Сотрудник ГАИ: «Когда увидел фото с места аварии, удивился, как я вообще жив остался...»

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
13 марта 2017 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«Это вы со мной хотели поговорить?» — в редакцию, заметно прихрамывая, вошел человек в милицейской форме. Если не знать, что произошло в жизни моложавого инспектора, можно подумать, что перед нами рядовой сотрудник Минской ГАИ... Пять лет назад во время преследования пьяного водителя (за рулем милицейской Lada был напарник) Андрей Чаевский потерял ногу. Затем была кома и воскрешение — в прямом и переносном смысле. Удар судьбы инспектор перенес достойно — его не сломила ужасная травма. Напротив, он нашел силы вернуться к службе, у него родилась дочь, появилось жилье (пусть и не свое). Сегодняшняя публикация — о мужестве, любви и взаимопомощи.

Ничто во внешнем виде не выдает в Андрее пережитое пять лет назад. Многие даже не подозревают, что под правой штаниной протез: ну мало ли чего человек прихрамывает... В мимике, жестах, интонации собеседника — спокойствие и уверенность. На протяжении всего интервью Чаевский на непростые вопросы отвечал так, словно речь шла о каком-то обыденном дежурстве.

— Помните тот день? — первым делом спросили мы.

— Да, только это был не день, а ночь. У меня шло четвертое ночное дежурство подряд. С напарником находились на площади Мясникова. Услышали по радиостанции, что сотрудники ГАИ Октябрьского района преследуют водителя Volkswagen Polo, который не остановился по требованию. Было подозрение, что автомобилем управляет пьяный. Обычное дело...

Впоследствии эта информация подтвердилась — за рулем находился мужчина 1976 г. р., у него обнаружили 1,77 промилле, ранее он был судим за убийство. Водителя удалось задержать на проспекте Любимова.

— Мы решили помочь, — продолжает инспектор. — У нас так принято — когда кто-то находится поблизости, всегда помогаем коллегам из соседнего района.

Андрей Чаевский до сих пор говорит о работе в ДПС в настоящем времени, хотя после произошедшего вернуться в дорожно-патрульную службу не смог. Слова, впрочем, звучат несколько безучастно. Ощущение, что он много раз описывал эти события, и теперь воспоминания не вызывают столь глубоких эмоций, как раньше.

— Выехали на улицу Московскую, потом на Железнодорожную... — рассказывает наш собеседник. — Дорога была пустой. Скорость? Уже не помню, но в Lada Priora даже 70—80 км/ч чувствуются.

«До самого момента удара помню все: как проезжали путепровод, как минули развязку с проспектом Жукова, как предложил напарнику немного сбавить скорость. Говорю, мы все равно его не видим, а улица узкая, знак „40“ стоит... Он там до сих пор есть, как раз перед заправкой, где мы не вошли в поворот»

В разговоре возникает тяжелая пауза. Сами хорошо помним то утро августа 2012-го. На форуме написали: машина ГАИ в столбе, судя по чудовищным повреждениям не обошлось без пострадавших. Заметим, что удар был сильнейшим — двигатель Lada оказался в салоне. Практически сразу же пришла официальная сводка из ГУВД: «Пострадали два инспектора. Одному из них пришлось ампутировать ногу».


На тот момент пострадавший инспектор находился в коме и сам не знал, что с ним произошло. Сознание вырезало страшные моменты из памяти. Как автомобиль вышел из-под контроля, как машину занесло, как произошел удар — ничего этого Андрей Чаевский не помнит.

— Очнулся — сиденье сломано, я лежу, а напарник спрашивает: что случилось? Похоже, он тоже отключился. В тот момент никакой боли я не почувствовал, хотя ноги уже не было, — сказался шок... Машина побита, пар в районе капота идет, видимо, радиатор повредило. Я говорю: разбились, наверное. Тут как раз автомобиль остановился — бетономешалка, рядом автотранспортное предприятие. Водитель выскочил — и к нам. Потом я опять потерял сознание.

