«Остановить и проверить могут даже в глухом уголке». Отрезвляющий рейд ГАИ около украинской границы

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
19 мая 2016 в 8:00

Едва ли не самая сложная обстановка с «пьяными» авариями — в Брестской области. В ответ ГАИ региона предпринимает контрмеры, направляя в проблемные районы сразу по несколько экипажей спецподразделения «Буг». Корреспонденты Onliner.by побывали в одном из таких рейдов в Кобринском районе. Что происходит во время массовых дорожных проверок? Как реагируют местные жители? Читайте наш репортаж.

Вообще, пьяные водители попадаются в любое время суток. Но чаще — вечером, после работы. Во второй половине дня три автомобиля спецподразделения «Буг» ГАИ Брестской области выдвигаются в Кобрин. Инспекторы ориентированы на общий контроль дорожной обстановки, но в первую очередь — на выявление пьяных за рулем.

Определить таких нарушителей можно только по косвенным признакам, например по движению без фар в темное время суток или слишком медленной (быстрой) езде. Хотя в Санкт-Петербурге несколько лет назад создали прибор, который на расстоянии анализирует воздух в салоне автомобиля и выявляет спирт. Это ни разу не считается нарушением, но повод проверить водителя дает. Правда, о применении таких разработок в Беларуси мы пока не знаем. Так что сотрудники спецподразделения полагаются на профессиональную интуицию и внимательность.

Первая остановка — в Кобрине. За полчаса инспекторы проверили несколько десятков автомобилей. У большинства водителей все в порядке, однако обнаружено несколько мелких нарушений (отсутствие техосмотра и т. д.). И ни одного подозрения на употребление алкоголя.




— Все, больше смысла тут работать нет, — решают инспекторы. — Через радиостанции и мобильные приложения водители предупредили друг друга. В частности, в Viber есть закрытые группы для автомобилистов, где пишут о местах патрулирования. В крупных городах это не так заметно, а вот в провинции, где контакты теснее, таким инструментом пользуются активно.


Сейчас экипажи разделяются. Наша Skoda движется в направлении украинской границы. Но патрули всегда на связи — чуть что, готовы прийти на выручку. Случаи разные бывают, к примеру пьяных водителей могут попытаться отбить местные жители. Словом, иногда требуется силовая поддержка.

Коттеджи, обступившие Кобрин, сменяются загородными пейзажами. Въезжаем в местность, где несколько красивых водоемов. Деревня Каташи, например, славится одноименным озером. Люди сюда любят приезжать, жарят шашлыки, не обходится без выпивки. Значит, есть риск, что кто-то сядет за руль после стопочки-другой?




Но в будний день никто не отдыхает — дорога пустынная. Остановили лишь двоих трактористов. Мужики улыбаются — придраться не к чему: трезвые как стеклышко, документы в порядке.



Вообще, водители сельхозтехники тоже входят в группу риска. Недавно даже заговорили, что конфискация по статье 317¹ УК (за повторное управление в состоянии опьянения в течение года) наносит серьезный ущерб сельскому хозяйству. Уж слишком много случаев, когда тракторы, погрузчики, грузовики изымались из-за пьяных водителей. А что возьмешь с простого тракториста? В горячую пору СПК оставались без транспортного средства, шофер — без работы и с долгом, который он не в состоянии выплатить даже за десятки лет.


Въезжаем в деревню Корчицы. Инспекторы сразу обращают внимание на пожилого мужчину, который едет на мопеде. Легкий двухколесный транспорт также в центре внимания ГАИ. Старыми мотоциклами нередко управляют те, кто лишен прав категории B, подростки и пьяные водители. В этот раз проверка показала, что все законно и пенсионер имеет необходимое разрешение. Состояние его сомнений не вызвало: трезвый.



Через несколько минут — опять остановка. Навстречу движется Nissan с женщиной за рулем. Инспекторы решают проверить и ее документы. Тоже никаких вопросов.


Обращаем внимание на реакцию местных водителей. Нет удивления, мол, что тут делает патрульная машина. Напротив, сразу останавливаются, протягивают документы, нет никакой растерянности. Видно, что наряды ГАИ бывают тут регулярно.




Некоторое время колесим по деревне. В поле зрения попадает старенький Volkswagen Passat, который, несмотря на годы, движется довольно шустро. Инспекторы пытаются нагнать его. Но автомобиль неожиданно сворачивает с улицы прямо в поле. Сотрудники ГАИ настигают машину, когда та останавливается во дворе. Водитель несколько удивлен. Оказалось, он даже не подозревал о преследовании. Мужчина трезв, действующее водительское удостоверение есть. В общем, никаких претензий.




