«Монтик», как ласково называет свой автомобиль Александр из минского клуба любителей ретро-тачек «АвтоАмерика», светился и на белорусских парадах, и на заграничных. Эту красоту должен видеть свет, решил автолюбитель и отправился в летний тур по странам Балтии. Один из пунктов — фест под названием American Beauty Car Show на территории старинного замка у эстонского города Хаапсалу. Минчанин постучал по капоту своего Chevrolet Monte Carlo 1975 года выпуска и отправился в путь.
Chevrolet, на котором Александр поехал в Эстонию, называют уникальным для Беларуси лоурайдером. На купе Monte Carlo второго поколения установлена гидравлическая подвеска и 6,6-литровый атмосферный мотор, потребляющий до 30 литров топлива на сотню км. Такой автомобиль сложно не заметить в потоке, едешь ли ты по улицам Минска или по трассам Прибалтики. Александр поделился своими водительскими впечатлениями от бывшей советской республики: интересно, насколько сильны отличия?
— Кто-то скажет, что я зажрался, но в ближайшие Литву и Латвию езжу как к себе домой. Сейчас наметился недельный перерыв между двумя крупными автофестами, и я успел на пару деньков заглянуть в Минск, а «Монтик» даже не стал вывозить: он стоит в Риге. Скажу так: если в странах Прибалтики, граничащих с Беларусью, можно найти много общего, то уже в Эстонии совсем другой автомобильный мир. Он ближе скорее к Скандинавии, чем к нам. Это отражается и на автопарке: постоянно встречаются шведские Volvo, Saab, Scania. Что интересно, Таллинн облюбовали россияне, потому на пути к эстонской столице можно видеть спешащие Toyota Land Cruiser с номерами РФ и расслабленно движущиеся местные малолитражки.
Основной стереотип о стране — неспешность. Еще с советских времен над ними смеются: мол, самая медленная из известных наций. Хотя бы вспомните анекдоты про горячих эстонских парней. На самом деле это еще одна схожая черта с той же Швецией, куда я заезжал два года назад. Никто никуда не торопится. Все едут не спеша, строго соблюдая правила, в особенности скоростной режим. Можно сказать, что они чересчур культурные: нет резких маневров, нет суматохи и лишних перестроений. Неправильно будет говорить, что они тормозят: они просто неторопливы. Тем не менее всюду успевают. У нас же как будто принято выезжать в последний момент, опаздывать и спешить. Отсюда, на мой взгляд, растут ноги у различных подрезаний, призывов не «тошнить» в левой и желании встать первым на светофоре.
Примечательно, что там даже не очень принято обгонять на загородных трассах. Легковушки спокойно плетутся за большегрузом, и нет намеков на то, что за рулем личного транспорта водители нервничают, то есть на встречную не высовываются, чтобы посмотреть, как там обстановка. Едут как едется. Штраф за нарушение правил обгона (не пробовал, утверждаю со слов местных, конечно) — 400 евро. Тут это любимая сумма для штрафа по линии несоблюдения ПДД. Проезд ж/д переезда, непредоставление преимущества, езда по встречной в запрещенном месте, перевозка маленьких детей без устройства — за все потребуют именно четыре сотни. А вот за игнорирование сигнала об остановке транспортного средства — в два раза больше. Вот так сурово.
Еще одна абсолютно европейская черта — никто не превышает. Скоростной режим в городе — 50 км/ч. Больше особенно и не разгонишься: маленькие узенькие улочки, повсюду пешеходные переходы да светофоры. На двухполосных трассах разрешено 90 км/ч, за соблюдением которых днем и ночью наблюдают камеры. И если в Польше можно найти местного водителя, сесть ему на хвост и притормаживать вместе с ним перед камерами, здесь так не выйдет. Просто потому, что они не превышают и без «зоркого глаза». Если кому-то интересно, то штрафы за несоблюдение скоростных ограничений в Эстонии довольно внушительные: до 20 км/ч — 120 евро, от 21 до 40 км/ч — 400, от 41 км/ч до 60 км/ч — 800, свыше 60 км/ч — 1200 евро. Самых отъявленных нарушителей ждет дополнительное лишение прав от месяца до года.
Трассы, к слову, не похожи на шведские или польские. Последние знамениты среди путешественников своей узостью и полным отсутствием обочин: на второстепенных дорогах справа не больше метра, а на автобанах — либо ограждение, либо сразу кювет. В Эстонии же дороги строили по советским стандартам: широкие и с местом, где можно было бы остановиться полюбоваться красотами. Для нашего брата, не привыкшего быть стесненным, это воспринимается как безусловный плюс.
А вот минусом можно назвать цены на топливо. С учетом того, что «Монтик» потребляет под 30 литров на сотню, заправки не приносили большого счастья. В Эстонии просят 1,12 евро за литр, для сравнения, у нас — 0,5 евро. Говорят, качество у них лучше, но особой разницы не заметил. Также автотуристам стоит знать об обязательных в этой стране требованиях: ближний свет должен быть включен всегда, в машине нужно возить с собой жилет со светоотражающими полосками. Ну а в городах широко развита система платных парковок с разделением на зоны с разной платой (на территории старого города в Таллинне ценник доходит до 6 евро в час), найти бесплатное место нужно постараться.
Еще один нюанс, усугубляющий стереотип о размеренности и медленной жизни, — небольшой трафик. Машин попросту мало. Тут надо открыть энциклопедию и выяснить численность населения республики. Если общедоступные источники не врут, в Эстонии проживает 1,3 миллиона граждан. Для сравнения, напомню, что в одном Минске обитает почти 2 миллиона. Соответственно, и количество автомобилей на дорогах небольшое. Никто из местных не скрывает: многие из тех, кто был способен на покупку новых автомобилей, уехали в западные страны Евросоюза, отчего страна стала еще более малочисленной, а дороги — более пустыми.
Но когда мы прибыли в пункт назначения — тот самый замок в Хаапсалу — мы буквально обалдели. Туда приехали такие крутые тачки, которыми смогли бы восхититься и далеко не фанатичные любители автомобилей. Долгие описания тут излишни, лучше один раз увидеть.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by