Госстандарт: ввоз авто без кнопки экстренного вызова в Беларусь разрешен до конца 2018-го. На какой стадии находится «ЭРА-РБ»?

 
05 января 2017 в 16:44
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

В конце декабря в «Госстандарте» провели совещание на тему практики применения одной из переходных норм технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковушки должны оснащаться устройством экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. И вот стали известны результаты этой встречи. Сообщается: у Беларуси есть рассрочка до конца 2018 года.

Норма об обязательном наличии устройства вызова оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС содержится в техрегламенте, разработанном для всех стран — участниц Таможенного союза. Требование касается всех легковых автомобилей, которые поступают в продажу в странах ТС. Скорее всего, это повлечет рост цен на авто, рынок потеряет еще больше моделей, в РФ теряет смысл (из-за дороговизны и краш-тестов) ввоз машин из-за границы.

Что же в Беларуси?

«В нашей стране выпуск в обращение транспортных средств без их обязательного оснащения устройствами вызова экстренных оперативных служб возможен до 31 декабря 2018 года, — сообщили в пресс-службе „Госстандарта“. — Такое решение принято по итогам совещания по актуальным вопросам в сфере технического регулирования в условиях ЕАЭС, состоявшегося на площадке правительства в конце декабря прошлого года. В совещании участвовали представители не только органов госуправления, но и ассоциаций автобизнеса».

«Данный переходный период позволит завершить в стране все мероприятия по созданию инфраструктуры функционирования системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия (в Республике Беларусь — это „ЭРА-РБ“), способной взаимодействовать с соответствующими системами стран ЕАЭС», — подчеркнули в «Госстандарте».

Изменится ли что-то для белорусского рынка?

Onliner.by обратился за комментарием к представителю Белорусской автомобильной ассоциации. «В РФ требование уже вступило в силу, в Беларуси еще нет, однако это не означает, что к нам массово поедут россияне, чтобы скупать автомобили, — уверен Сергей Варивода, член правления БАА. — Даже если они и купят машину, на родине не смогут поставить ее на учет. [Правда, это не отменяет работу „серых схем“, в частности, с белорусской регистрацией. Ведь цены в России подрастут, а в РБ нет — прим. Onliner.by.] К тому же есть некоторые модели (например, UAZ Patriot), которые успели получить одобрение на выпуск до начала 2017 года, не имея устройства экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Срок этого одобрения — три года».

«Дилеры в довесок к „пустому“ автомобилю продают и пакет опций, — дополнил Сергей Варивода. — В него в вопросе безопасности помимо подушек, Isofix, ABS и прочего войдет и экстренное оповещение. Это дополнительная функция по обеспечению безопасности, и, конечно, за нее придется доплатить. Пока же система „ЭРА-РБ“ не работает в нашей стране. Сигнал от автомобиля, попавшего в ДТП, должен поступать на спутник, от него — в диспетчерский пункт, а позже — к службам экстренного реагирования (МЧС, „скорой“, МВД). Но система пока не имеет покрытия диспетчерскими пунктами. Потому и требовать моментального внедрения устройства экстренного оповещения для автомобилей бессмысленно. До конца 2018 года инфраструктуру должны развить».

Дополнено

На каком этапе «ЭРА-РБ» находится сегодня?

По нашим сведениям, сегодня существует протокол Совмина, который ставит заинтересованным министерствам задачу подготовить план мероприятий для внедрения системы «ЭРА-РБ», внести свои предложения. В нем также указано, что в настоящее время вопрос не решен. Однако этим документом не закреплено ответственное министерство или ведомство, которое будет заниматься конкретно развитием системы. Ответственного должен закрепить отдельный нормативный документ, который пока не вышел. До этого момента внедрения не предвидится.

Но испытания «ЭРА-РБ» уже проводились.

Разработкой «пилота» занимались специалисты ОАО «АГАТ-системы управления». Один из сотрудников компании рассказал Onliner.by: «Я являлся одним из разработчиков опытного участка системы „ЭРА-РБ“ — еще в 2014 году. Комиссия (с участием представителей МВД, МЧС, Минздрава, Минсвязи, Госвоенпромкомитета) провела оценку соответствия предъявленным требованиям. Подтвердилось, что опытный участок соответствует. Далее встал вопрос о масштабировании (распространении по всей стране) участка. А это: построение или аренда диспетчерского центра, организация круглосуточной работы диспетчеров, каналов связи, электропитания, серверов. Этот комплекс вопросов и нужно решить».

«Сегодня вопрос решается на уровне правительства, — добавили в ОАО „АГАТ-системы управления“. — Вначале назначат ответственное министерство или ведомство, после оно должно определить оператора, некую компанию. Поэтому сейчас сложно говорить, как именно будет функционировать система в нашей стране через полгода или через год. Так как на этапе развертывания системы могут быть приняты разные решения, отличающиеся от, скажем так, „пилотной версии“ 2014 года».