Дороги и автомобили Канады: подробная инструкция по выживанию водителя в Северной Америке

Источник: Родион Мирский. Фото: Андрей Тычино
12 июня 2016 в 8:00

Сегодняшняя статья — небольшое исключение. Мы решили поговорить о дорогах и автомобилях другого государства не со случайным визитером-туристом, а с резидентом. Андрей переехал в Канаду несколько лет назад и уже успел изучить ситуацию изнутри, получить, так сказать, инсайдерскую информацию. В монологе автомобилиста нашли отражение не только впечатления от североамериканской дорожной культуры, но и подробные наблюдения за взаимодействием водителей с органами власти, полицией. Признаться, после этого сравнение с особенностями родного края становится еще более интересным.

* * *

Дорогой тюнинг

На дорогах Онтарио заметно, что люди любят самовыражаться с помощью своих автомобилей. Я говорю о тюнинге. Когда у человека есть лишние деньги, которые он готов вложить в машину, то он вкладывает их в покупку более престижной модели. Тюнинг встречается в основном среди молодежи. Автомастерские, занимающиеся им, никогда не стоят без работы: люди подходят к вопросам инвестиций в автомобиль очень серьезно. Делают либо красиво и модно, либо не делают вообще. В основном «прокачивают» внешний вид. Хорошая доработка двигателя стоит около $5—10 тыс. Интересно, что стоимость страховки тюнингованной машины резко возрастает. По статистике автомобили с доработанными силовыми агрегатами гораздо чаще попадают в аварии. В анкетах страховых компаний есть вопрос: не модифицировалось ли транспортное средство? Если да — в страховке могут вообще отказать либо увеличить сумму более чем в два раза. Так, например, самостоятельная установка двойного турбонаддува поднимет цену на 150%. На дорогие модели страховка может начинаться от $200 в месяц. Так что считайте. Если скрыть модификации во время оформления, то при ДТП владелец останется без возмещения независимо от его вины.


Автомобильная графика носит почти на 100% коммерческо-рекламный характер. Лидируют в автораскраске, безусловно, агенты по недвижимости. Причем виниловая реклама подбирается и печатается под заводской цвет машины, и все цветовые гаммы и переходы очень тщательно продумываются.


Марки автомобилей

Какие же марки машин наиболее популярны в Канаде? В основном это японский автопром, а также местный — американский. «Японцы» завоевали доверие своей надежностью и качеством, стойкостью к необычно холодным канадским зимам. Кстати, популярная в Беларуси Toyota Land Cruiser не представлена в Канаде вообще. Ее заменяет Toyota Sequoia. Японские модели тут дорогие, позволить их себе могут не все. Второе место по популярности — у «американцев». Эти автомобили имеют более крепкую физическую конструкцию, но они гораздо менее надежные, а на вторичном рынке их цена сильно падает (resale value). «Лидер» по ценовым потерям при перепродаже — Chrysler. Модели этой марки могут потерять больше половины стоимости за два года эксплуатации. Для сравнения: Toyota теряют примерно 7—10% в год.


Европейские марки Renault, Peugeot, Alfa Romeo, Opel, Skoda, Daewoo и Dacia запрещены для ввоза в Канаду, если автомобиль не старше 13 лет. Для многих белорусов это будет шоком, но 14-летняя машина тут считается «исторической», потому завозить ее разрешают. Качество «европейцев», собранных для американского рынка, оставляет желать лучшего. Ремонт и страховка на европейские автомобили (кроме Volkswagen) в Канаде достаточно недешевое удовольствие. По сравнению с «японцами» они ломаются гораздо чаще. Это отражается и на перепродаже. Например, новая Audi A6 4.2 Quattro в почти полной комплектации стоит $90 тыс., а спустя 10 лет (или 200 тыс. км пробега) ее удастся перепродать только за $7 тыс. Европейская машина в случае серьезной и дорогостоящей поломки отправляется прямиком на свалку металлолома (scrap yard).

Привычки водителей и алкоголь

Канада — мультикультурная страна, культура на дороге сильно зависит от части страны, провинции и даже города или района, в котором вы ездите. В основном канадцы вежливы за рулем. Они всегда пропускают автомобили, идущие на поворот или перестраивающиеся из ряда в ряд, но очень плохо относятся к водителям, разговаривающим по мобильному телефону во время движения, держа его в руке. За это могут продемонстрировать средний палец, а полицейские выпишут штраф в $480 плюс добавят три штрафных очка в права. Наши привычки там поймут не везде. Мигание дальним светом для предупреждения о полиции в Онтарио не воспримут, а вот в США (в штатах Флорида и Нью-Йорк) это распространено. Если моргнут, обязательно нужно поднять руку и поблагодарить.