Выезжаем из деревни. Снова сельские дороги — снова остановки. И ни одного нарушения! Честное слово, как будто мы в образцовый район приехали. Появление автомобиля ГАИ разве что стало бурной темой для обсуждения у старушек, собравшихся на лавочке.






Переезжаем в большую деревню Дивин, от одного края которой до другого 10 километров. Но снова дорожная обстановка не вызывает опасений. В этот момент показалось, что ситуация не столь драматичная, как видится из Минска. Возможно, проблема преувеличена, а пьяное вождение носит не такой масштабный характер?

Однако как раз во время нашего обсуждения инспекторы заметили серебристый Peugeot 406. Его водитель, увидев машину с маячками, резко свернул налево, а затем припарковался возле калитки, быстро вышел из автомобиля и направился будто бы в дом. Впоследствии оказалось, что это был отвлекающий маневр. Хата не его, да и ехал он в другое место.


— Через месяц выходит срок, — принялся объяснять мужчина в ответ на просьбу предоставить водительское удостоверение.

Выясняется, что он был лишен прав за пьяное вождение. Его просят присесть в патрульную машину. Через планшет инспекторы заходят в базу и проверяют информацию.




Судя по статистике ГАИ, именно так называемые «бесправники» часто составляют серьезную проблему на дорогах. Лишение их порой мало смущает, и они вновь садятся пьяными за руль, совершая смертельные ДТП. Отчасти именно поэтому была введена такая спорная мера, как конфискация транспортных средств.

— Бабка позвонила, попросила подъехать, — у мужчины от волнения дрожат руки.


В этот раз водитель трезвый. База подсказывает, что срок лишения действительно истекает через месяц (после придется сдавать на права заново). Но без штрафа не обойтись: составляют протокол, мужчине предстоит выплатить 1 050 000 рублей.

— Лучше бы в магазин сходил, пива купил, — вздыхает он.




Остается доставить машину по месту жительства владельца: по закону «бесправник» должен быть отстранен от управления. За руль садится сотрудник ГАИ, благо ехать недалеко. Припарковавшись, инспектор передает ключи собственнику автомобиля. Тот впечатлен: «Думал, тихонечко проехать, а тут… налетели!»


А через несколько минут мы услышали еще один рассказ о последствиях употребления алкоголя. Навстречу двигался Volkswagen Passat. На заднем сиденье — четверо ребятишек: мал мала меньше. Водитель абсолютно трезвый. Но нарушение налицо: перевозка детей без автокресел.




В салоне машины ГАИ мужчина рассказывает историю. Сестру лишили родительских прав, сейчас она на химии, что-то связано с пьянкой. У самого есть дети, однако племяшек в беде не бросил, взял к себе, в свою семью. Сам сводит концы с концами, но по натуре трудяга, борется, не сдается. Вот взял землю в аренду, пытается что-то делать, но получается только выживать: «Сегодня работы шаром покати».

Инспекторы сочувствуют, но закрыть глаза на нарушение не вправе. За перевозку детей без специальных удерживающих устройств предупреждения не предусмотрено — выписывают минимальный штраф в 105 тысяч рублей и просят позаботиться об автокреслах.

Дорожная проверка после некоторой паузы продолжается. Заезжаем в «бермудский треугольник», как называют эту местность сами жители. Говорят, в округе активно гонят самогон. Это алкогольные края, и пьяное вождение вовсе не нонсенс.

В деревне Повитье на требование об остановке большинство автомобилистов реагируют спокойно, притормаживают, готовят документы. Им волноваться нечего: состояние не вызывает подозрений.





Но вдруг водитель Volkswagen Passat проезжает мимо, проигнорировав включенные спецсигналы. Инспектор быстро разворачивается. После короткого преследования легковушку останавливают.



— Вообще-то за неподчинение требованиям об остановке положен штраф в полтора миллиона, — объясняет сотрудник ГАИ.

— Ого! Это половина зарплаты в СПК, — удивляется водитель.

Причина неостановки ясна: видно было, как уже после торможения мужчина пристегивал ремень безопасности. Инспекторы принимают решение составить протокол только за это и выписывают штраф в 105 тысяч рублей.


Еще один резкий маневр привлек внимание сотрудников ГАИ возле деревенского магазина — водитель Ford Escort резко дал по газам, увидев патрульную Skoda. Пришлось останавливать также с помощью спецсигналов. Ложная тревога! Мужчина трезв, все документы имеются. Чего испугался — не ясно...




...За время рейда не было выявлено ни одного пьяного водителя, хотя несколько выслушанных нами историй оказались весьма показательными. Но в ГАИ не считают проверку выстрелом в молоко. Основная задача подобных рейдов — вовсе не сиюминутный результат, а достижение стратегической цели: убедить водителей в том, что даже в глухом уголке страны их в любое время могут остановить и проверить на употребление алкоголя.




Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by