Водителя милицейской Lada достали очевидцы. А вот пассажира освободить из искореженного автомобиля смогли только с помощью специнструмента спасатели. Именно сотрудники МЧС сделали кадры с места происшествия. Фотографии позволяют понять, какой силы был удар.

— Второй раз пришел в себя, когда доставали эмчеэсовцы. Что было потом, уже не помню. Врачи рассказывали, что в больнице на операционном столе я еще сидел и судорожно спрашивал: «Где оружие?»

Утерять пистолет — страшный сон для любого сотрудника милиции. Интересно, что сознание в тот момент выудило именно эту информацию. Андрея успокоили, сказав, что оружие в надежных руках, и только тогда он подчинился врачам. Затем была кома, длившаяся несколько дней. Пострадавшего подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, а руки... связали. Боялись, что очнется и сделает с собой что-нибудь.

— Когда пришло осознание, что произошло необратимое? — спрашиваем.

— Как только открыл глаза и вернулось зрение. Потому что сразу была пелена... Стал проверять, все ли на месте. Мне ж никто ничего не говорил.

«Пошевелил правой, левой рукой, левой ногой, а правой — нет, не чувствую, не шевелятся пальцы... И тогда понял, что голени нет. Я ж не молодой. Все осознаю, отчет себе отдаю»

На самом деле Андрею сейчас всего 37 лет, а на момент аварии было 33 года. Для мужчины — расцвет сил. Признается, что стал искать глазами жену: не ушла, не бросила? А она всегда была. И супруга, и родители все эти дни дежурили около больничной палаты.

— Она пришла и просто сказала: «Мы с тобой, все будет хорошо, я тебя не брошу», — коллеги инспектора говорят, что огромную роль в восстановлении и поддержании Андрея сыграла именно супруга. — Ну раз жена рядом, я успокоился. Она от своих слов не отказывается. На тот момент были женаты уже 10 лет. Сыну тогда только исполнилось десять. С ним было сложнее — увидев, расплакался, однако потом собрался, стал приободрять.

Сослуживцы Чаевского отмечают, что удар судьбы он держал достойно, хотя для многих это было бы жизненным нокаутом. Понятно, его все поддерживали, каждый день в больницу приезжали друзья, знакомые, коллеги. Работал психолог. Но смириться с такой травмой для молодого мужчины очень непросто. Для кого-то инвалидизация становится смертным приговором — алкоголь, обида на всех и вся... Внешне инспектор выглядел спокойным. А что внутри?

— Принял травму... Ну а что поделаешь, все равно ж надо жить дальше, — пожимает плечами собеседник, как будто речь идет о каком-то пустяковом решении. — Ногу не приделаешь. Очень хотелось вернуться на работу. Я понял: надо быстренько восстанавливаться. Когда находишься среди людей, некогда концентрироваться на негативе...

Как инспектор принял решение продолжить службу — отдельная и сложная тема. Вся жизнь его была связана с автомобилями и милицией. В начале 2000-х пришел в Департамент охраны МВД, служил водителем-милиционером в группе задержания. Потом сопровождал ценные грузы. За год до аварии, перевернувшей его жизнь, перешел в ГАИ. Почему именно ДПС? Говорит, привык к дороге, все служебное время проводил за рулем...

— Что это был за год? — вспоминает наш собеседник работу инспектора ДПС. — Всякое случалось. И преследования, и задержания. Раз зимой на «девятке» гнали пьяного водителя. Тогда я за рулем был. Нам сотрудники ГАИ Октябрьского района как раз помогали. Ну задержали. Что говорил? Испугался, думал, уйду. Как все в таких случаях.