Женщин за рулем очень много, они ездят наравне с мужчинами, хотя и излишне осторожничают. Таких стереотипов, как «дама за рулем — жди беды», здесь не существует. И вообще, страховка на автомобили для женщин немного дешевле, чем для мужчин — считается, что женщины получают меньше штрафов и ездят аккуратнее. Зато есть другие стереотипы, связанные с национальностью водителя. Самые худшие в восприятии канадца — это китайцы. Китаец может ехать в крайнем левом ряду со скоростью 80 км/ч, и ему будет наплевать на весь поток, что движется 120 км/ч. Такой азиат не перестроится в правый ряд и не уступит дорогу, когда ему будут сигналить. Китайцы в Канаде — водители с наивысшей степенью «пофигизма» ко всем окружающим. Русскоговорящие ездят в основном агрессивно, но уверенно. Они почти никогда не попадают в неловкие ситуации, но на дороге обращают на себя внимание резкими маневрами и превышением. Их часто штрафуют. Коренные канадцы соблюдают все правила и очень вежливы на дорогах. Но есть два правила, которые соблюдаются небезоговорочно: скоростной режим и употребление алкоголя за рулем.


В Канаде есть законный лимит алкоголя в 0,8 промилле, превышать который нельзя. Лимит для молодых людей до 21 года — 0,00. В некоторых юрисдикциях введено правило, что при 0,5 промилле, если человек ведет себя неадекватно, у него имеют право изъять водительское удостоверение на 24 часа в административном порядке. Если автомобиль при этом не может быть безопасно припаркован, он будет отбуксирован на штрафстоянку за счет нарушителя.


Если количество алкоголя превысило 0,8 промилле, сразу предъявляют уголовное обвинение. В Онтарио за это полагается до $1 тыс. штрафа, лишение прав до двух лет, а также обязательное прохождение программы back on track. Это образовательная программа, в рамках которой почти месяц объясняют, почему нехорошо пить за рулем. Пройдя эту программу и вернув водительские права, нарушителю еще год придется ездить со специальным устройством ignition interlock — компьютером с сенсором дыхания. Каждый раз для запуска двигателя ему нужно будет дуть в трубку. При обнаружении паров алкоголя машина не заведется. За руль других автомобилей, не оборудованных interlock, в этот период садиться нельзя.

Качество дорог

Само состояние канадских дорог сильно варьируется в зависимости от времени года. После зимы может вылезти уйма выбоин. Но ямочный ремонт проходит весьма быстро и активно. В апреле — мае из-за работ часто перекрывают дороги, приходится каждое утро проверять веб-сайт городской администрации, чтобы не столкнуться с затяжными объездами. Во время ремонта перекрывают одну полосу, это место обозначается многочисленными огнями и знаками. Заранее на пути всегда стоит флагман-регулировщик или полицейский. Флагман регулирует проезд через рабочую зону, и теоретически неподчинение ему влечет такой же штраф, как в случае неподчинения регулировщику. На практике я никогда не видел подобных нарушений.



Парковка

Стоянки — больная тема любого большого города. На парковках тратятся и зарабатываются миллионы долларов. Люди, в чью задачу входит выписывание штрафов за нарушение правил стоянки, могут быть работниками специальной парковочной полиции или просто служащими городской администрации, работниками частных охранных компаний. Последние имеют разрешение на наложение штрафов от лица провинции или администрации.


Так выглядит машина парковочных сервисов, проверяющих соблюдение правил стоянки

Этот штраф в $40 выписан за неоплату стоянки в автомате

Кроме неоплаты стоянки в автомате, штраф может быть выписан и за то, что водитель не разобрался со знаками, запрещающими или разрешающими стоянку в какое-то определенное время. Для наглядного примера — два таких знака.


На первый взгляд полная неразбериха. Давайте расшифруем. Остановка запрещена с 7 до 9 утра, а также с 15:00 до 18:00 с понедельника по пятницу. А стоянка запрещена с 9:00 до 15:00 с понедельника по пятницу. И тот и другой знак действуют слева и справа от места, где они установлены. Примечательно, что в Онтарио действие знака, информирующего о стоянке, распространяется от столба до столба. Поэтому на каждом фонаре знак должен дублироваться, иначе он не действует.


