Женщина, которая «ехала на желтый» в Бресте, столкновение мотоцикла и легковушки возле станции метро «Петровщина» и много других аварийных ситуаций связывает одно обстоятельство — водители пытались завершить проезд перекрестка. На днях на нашем форуме было размещено любопытное видео, разобрать которое мы предложили Юрию Краснову. Автор ролика двигался прямо через перекресток Нарочанская — Победителей в Минске, но проехать не смог — автомобиль застрял посередине пересечения. Кто прав и что надо было делать?
— Известная ситуация: водитель, которого обвиняют в проезде на запрещающий сигнал светофора и, соответственно, совершении ДТП, апеллирует к железобетонному аргументу, мол, второй участник аварии обязан был позволить мне завершить проезд перекрестка, — напоминает эксперт. — Чья правда? Давайте разбираться.
По дороге обсуждаем аварию в Бресте, где столкнулись Peugeot и Hyundai. Женщина, управлявшая первым автомобилем, сказала, что двигалась на желтый. Однако видеозапись позволяет усомниться в ее словах. Для перпендикулярного направления загорелся зеленый, минуло около двух секунд, и произошло столкновение.
— Когда для направления Hyundai загорелся красный с желтым, автомобиль Peugeot находился на расстоянии примерно двух столбов от перекрестка, а это около 60 метров, — рассуждает Юрий Краснов. — Почему же она не остановилась? Предположений может быть несколько. Например, она отвлеклась на что-то в салоне. Хотя перед этим смотрела вперед, видела, что горит зеленый. А потом перевела взгляд в другую сторону и продолжила движение, будучи уверенной в преимущественном проезде. То есть не удостоверилась в полученной информации. Еще один закон безопасности дорожного движения гласит: перепроверяйте сигналы светофора по несколько раз.
Вторая ситуация имела место на пр. Дзержинского в Минске. Водитель мотоцикла начинал движение со светофора, а встречный автомобиль то ли поворачивал налево, то ли разворачивался. За доли секунды водитель машины успел остановиться, однако находился он в этот момент уже поперек дороги.
— Судя по всему автомобили поворачивали на зеленую стрелку. Водитель машины, попавшей в ДТП, выехал то ли на моргающий сигнал, то ли уже на погасший, — предполагает эксперт. — Меня больше удивила позиция мотоциклиста. Горит красный с желтым, а он уже пересекает стоп-линию и всех опережает. Это, увы, стандартная ситуация.
Пытаетесь кого-то опередить при смене сигнала светофора — есть риск попасть на машину, завершающую маневр. Что хотел, то и получил...
А автомобилист... Ну, каждый видит такие ситуации, когда в последний момент на моргающий сигнал кто-то пытается проскочить.
Интересно, что мы сами оказались в роли автомобилистов, не успевших завершить маневр. Водитель Toyota перед нами не решился переезжать большое пересечение и застыл, хотя формально он уже пересек линию, то есть находился на перекрестке.
В похожем, но более нелепом и сложном положении оказался автор рассматриваемого ролика, пользователь форума fleetStreet. На пересечении ул. Нарочанской и пр. Победителей он пытался проехать из среднего ряда прямо (собственно, это единственная полоса, из которой разрешен данный маневр). Попутные и встречные машины поворачивали налево. Автор видео действовал аккуратно, за что и поплатился: застыв на перекрестке, он не смог проехать на зеленый. Ни туда, ни сюда!
Нам этот сюжет показался примечательным и характерным: вот тот самый случай, когда нужно было дать завершить маневр! Ведь так?
— Давайте сначала еще раз посмотрим видео, — эксперт берет в руки смартфон. — Вот загорелся зеленый, наш водитель поехал. Опа! Прямо перед ним автомобиль, который не может повернуть налево. Конечно, пространство справа надо было использовать для объезда, но… Впрочем, это нормально, что человек засомневался. А тут со встречной высунулась машина. Потом маршрутка… И если она только стартовала со светофора, то в прямом направлении по пр. Победителей автомобили неслись без остановки. По этой причине выезд поперек являлся большим риском.
Это не единичный случай, когда прямое движение в Минске лишается приоритета и «зажимается» в тиски поворачивающих налево.
Пытаясь проанализировать дорожную обстановку, мы трижды проехали по перекрестку. Лишь один раз сложились обстоятельства как у автора видео. Юрий Краснов, который находился за рулем, прокомментировал свои действия: «Прямо можно только со средней полосы, с нее же разрешены повороты налево и направо. А значит, водители будут уступать встречным и перекроют мне движение. Поэтому, чтобы выиграть пространство, я не приближаюсь к автомобилям слишком близко. Внимательно смотрю вперед, в зеркало заднего вида и проезжаю».
Интересный вопрос: ведь автор видео мог взять правее и объехать двигавшуюся впереди машину. Строго говоря, он действовал согласно ПДД, ведь перестроения на перекрестке запрещены. Однако в результате оказался в еще более сложном положении.
— Возможно, водитель рассчитывал, что машины успеют повернуть или места на перекрестке хватит всем, — задумался эксперт. — Но не получилось. А он должен был думать, как поскорее проехать и не остаться в одиночестве.
Увы, автомобилист замешкался, хотя заметно, что справа машин не было. Он потерял удобный момент, когда встречный автомобиль, который поворачивал налево, стал выполнять маневр. За ним последовал еще один...
Это классическая проблема на минских перекрестках — когда встречные автомобили, поворачивающие налево, перекрывают друг другу обзор. Водители обычно осторожничают, высовывают нос машины вперед, и ситуация еще более усугубляется.
— И когда перекресток, казалось, освободился, автор видео столкнулся с другой проблемой: маршрутка, которой загорелся зеленый, начала движение и не дала завершить маневр, — продолжает Юрий Краснов. — Это тот случай, когда нельзя ехать на разрешающий сигнал светофора — вы должны дать возможность другому водителю освободить перекресток. Именно такие ситуации имели в виду составители ПДД.
Совет эксперта для таких ситуаций простой: двигаться за автомобилем не вплотную, а оставляя место для собственного же маневра. Отслеживать обстановку спереди и сзади. При необходимости аккуратно объезжать переднюю машину и завершать маневр.
В целом же тут напрашивается дополнительная секция светофора — для поворачивающих налево. Это бы сняло напряжение с узла и помогло движущимся прямо.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by