В Беларуси много говорят о социальной ответственности государства. Как в таких ситуациях обычно поступают, мы не раз описывали в публикациях. К счастью, этот случай в хорошем смысле сильный пример. После происшествия ведомство не отвернулось от инспектора, оставшегося инвалидом. Это было самым важным для него. Тогдашний начальник Минской ГАИ дал поручение: «Сделайте все, чтобы он остался работать у нас». В результате Андрей продолжает нести службу в отделе административной практики.

— Работа кабинетная, и поначалу было очень непривычно. Сейчас, конечно, привык, — признается инспектор.

«Но если бы была возможность вернуться в ДПС, на улицу, в служебный автомобиль, — не раздумывая согласился бы»

Заходит речь об отношениях с бывшим напарником, который в момент аварии был за рулем. В ДТП виновным признали именно водителя Lada. Дело дошло до суда, на заседании стороны заявили о примирении.

— А как на самом деле, простили? — мы понимали, что это сложный вопрос, но не могли не задать его.

— Сразу я вообще не знал, как себя поведу. После аварии ведь мы лежали в одной палате. Было время обсудить ситуацию. Вскоре его выписали. Обиды не было. Что это поменяет? Врага нажить?

Однако на вопрос, а если бы он сам оказался за рулем, смог бы справиться с управлением, пройти тот злосчастный поворот, отвечает: «Такие мысли до конца жизни, наверное, будут...»

Уникальность этой истории в том, что инспектор не отчаялся, жизнь не пошла под откос, а судьба ответила благодарностью. Через некоторое время у Андрея родилась дочь, Мингорисполком выделил во временное пользование двухкомнатную квартиру, в которой они сейчас живут.

— Во всем нужно искать положительные моменты, — считает Чаевский. — Одно забрали, другое — дали.

Да, жизнь изменилась. Теперь Андрей воспринимает городскую среду по-другому. Если раньше путь, например, от дома до ближайшего магазина занимал пять минут, то сейчас втрое больше. Любая лестница отныне — сложнопреодолимое препятствие. Шаг в сторону от тротуара, и идти невозможно. Падения зимой, когда скользко, — обычное дело... Как говорили врачи, для инвалида пройти сто метров сопоставимо с дистанцией в километр для обычного человека.

— Долгое время после аварии не мог привыкнуть, что ноги нет. Вставал с кровати и тут же падал, — вспоминает наш собеседник. — А еще мучили фантомные боли — до тех пор, пока не сделали протез и не начал ходить. Боль была адской! Как я себе объясняю, мозг какое-то время не мог привыкнуть, что ноги нет, и посылал импульс.

К протезированию приступили через восемь месяцев после аварии. Протез долго не могли подобрать — нога ведь постоянно худеет. Приходилось менять раз в несколько месяцев, подбирать другую чашку. Потом снова и снова... И так в течение четырех лет.

— Со временем постепенно все наладилось, устроилось, — улыбается инспектор. — Врачи запрещают поднимать предметы тяжелее пяти килограмм, но мужская работа по дому осталась за мной... Забираю ребенка, делаю покупки в магазинах.

Если бы не автомобиль, то представить свою нынешнюю жизнь Чаевский, конечно, не смог бы. Признается, что дойти до остановки теперь — испытание. Машина сейчас стала не факультативным средством передвижения, а опорой в жизни, позволяет быть социально активным. Рассказывает, что опознавательный знак на авто не вешает, спецместами на парковках пользуется крайне редко — другим нужнее. По поводу нарушений правил остановки-стоянки считает, что увеличение штрафов не решит проблему, а вот при активном участии службы охраны магазина это реально.

— Какие планы? — интересуемся в завершение разговора.

— Детей воспитать. А по службе... Какому солдату не хочется стать генералом? Но мне ведь это уже не грозит. Случившееся же практически не вспоминаю. Что было, то было... Как-то натолкнулся на фото с места происшествия. Увидев нашу поврежденную Lada, только удивился, как вообще жив остался...

Силовые тренажеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

/ Теги: ГАИ,