них даже дилер один.


Продолжаем прогулку по центральной части города. По живописному наплавному мосту перебираемся на левый берег Десны — фактически курортное место. Эта улица (а это, несомненно, улица) даже имеет название — Нижняя Заречная. О каких-то водоохранных правилах тут лучше не заикаться. Дома построены прямо у воды, дорога проходит тут же. Ну как дорога… Здесь даже внедорожники теряют части.














Ощущения от брянских дорог вполне укладываются в приведенные выше слова водителя автобуса: главное — не съезжайте в сторону.


Гомель

Дороги за пределами областного центра, как водится, имеются очень разные. Мы проехали по каждой. И по определению имеем несколько более детальное представление о них, чем о дорогах соседей. Убедились: зачастую подъезды к деревням выглядят лучше, чем иные участки более оживленных трасс, на которых, если постараться, можно потерять колесо.

Эти снимки были сделаны в разное время в разных районах Гомельской области на дорогах, которые не ведут к крупным населенным пунктам. Отыскать откровенно плохие дороги становится все труднее.








Основные дороги внутри Гомеля объективно выглядят сегодня ровнее и наряднее, чем у побратимов. Рисовать экономичные точки вместо разметки у нас пока не догадались.







По сравнению с жителями Чернигова и Брянска гомельские пешеходы идут по нерегулируемой «зебре» словно павы, не всегда удостаивая транспорт поворота головы, уверенные в своей правоте и неуязвимости. Хотя и продолжают порой сетовать на бессердечных автомобилистов. В то же время не умеют пока ходить по диагонали, как это делают в Брянске.


Другое дело если отъехать в сторонку, углубиться во дворы… Здесь работает тот же принцип, что у соседей: чем дальше, тем древнее асфальт. Наши дворы, конечно, не столь «живописны», как черниговские, и вообще не смеют тягаться с брянскими. Но многие далеки от совершенства.




В тот момент, когда мы собирались предаться гордыне за моральный облик гомельских автомобилистов, которые никогда в жизни не припаркуются на «зеленке», наши планы разбились о безобразную картину в одном из спальных микрорайонов. Среди сосен, которые трогательно и с большим трудом сохранили при возведении инфраструктуры, устроили себе логово несколько десятков машин.


Судя по следам на хвое, это их постоянные места ночлега — до тех пор, пока гнездышки не разорил эвакуатор.


* * *

Напоследок сопоставим цены на топливо (в белорусских рублях по курсу Нацбанка Беларуси за литр):

Гомель Чернигов Брянск
АИ-92 11 100 15 400 9500
АИ-95 11 900 16 000 10 400
ДТ 12 300 13 900 9900

Продолжаем сравнивать. В дальнейшем мы, помимо прочего, узнаем, что почем у побратимов, как выживают их троллейбусы, у кого красивее набережная…

Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by