Спор на тему «какой закон важнее» привел минчанина Виктора в суд. Дело касалось техосмотра. После прохождения линии Nissan Patrol признали не соответствующей требованиям Технического кодекса установившейся практики (ТКП). Автовладелец возмутился: о каком ТКП может идти речь, если порядок техосмотра уже более двух лет регулирует Техрегламент Таможенного союза? Камнем преткновения стала тонировка задних стекол с помощью пленки.
«Проходили ТО на станции на ул. Будславской в Минске, — рассказал Onliner.by Виктор. — Nissan Patrol проходил линию без проблем, единственное, что смутило работников, — темная пленка на задних стеклах. В диагностической карте указали пункты, по которым техсостояние автомобиля не соответствует документу под названием ТКП 309-2011 „Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств“. Мы задались вопросом: почему ссылаются на ТКП, когда в стране, по нашим сведениям, уже более двух лет действует другая норма — Техрегламент Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“? Ведь он обязателен для применения в странах ЕврАзЭС с 1 января 2015 года. В этом документе указывается: „С момента введения в действие настоящего техрегламента национальные техрегламенты государств — членов Таможенного союза не применяются“ (пункт 112). Мы обратились в суд с просьбой провести техосмотр в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза».
Из-за чего мужчина пошел на принцип? По его мнению, Техрегламент ТС частично разрешает тонировку: «Пункт 4.3 оговаривает светопропускание в 70% только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя. Про задние стекла — ни слова. В ТКП требования более жесткие. Но так как Техрегламент ТС стоит выше местного, отказ в отметке об удовлетворительном прохождении техосмотра мы посчитали незаконным».
«На самом деле пленку на стеклах запрещает и ТКП, и Техрегламент ТС, — рассказали Onliner.by специалисты отдела технадзора Минской ГАИ. — Автовладелец цитирует пункт 4,3 международного документа, но не говорит о 4,2. А там сказано: „Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла)“. Это же требование изложено и в ПДД (приложение 4, пункт 37). Допускается только тонировка в массе стекла с маркировкой 43R (может быть ниже 70 процентов при условии, что нанесено дополнительное обозначение „V“), но никак не пленка».
Как бы то ни было, иск от имени собственника авто Дарьи был направлен в суд. «Вывод о состоянии машины незаконен, так как контроль безопасности должен проводиться в соответствии с Техрегламентом ТС, а не ТКП», — говорилось в обращении. К иску прилагается и ответ из МИДа: «В случае расхождения положений техрегламента Союза с положениями актов нацзаконодательства применению подлежат положения техрегламента Союза». Одним словом, Техрегламент ТС главнее.
В итоге суд встал на сторону станции, ссылаясь на законодательные акты Беларуси. В удовлетворении иска о понуждении к проведению техосмотра в соответствии с Техрегламентом ТС отказали.
«Стоит заметить, что Техрегламент оставляет за государством — участником союза право увеличить требования к безопасности, — дополнили в отделе технадзора Минской ГАИ. — Но в данный момент (после 2015 года) местные законы и требования ТС одинаковы: не менее 70% светопропускания и никаких пленок. В данном конкретном случае с Nissan Patrol нет разницы, к какому документу отсылаться: согласно обоим машина с пленкой на стеклах техосмотр не пройдет».
Продажа и установка автостекол на сервисе «Услуги» Onliner.by