А здесь, судя по знакам, стоянка слева от столба запрещена, но справа разрешена — на 2 часа, с 7 утра до 7 вечера. Стоянка платная, паркомат находится справа.


Оплату можно произвести с помощью кредитной карты, монет, купюр, а также через приложение для смартфона paybyphone. Чек кладется под лобовое стекло. В случае оплаты через смартфон докупить дополнительное время можно не возвращаясь к машине.


 

Движение в городе

Первое существенное отличие от езды по Беларуси — поворот направо на красный свет всегда разрешен. При этом необходимо сделать полную остановку перед светофором и убедиться, что маневр безопасен. Если вместе с красным сигналом горит зеленая стрелка направо, то остановка перед светофором необязательна. Также разрешен поворот налево на красный при условии осуществления маневра с одной улицы с односторонним движением на другую такую же. Есть отдельные перекрестки, где поворот направо на красный свет запрещен, — в этом случае установлен соответствующий знак.


Встречаются необычные знаки, которые запрещают повороты или другие маневры из-за повышенной аварийности перекрестка.


Для пущего убеждения сумма штрафа за нарушение указана прямо на знаке — $90

Над каждой полосой висит свой отдельный светофор, непосредственно контролирующий эту полосу.

Разворот, несмотря на разрешенный поворот налево, запрещен с 7 до 9 утра, то есть в час пик

Фоторадары в Онтарио запрещены законом. Их нет нигде. Но проехав на красный свет, можно получить «письмо счастья» на $380. Все светофоры с камерами обозначены знаком. Таких светофоров очень мало. За это нарушение не идет запись в права, информация о нем не поступает в базу данных полиции после погашения штрафа.


Загородные трассы

Все автотрассы (highway) пронумерованы и идут либо с запада на восток, либо с севера на юг. Поэтому большинство съездов обозначены не названием города, куда ведет дорога, а номером магистрали и направлением.



Все съезды имеют очень длинную полосу разгона и вливания в трафик. После того как водитель попадает на магистраль, он видит знак с номером дороги и направлением движения. Если в данный момент несколько магистралей с разными номерами являются одной и той же дорогой, но в пути разойдутся, укажут все номера дорог, которые на этом участке совпадают.


Здесь указано, что главной магистралью является хайвей 417, который совпадает в данный момент с трассами 17 и 7. Кленовый листок снизу означает, что дорога является частью Trans Canada Highway system

Trans Canada Highway system проходит через всю Канаду от St Johns, Newfoundland, до Ванкувера в Британской Колумбии, ее общая протяженность — около 7,8 тыс. км. Именно такое расстояние придется преодолеть водителю, желающему проехать Канаду от берега до берега. Это примерно на 800 км больше, чем расстояние от Минска до Торонто по воздуху. Трансканадская магистраль каждый раз меняет номер при въезде в другую провинцию.


Номера трасс увеличиваются с востока на запад и с юга на север. Последним выездом с магистрали перед границей провинции или окончанием дороги всегда будет выезд номер 1.


Безопасность на хайвеях достаточно хорошая. Обочины очень широкие (как слева, так и справа), и у каждого края дороги есть так называемая rumble strip — полоска в виде стиральной доски, при наезде на которую машину начинает трясти. Это сделано специально, чтобы водитель понимал: колеса сейчас сойдут с покрытия. Кроме того, полоска помогает разбудить заснувшего автомобилиста.


Разметка на магистралях обновляется регулярно без закрытия движения. Трафик выстраивается в одну из полос (как правило, в правую), а в левой полосе идет колонна из 5—7 машин дорожников.



Из-за суровых канадских зим проблема с недолговечной краской для разметки стоит остро. Поэтому на дорогах в условиях реального износа одновременно тестируются сотни химических формул и модификаций красок и из них выбирается наиболее устойчивая.


Придорожный сервис в провинции Онтарио представлен центрами под названием OnRoute, которые включают в себя павильон для отдыха и питания, туалеты, а также магазинчик и заправку. Напоминания о приближении к такому центру начинаются примерно за 20—30 км, а заезд четко обозначен знаком. Грузовой и легковой трафик направляют на разные стоянки.



Проезд на легковушке ведет ко входу в сервисный центр. Внутри — пункты быстрого питания, банкомат и стенд с выпечкой. Туалеты на 20 посетителей находятся у самого входа. Возле раковин есть место для замены подгузника у ребенка, кран с питьевой водой для домашних животных.





Далее по пути — заправка. Рядом с ней стоит магазинчик и колонки самообслуживания. На таких АЗС бензин всегда дороже (на 5—7 центов за литр), чем на городских. Сейчас литр бензина в Южном Онтарио стоит около 103—105 центов.



