Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» продолжает удивлять. Сначала были страсти по ЭРА-РБ: ввоз авто без кнопки экстренного вызова в Беларусь должны были запретить с начала 2017 года. Внедрение системы отложили до 2019-го. С 1 июля должно было вступить в силу еще одно требование техрегламента — обязательное свидетельство о безопасности конструкции. Без него нельзя было бы зарегистрировать транспорт, ввезенный из Европы и других стран, не входящих в ЕС. Сегодня стало известно, что отложили на потом и его.
Итак, требование техрегламента официально вступило в силу 1 июля. На протяжении прошедшей недели, то есть уже после вступления в силу закона, мы пытались выяснить, как именно оно будет работать, в каких случаях свидетельство о безопасности конструкции потребуют при регистрации, где его взять и у кого подписать. В регистрационных отделах ГАИ корреспондентам Onliner.by говорили, что еще не пришли пояснения из УГАИ МВД, спасало только то, что ни одна машина из ЕС на регистрацию не приехала. В Управлении Госавтоинспекции еще вчера, спустя 11 дней начала действия документа (на бумаге), утверждали, что окончательное решение не принято, ответственные лица из других ведомств должны оформить требования в документ, который поступит исполнителям, то есть в ГАИ. Но вот-вот обо всем объявят. Сегодня же Госстандарт распространил радостную весть: физлица могут ввозить транспортные средства для собственных нужд из-за пределов ЕАЭС без свидетельств о безопасности конструкции до 1 июля 2018 года.
А теперь официально. «Решение было принято по итогам совещания по актуальным вопросам в сфере техрегулирования в условиях ЕАЭС, состоявшегося на минувшей неделе, — сообщает пресс-служба „Госстандарта“. — В соответствии с техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств» документом, подтверждающим соответствие машины требованиям ТР ТС 018/2011, является свидетельство о безопасности конструкции этого транспортного средства. Свидетельство было включено в перечень документов, которые необходимо предоставить при регистрации авто в ГАИ».
Далее указывается причина переноса. Упрощенно ситуация выглядела следующим образом. В 2011 году приняли техрегламент, он вступил в силу в 2015-м. Согласно документу, «свидетельство» было необходимо всем: и физлицам, и ИП, и юрлицам. Совмин отодвинул необходимость в «свидетельстве» до 1 июля 2017 для физических лиц (потому как ранее ничего подобного в стране не применялось). Прошло время, принимались новые законы. В одном из них говорилось, что заявителем при оценке соответствия могут быть юрлицо и ИП (изготовитель или продавец либо уполномоченное изготовителем лицо). То есть вышла нестыковка с текстом 2011 года.
Далее в пресс-релизе говорится, что сейчас на стадии согласования находится проект изменений в техрегламент. В нем предлагают исключить это требование. Для принятия решения по этому вопросу требуется еще время. А пока решили внести перенести срок вступления в силу требования на один год (то есть до 1 июля 2018 года). До этой даты для регистрации авто свидетельство о безопасности конструкции не требуется.