При выезде обратно на магистраль можно увидеть таблицу, на которой указаны расстояния до четырех ближайших сервис-центров сети OnRoute. Иногда проще съехать с трассы в любой попутный город и получить там те же услуги. Сервис OnRoute создан именно для удобства — ведь он находится прямо на магистрали.


Но далеко не везде страна так хорошо оборудована и безопасна, как в Южном Онтарио. На севере провинции есть дороги с огромными расстояниями между населенными пунктами (до 700 км). Зимой в этих местах температура может падать до –30 С°, поэтому при отсутствии мобильной связи любой инцидент на трассе становится смертельно опасным. В Канаде есть самая удаленная на континенте дорога. Расстояния между населенными пунктами на ней превышают 600 км, промежуточных сервисных станций и пунктов помощи может не быть на протяжении 300 км и более.


Взаимопомощь на дороге

Если машина остановилась из-за поломки, то, как правило, в течение 10—15 минут кто-нибудь остановится и предложит помощь. Добровольная привычка воспринимается как обязательная: в зимнее время из-за сильных холодов было много случаев гибели водителей от обморожения.

В Канаде действует ассоциация СAA (Canadian Automotive Association). Она предоставляет такие услуги, как «прикуривание» при севшем аккумуляторе, замена колеса, вскрытие запертой двери, вытаскивание застрявшего автомобиля, буксировка на расстояние до 360 км. Вызвать помощь можно бесплатно четыре раза в год. Ежегодный членский взнос составляет $180—200. Эта сумма покрывает расходы на гостиницу, питание и прокат машины сроком до трех дней, если участник ассоциации застрял в пути из-за поломки.

Штрафы и наказания

При официальном ограничении скорости в 100 км/ч полиция не выписывает штрафов за превышение до 130 км/ч. А вот тот, кто разогнался сверх нормы на 50 км/ч и больше, получает огромный штраф ($2—10 тыс.) и лишение прав сроком до двух лет с тюремным заключением до шести месяцев или без него. Если автомобиль был замечен за таким нарушением, он подлежит немедленной доставке на штрафстоянку на семь дней, водительские права также изымаются на семь дней. Домой нарушитель добирается как хочет. После этого дело направляют в суд, который и выбирает меру наказания.


На «тикете» нет строчек для заполнения самим нарушителем — свои аргументы оставьте для зала суда. Штрафы можно обжаловать, что иногда позволяет снизить сумму и даже заменить одно нарушение другим, менее тяжелым. Очень часто, останавливая за большое превышение скорости, выписывают штраф за меньшее с пометкой R (Reduced) в «тикете», что является своего рода свидетельством о получении «скидки». Дается до 45 дней со дня нарушения, чтобы обратиться в суд. Судья, видя код R, понимает, что водителю уже простили грубое нарушение. Если полицейский, выписавший штраф, не явился на судебное заседание, плата аннулируется. Также штраф считается недействительным, если после его выписки обнаружилось, что на «тикете» есть одна из следующих ошибок: нет подписи или имени офицера; нет даты нарушения или она неверна; неверно указана статья нарушения; неверно посчитана или не указана сумма штрафа; неверно указано место нарушения; от даты нарушения до даты выписки штрафа прошло больше семи дней. Если такая ошибка была замечена, человек должен отправить штраф на судебное разбирательство и… не явиться в суд. Суть в том, что модифицировать что-либо на «тикете» закон запрещает, а поскольку нарушителя (ключевой стороны дела) в зале нет, судья будет обязан отменить обвинение из-за дефекта в оформлении.

Пример квитанции о нарушении

Штрафы, в случае признания вины судом или же самим нарушителем, хранятся в досье три года. Штрафные очки идут почти со всеми штрафами, кроме превышения скорости на 15 км/ч или меньше. Штрафы за более серьезные превышения могут иметь 3, 4 или 6 очков. Когда набирается 15 очков, права изымаются на 30 дней. При повторном наборе 15 очков в течение года права изымаются на шесть месяцев. Если человек допустил три дорожных нарушения за три года, автостраховка поднимается на 25%. После четвертого нарушения в течение трех лет страховой полис аннулируется.

Кому-то все эти правила могут показаться сложными, витиеватыми и непонятными. Но сами канадцы уверены — ограничения работают, дороги становятся безопасными, а грубые нарушения пресекаются «рублем» или же тюрьмой.



...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Туристические навигаторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by